Оценочные средства контроля формируемых компетенций
Шифр и формулировка компетенции | ||
Конкретизированные цели освоения дисциплины, обеспечивающие формирование компетенции | Оценочные средства контроля формирования компетенций | Баллы |
ОПК-1 - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии | ||
З.1. роль будущей профессии в обществе | Выступление с докладом на сем. занятии Презентация | 5 3 |
У.1. объяснять значимость должного поведения для поддержания значимость своей будущей профессии в обществе | Эссе Письменный отчет | 3 5 |
В.1. способами реализации должного поведения, демонстрирующего осознание будущим социальным работником социальной значимости своей будущей профессии | Решение этических задач Контрольная работа Устный отчет | 5 10 5 |
ОПК 7- способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления | ||
З.2. теоретические основы деонтологической регуляции профессиональной деятельности | Выступление с докладом на сем. занятии Терминологический диктант | 5 5 |
З.3. источники формирования этических и деонтологических норм профессиональной деятельности в социальной работе | Презентация Реферат | 3 5 |
З.4. основные требования к поведению и деятельности социального работника (положения профессионально-этического кодекса социального работника), идеальные образцы поведения в профессиональной деятельности | Контрольная работа Устный отчет | 10 5 |
У.2 критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков | Эссе Терминологический диктант | 3 5 |
У.3. управлять своим поведением и нести ответственность в согласно профессионально-этическим кодексу социального работника | Устное выступление с докладом на сем. занятии | 5 |
У.4. проектировать свою деятельность в соответствии с принятыми в профессиональном кодексе нормами и правилами поведения, отношений и деятельности в социальной работе | Устный отчет Презентация Решение этических задач | 5 3 3 |
В.2 способами самопознания и саморазвития и коррекции своего профессионального поведения | Конспектирование Реферат | 5 5 |
В.3. способами формирования и совершенствования профессионально-этических знаний и умений путем изучения положительного опыта профессиональной деятельности | Письменный отчет Тест | 5 7 |
4.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля
Основные понятия курса для терминологического диктанта
1 раздел: этика, мораль, нравственность, ценности, норма, долг, совесть, ответственность, моральные профессиональные отношения, нравственные профессиональные действия, нравственное сознание; нравственная норма, взаимопомощь, взаимодействие; фасилитация, эмпатия.
2 раздел: деонтология, профессиональная этика, этикет, профессиональный этический кодекс, профессиональная пригодность, конфиденциальность, ответственное поведение; нравственные качества, деловое общение, профессиональный этикет; ценностно-ориентированная деятельность.
Примерная тематика рефератов
1. Проблемы аксиологии социальной работы.
2. Долг и ответственность в социальной работе.
3. Ценность человека как ценностное основание профессиональной социальной работы.
4. Ценности и цели социальной работы: взаимосвязь и взаимовлияние.
5. Место и роль аксиологического подхода в социальной работе.
6. Социальная работа как специфическая этико-аксиологическая деятельность.
7. Место и роль идеала в профессиональной социальной работе.
8. Должное поведение в профессии.
9. Религиозная идеология и ее роль в формировании этико-аксиологических оснований социальной работы.
10. Особенности современного этапа формирования этико-аксиологических основ социальной работы.
11. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.
12. Проблема морального выбора социального работника и ее отражение в профессионально-этической системе.
13. Проблемы формирования этического сознания социального работника.
14. Направления ответственного поведения социального работника
15. Роль смысла и содержания профессиональной деятельности в формировании этического сознания специалиста.
16. Воспитание и самовоспитание в процессе становления личности специалиста социальной сферы.
17. Этико-аксиологические аспекты профессионального отбора и профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.
18. Механизмы этико-ценностного регулирования поведения, деятельности и отношений
19. Профессионально-этическая кодификация деятельности: исторические аспекты.
20. Роль системы общественной морали в разрешении профессионально-этических конфликтов.
21. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в неспецифических сферах, отраслях и учреждениях (в здравоохранении, образовании, пенитенциарной системе, вооруженных силах и т.д.).
22. Этико-аксиологические аспекты различных видов социального обслуживания (на конкретном примере).
23. Деонтологический потенциал социальной службы (на конкретном примере) и его роль в повышении эффективности социальной работы.
24. Проблемы формирования этико-аксиологического сознания социального работника в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и практической деятельности.
25. Место и роль профессионально-этической системы социальной работы в гуманизации общественных отношений.
26. Деонтологические аспекты взаимоотношений и взаимодействия социального работника с клиентом.
27. Роль личности специалиста в повышении эффективности социальной работы.
28. Место и роль профессионально-этического кодекса в социальной работе.
29. Профессионально значимые черты личности социального работника.
30. Место и роль профессионально-этической компоненты в структуре подготовки кадров профессиональных социальных работников.
31. Профессиональный долг социального работника: сущность и содержание. Понятие и структура системы ценностей.
32. Место и роль системы ценностей в профессиональной социальной работе, ее функции.
33. Сущность и содержание аксиологических оснований социальной работы.
34. Сущность и содержание профессионально-этической системы социальной работы.
35. Основные цели и задачи профессионально-этической системы социальной работы.
36. Функции профессионально-этической системы социальной работы.
37. Сущность и содержание основных этических и деонтологических категорий в социальной работе.
38. Нравственная норма как структурный компонент профессиональной морали в социальной работе.
39. Этика и этикет в социальной работе: общее и особенное, взаимосвязь и взаимовлияние.
40. Взаимоотношения в коллективе учреждения социальной защиты: этико-аксиологические аспекты.
41. Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений социального работника с клиентом.
42. Понятие, сущность и содержание профессионального долга социального работника.
43. Этика, мораль и нравственность в социальной работе: взаимосвязь и взаимовлияние.
44. Этика общения и взаимодействия с учреждениями и организациями.
45. Ценности и идеал профессиональной социальной работы.
46. Место и роль профессионально-этического кодекса в социальной работе.
47. Сущность и назначение профессионально-этических кодексов в социальной работе.
48. Профессиональный долг и гражданский долг социального работника: общее и особенное.
4.2.3. Примерные тестовые задания
- Этика – это:
а) учение о добре;
б) учение о долге;
в) учение о морали;
г) учение о добродетели.
- Что является предметом этики:
а) мораль;
б) деятельность;
в) сознание;
г) воля.
- Кто ввел в науку термин «этика»?
а) Сократ;
б) Аристотель;
в) Платон;
г) Кант.
- Какого вида этики не существует:
а) научной;
б) практической;
в) религиозной;
г) профессиональной.
- Какая этика занимается проблемами, связанными с нормами, принципами, ценностями, т.е. с их определением, анализом, с проблемами их формирования и воспитания?
а) нормативная;
б) религиозная;
в) дескриптивная (теоретическая);
г) профессиональная.
- Укажите неверно названную функцию морали:
а) регулятивная;
б) мировоззренческая;
в) оценочная;
г) информационная.
- Совокупность определенных чувств, воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла называется…
а) нравственным сознанием;
б) нравственным поведением;
в) профессиональным долгом;
г) человеческим отношением.
- Мораль позволяет человеку строить свою жизнь, деятельность и свое поведение в соответствии с этическими нормами , что говорит о такой функции морали, как:
а) контролирующая;
б) оценочная;
б) регулятивная;
г) деятельностная.
- Что является одной из высших ценностей?
а) цель;
б) идеал;
в) норма;
г) деньги.
- Что не включает в себя психологический уровень нравственного сознания?
а) нормы;
б) бессознательное;
в) чувства;
г) волю.
- Кто из перечисленных философов относится к эпохе Античности?
а) Платон;
б) Ф. Ницше;
в) Л. Толстой;
г) А. Блаженный.
- Кто из перечисленных философов относится к эпохе Средневековья?
а) А. Швейцер;
б) М. Аврелий;
в) Ф. Аквинский;
г) Сенека.
- Кому из древних мыслителей принадлежит авторство книг «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».
а) Аристотелю;
б) Платону;
в) Сократу;
г) Эпикуру.
- Что изучает дескриптивная этика?
а) этическое знание;
б) мышление и его особенности;
в) теоретические вопросы о сущности морали, ее происхождении, законах развития;
г) поступки человека с точки зрения морали и нравственности.
- Какой уровень есть в нравственном сознании?
а) идеологический;
б) бессознательный;
в) познавательный;
г) психиатрический.
- Что такое ценность?
а) это свойства предмета или явления, передающие отношение к ним человека;
б) это специфически социальное определение объекта окружающего мира с точки зрения его положительного или отрицательного значения для человека и общества;
в) это важнейшая составная часть внутренней структуры личности, отвечающая за его поведение;
г) это образец, норма, высшая цель стремлений человека, , воплощает в себе желаемое будущее.
- Предполагаемый конечный результат - это:
а) ценность;
б) идеал;
в) ценностная ориентация;
г) цель.
- Какова природа ценности:
а) субъективно-объективная;
б) предметно-вещественная;
в) прескриптивно-дескриптивная;
г) положительно-отрицательная.
- От чего в большей степени зависят ценностные флуктуации:
а) от ситуации и обстоятельств;
б) от людей и их отношения;
в) от наличия средств или их отсутствия;
г) от общепринятого мнения.
- Что обеспечивает целостность и устойчивость личности?
а) сформированные ценностные ориентации;
б) наличие цели;
в) наличие идеала;
г) совокупность установок.
- Изменение ранга ценности в иерархии - это:
а) ценностная трансверсия;
б) ценностная флуктуация;
в) ценностная трансформация;
г) ценностная ситуация.
- Состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой, называется:
а) ценностная ориентация;
б) установка;
в) потребность;
г) мотив.
- Как называется наука, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований бытия, задающих направленность и мотивированность человеческих поступков?
а) праксиология;
б) аксиология;
в) этика;
г) философия.
- Изменение смысла и содержания ценности называется:
а) ценностной флуктуацией;
б) ценностным отношением;
в) ценностной трансформацией;
г) ценностной трансверсией.
- Практическая реализация ценностей добра и зла, осознанных человеком, называется:
а) моральное сознание;
б) моральная ответственность;
в) моральная идеология;
г) моральная деятельность.
- Что такое иерархия ценностей?
а) упорядоченность в соответствии со значимостью и рангом - уровнем положения ценностей;
б) структурно и функционально связанная совокупность ценностей;
в) научная дисциплина, занимающаяся изучением ценностей;
г) деление ценностей на группы в соответствии с их типом.
- Нравственные отношения - это ...
а) отношения между людьми, которые складываются при реализации моральных ценностей;
б) отношения, складывающиеся в обществе под воздействием приоритетных ценностей;
в) отношения между людьми, которые складываются в процессе совместной деятельности;
г) отношения между двумя высоконравственными людьми.
- С чем не связана мировоззренческая функция морали ?
а) с представлениями о добре и зле ;
б) с размышлениями о смысле жизни;
в) с объяснением своих поступков, наполнением их смыслом;
г) предвидением будущего.
Задачи к разделу 2
Ситуация 1. На прием к социальному работнику пришла женщина. От первого брака у нее имеется дочь девяти лет. Во второй брак она вступила с мужчиной, с которым проживает его четырнадцатилетний сын. Отношения в новой семье между детьми и родителями не складываются, то есть мальчик не ладит с мачехой, а девочка - с отчимом. Из-за этого муж с женой постоянно ссорятся. Какие из профессионально-моральных принципов должны определять деятельность социального работника? Ответ аргументируйте. Ситуация 2. - Вы не могли бы принять меня без очереди, мне очень тяжело стоять? - Извините, принять без очереди не смогу, но могу предложить вам стул. Что иллюстрирует эта ситуация в действии социального работника? Ситуация 3. Социальный работник, уезжая в командировку, попросил своего коллегу подменить его на время отсутствия. Коллега отказался, сославшись на большую загруженность. По этой причине возник конфликт. Как можно было избежать конфликта? Ситуация 4. - До конца вашей работы осталось 15 минут, а в очереди ещё 10 человек. - Не беспокойтесь, бабушка, мы не уйдём с рабочих мест до тех пор, пока не оформим все документы. С чем можно согласиться в реплике социального работника и что вызывает возражение? Ситуация 5. Женщина 75 лет, одна воспитала дочь (муж погиб в Великой Отечественной войне). Дочь умирает от серьезного заболевания. Других родственников нет. Женщина тяжело переживает своё горе. Она стала замкнутой, по-теряла всякий интерес к жизни. Соседка обратилась в службу социальной помощи. Чем сочувствие отличается от участливости? Ситуация 6. Социальный работник замечает, что коллега принимает от клиентов подарки. Как связаны долг и ответственность социального работника перед профессией и коллегами?Ситуация 7. Заведующий отделом соц. защиты обращается к молодому специалисту по социальной работе: "Вы сделали ошибки в представленном недавно отчете, чему Вас учили?». Какой должна быть реакция молодого специалист на замечание? Ситуация 8. Молодой коллега: «Мне кажется, что ваши методы работы с клиентами устарели». Как это высказывание согласуется с требованием этического кодекса социального работника? Ситуация 9. В социальную службу пришла на работу выпускница вуза по специальности «социальная работа». В коллективе работали, в основном, женщины средних лет, не имеющие специального образования. Замечания молодой сотрудницы вызывают раздражение коллег. Найдите в кодексе социального работника, которые могут помочь в этой ситуации. Ситуация 10. В социальную службу пришел новый работник – выпускница ВУЗа, специалист по социальной работе. Есть основные теоретические знания, практики мало. Отношения в коллективе складываются неплохо, все оказывают посильную помощь. Лишь с одной сотрудницей установить контакт не удается – со своим руководителем. Она - специалист с большим опытом, высококвалифицированный, компетентный. Но на все обращения «новенькой» реагирует одинаково: «Вас в институте учили, должна знать…». Ситуация 11. В центре социальных услуг в результате болезни одного социального работника, дела его клиентов были переданы одному из коллег. Коллега жев работе с этими клиентами стал критиковать методы работы заболевшего сотрудника при его клиентах. Дайте оценку действиям этого социального работника. Ситуация 12. В социальную службу приняли на работу молодого специалиста, и он предлагает коллегам внедрение новых методов, которые, по его мнению, способствуют повышению эффективности работы. Коллеги эту идею не поддерживают. Каковы должны быть действия молодого специалиста? Ситуация 13. Коллега: Вы, я думаю, дали не тот совет клиенту, какой нужен был бы в этой ситуации. Правомерно ли такое замечание? Ситуация 14. Клиент: Я же в прошлый раз приходила, вы мне сказали, что все справки есть, не хватает только вот этой. Теперь опять, только - другой. Вы, что издеваетесь надо мной? Как можно разрешить эту ситуацию? Ситуация 15. В кабинете находятся несколько социальных работников, осуществляющих помощь клиентам. Один из сотрудников в присутствии остальных обвинил другого в том, что тот не компетентен в решении данного вопроса клиента. Как этот инцидент согласуется с отечественным кодексом (пункт 3.1.к)? Ситуация 16. Клиент: Я прихожу уже третий раз, но вашей помощи в разрешении моей проблемы не вижу. Как можно попытаться восстановить доверие клиента? Сформулируйтеответную фразу. Ситуация 17. Диалог коллег. - Такие методы работы не используют в нашей организации. - Новаторство иногда приводит к положительным результатам. Мои методы этичны, почему же не использовать их? Проанализируйте диалог. Используйте положения отечественного кодекса (3.1.б, 3.1.ж.) Ситуация 18. На приём к социальному работнику пришла пожилая женщина. Её муж погиб на войне в Афганистане, а дочь, которую она вырастила, выйдя замуж и родив ребёнка, стала жить своей семьёй. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он пришел жить к бабушке, и не хочет возвращаться домой, т.к. его родители страдают алкоголизмом. Женщина просит совета у социального работника. Может ли несовершеннолетний ребёнок являться клиентом социального работника? Обладает ли он правом на самоопределение? Ситуация 19. Женщина подвергается насилию в семье. Обратилась за помощью к соц. работнику. В чём смысл принципа самоопределения клиента применительно к этой ситуации?