Проблема человека в русской философии ХХ в. (на примере персоналий по выбору)


Важнейш харак рус ф явл: принципы цельности; положительного всеединства; этического персонализма; соборности; реальной интуиции; истины-справедливости; космизма.

В русской рел фил сущность состоит в том, чтобы соед чел с Богом, причем у Ницше -человекобог, у русск - богочеловек. Сугубо гуманистич характер.

Бердяев (1874 - 1948) - русский философ - идеалист. Философия Бердяева впитала в себя множество разнообразных источников. В различные периоды его вдохновляли Кант, Маркс, Шопенгауэр, Ницше. Из русских мыслителей заметное влияние оказали Михайловский, Достоевский, Соловьев и другие. В начале своего творчества прим к “легальному марксизму”,позже стал активн противником уч Маркса. В Париже основал и редактировал религиозно-фил журнал «Путь». Осн. работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность", "Философия свободы", "Философия свободного духа", "О назначении человека". Человекесть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное.Ч-к - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид - натуралистически- биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Весь трагизм состоит в столкновении конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия чел как дух сущ и чел как природного сущ.

С начала ХХ в. был одним из главных идеологов богоискательства. Ранний Бердяев пытался сочетать гуманизм Маркса с антропологическим социализмом Михайловского и метафизикой неокантианства. Зрелые философские воззрения Бердяева представляют собой одну из первых в Европе разновидностей христианского экзистенциализма. Философия Бердяева - это ф-я личности, свободы, творчества.. Человек изначально свободен. Зло - роковая необходимость несвободы, она царит в природе. Грех также проявляется больше в природе, а не в человеве. Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, определяемая как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он себя свободно выбирает. “Чувство вины за все совершающееся вокруг него - чувство свободного человека” (Бердяев). Узник или раб тоже может быть “свободен “, говорит Бердяев, соответствующим образом самоопределяя свое отношение к своему положению. Отсюда вывод: задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а том чтобы изменить свое отношение к нему.

Философия Бердяева антропоцентрична - проблема духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлений. По Бердяеву “личность вообще первичнее бытия”, бытие - воплощение причинности, необходимости, пассивности, духовное начало свободное, активное, творческое. Понятие объективного мира Бердяев заменяет термином “объективированный мир”, интерпретируя его как “объективацию реальности”, порожденную субъективным духом. Частично признавая социальную обособленность бытия личности, он вместе с тем считает главным в человеке то, что определяется его внутренним миром, а не внешним окружением. Личность, по Бердяеву прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть понято лишь в ее отношении к богу. Бердяев рассматривая три типа времени (космическое, историческое и экзистенциальное или мета историческое), он главным образом озабочен предсказанием того, как “мета история входит в историю”, обоснованием приближения конца истории. Эти мотивы особенно сильно проявились в его последних работах. Бердяев считал, что философия хочет не только познания мира но и улучшения его. Мораль и нравственность Бердяев строит на христианских заповедях. Пример: Даже если вы вегетарианец вы в ответе за всех тех кто употребляет мясо. Если вы гражданин воюющего государства вы в ответе за тех кого убили солдаты вашего государства. В экзистенциальном плане развивает космические идеи Бердяев. Для него человек есть центр Вселенной, ее духовное средоточие, поэтому человек в ответе за весь тварный мир. Ощущение родства с природой, обретение космического сознания — в этом его задача. «Человеческая личность есть существо социальное н космическое, т. е. имеет социальную и космическую сторону, социальный и космический состав, но именно потому человеческую личность нельзя мыслить как часть в отношении к общественному и космическому целому. Человек есть микрокосм...». Судьба человека, по утверждению Бердяева, зависит от судьбы природы, космоса, он не может отделить себя от них, вместе с тем на нем лежит вся ответственность за весь строй природы, за все, что в нем совершается. Лишь человек, занявший уготованное ему Творцом место в космосе, способен преобразить космос в «новое небо» и «новую землю».

Основные 4 понятия философии Б. : 1. личность - свободное духовное творческое начало 2. дух - начало свободы 3. свобода 4. творчество Личность - не часть космоса, космос - часть чел. личности. Личность - не субстанция, это творческий акт. Интересы личности превыше интересов об-ва, но в то же время "Я" находит себя через "Ты". Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух. Он реально присутствует в жизни людей высокой духовной жизни и в человеческой творческой деятельности. Духовное бытие человека тесно связано с божественной духовностью. Б. выделяет 3 вида свободы: 1. первичная рациональная свобода, т. е. произвольность 2. рациональная свобода, т. е. исполнение морального долга 3. свобода, т. е. проникнутая любовью бога. Б. отвергает всемогущество бога. Бог не творит воли существ вселенной, а просо помогает тому, чтобы воля становилась добром. Творчество - цель жизни человека на земле. Бог создал человека для творческого процесса. Грехопадение человека не отнимает его способности к творчеству. В "Русской идее" Б. высказал веру в особое религиозное историч. предназначение России. Рус. народ - религиозный тип. Конец мира означает осуществление царского мира на земле.

Соловьев(1853-1900)- перв рус ф-ф, кот приобрел мировую известность, именно как ф-ф. Его ф – ф всеединства; он тяжело переживал разорванность рус общества, мировой цивилизации, считал, ч Россия явл частью европейской культуры. Общественно-историч зад Рос - спасти падшего чел и человечество. Свою ф строит как нравственную ф. «Я стыжусь, следовательно, я существую». В обной из основ работ – «Оправдание добра» нашла отражение идея всеединства – учении о положительном синтезе, о мудрости, которая явл его онтологией всеединства. Всеединсто – есть синтез истины, добра и красоты. Цель историч процесса – приблизить реальность к божественному миру. Его м/назвать идеалистом, но он признавал материальность мира. Мир – хаос, но не всегда. Чел – центр мира, д/стать источником гармонии мира, посредник между природой и Богом д/изменить природу до ее одухотворенности. Нравствен смысл чел личности реализуется непосредственно в акте любви к др. чел и к Богу. Истинный источник и предмет чел любви - это понятие вечной женственности, сопоставимое с понятием Софии (мировой душой, смыслонаполненности вещей). В социальном плане – идея всеединства – богочеловеческий союз всех людей, вселенская церковь, кот объединяет все религии. Залог такого единства – объединение католической и православной цервкей. Ввел в оборот понятие «русской идеи» - определяя ее как историч роль Росс в создании историч троицы – единения церкви, государства и общества (на равных правах).

По учению Соловьева: низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее “вбирает в себя” низшее. Онтологической основой всеединства выступает божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”. Всеединство - единство творца и творения. Бог у Соловьева - “космический разум”, “существо сверхличное”, “особая организующая сила, действующая в мире”. Для того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия он вводит понятие “мировая душа”, которая является непосредственным субъектом всех изменений в мире. Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, абс и вечной сущностью и преходящим явлением. Чел есть и божество, и ничтожество.

Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии - мудрости. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию богочеловечества. Воплощением богочеловечества выступает Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом, но и высшей целью развития всего исторического процесса - соединение человека с богом. Безусловное “всеединство” постигается по С., лишь “цельным ” знанием, которое представляет собой соединение мистического (религиозного), рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. Причем основу составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета познания. Соловьев выражал в русской религиозной философии интеллектуальную тенденцию. Он стремился поставить разум на службу вере.

Человеку следует улучшить природу, как самого себя. Перед человеком стоит задача осуществления нравственной организации материальной жизни, что возможно лишь на основе любви к природе. Выделяет три типа отношения человека к природе: 1) традиционно восточный — «страдательное подчинение ей»; 2) классический западный — отрицательно-деятельное отношение, пользование природой как безразличным орудием; 3) положительно-деятельное отношение — «утверждение ее идеального состояния — того, чем она должна стать через человека». В итоговом, новом типе отношения должно осуществиться Воскрешение природы

Флоренский (1882-1937) Религиозн ф-ф, ученый энциклопедист. Осн. работы "Столп и утверждение истины", "Смысл идеализма". Обладал блестящ дарованиями и изумит ученостью в разн областях. Зак Московский университет и духовную семинарию, читал лекции по ф. Блестяще знал запад ф, но искал опору в православном сознании и развивал свои ф взгляды в пределах религиоз сознания. Обоснов цельность, единство, гармонию бытия. Развивал идею Соловьева о всеединстве. Решая проблему всеединства, он с большой силой подчеркивал единство Космоса как тайну природного бытия. Разраб Софиологию. София - вселенская реальность, собранная воедино любовью бога и озаренной красотой святого духа. Если рассматривать Софию с точки зрения трех ипостасей, то она есть: 1. идеальная субстанция сотворенного мира 2. разум твари, смысл, истина или правда ее 3. духовность, чистота, непорочность, т. е. красота Полюс противоположный полюсу святости, красоты, находится в царстве греха, в котором САМОСТЬ выраженная тождеством "я-я" и не соотносящая себя к своему "другому", т. е. богу и всем тварям остается во тьме и вместо обретения полноты бытия пребывает в состоянии разделения. Божья любовь - связь личности. Без этой любви личность теряет свое органическое и субстанциальное единство.Утвер единство сей твари в Боге, восхож от космоса к Абсолюту. увидеть истину бытия может только опир не веру сердца. Любовью достиг истина. Любовь – онтологическая категория. Разраб идеи символизма, семиотики(лингвистика, искуствоз, метафизика иконы, математика, физика). Истина - есть абсолютная реальность, сверхрац. ценность. Истина познается благодаря религиозному переживанию, которое подтверждает, что бог - "единосущее". Ввел понятие ТЕОДИЦЕИ -восхождение человека к богу, возрастание силой благодати потенциала человеческой личности.

Человек и природа равномощны, при этом человек представлен как «сумма мира, сокращенный конспект его», а Мир как, «раскрытие человека, проекция его». Человеку предстоит познать самого себя, свою сущность, и это познание возможно через познание бесконечного космоса. Задача человека, его назначение на Земле — раскрыть и утвердить космичность природного бытия, освободить его от царящего в мире зла. Флоренский высказывает мысль о существовании в биосфере особой духовной оболочки, «вовлеченной в круговорот культуры». Эту оболочку он называет пневматосферой.

Булгаков (1871-1944) ф-ф, богослов, экономист. В мол испыт влияние марксизма, позже его резко отверг. Чистой ф быть не может, так ф всегда соприкасается с проблемами Абсолюта. Углубив темы космологии. Ф творчество Б. Повлияло на развитие рус ф. Восприняв идею В.Соловьева о всеединстве, Б. развивает учение о Софии – премудрости Божией – как предвечно сущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своей существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. Чел, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего. Народно-хозяйствен и обществен организм теряет жизнь если его покид силы духовные,кот нах в религиозн жизни. Констатир «духовное одичание» народа. Чел творчество в познани и д\б перестр на релиозн началах.

Шестов (1866-1938)ф-ф, литератор. Определяющий момент его учения - несовместимость веры и разума. Действительность иррациональна, абсолютно непознаваема. Гл зад ф счит выявление основ чел жизни. Пытаясь осмыслить трагическое положение человека в мире, он разрабатывал «философию трагедии», обращаясь к Священному писанию. Считая, что разум и наука равнодушны к страданиям человека и поэтому не представляют подлинной ценности для личности, он обратился к религии, видя в откровении путь к личному спасению, к подлинной истине и свободе.

Наши рекомендации