Тема: Подробное изложение повествовательного текста
Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Какова его основная мысль?
(Запись текста под диктовку. Самопроверка по учебнику, самооценка.)
III. Работа по теме урока
Знакомство с текстом, беседа по содержанию
Упр. 138(с. 65).
— Прочитайте текст.
— Определите тип текста. (Повествование с элементами описания.)
— Назовите его тему и основную мысль. (Внимание и благодарность к родным, близким, знакомым приносят радость тому, кто благодарит, и тому, кого благодарят, кому оказывают внимание.)
— Озаглавьте текст. («Мимоза».)
2. Обсуждение структуры текста, орфографическая подготовка
— На сколько частей можно разделить текст? (На четыре.)
— О чём говорится в первой части? (Витя увидел веточки мимозы.)
— Как автор говорит о веточках?
— Обратите внимание на то, как написана дата 8 Марта.
— Назовите опорные слова в первой части.
— Объясните написание окончаний прилагательных, безударных гласных в словах.
— О чём говорится во второй части? (Витя подарил маме открытку.)
— Прочитайте текст поздравительной открытки.
— Как ответила мама на поздравление сына?
— Назовите опорные слова во второй части.
— Объясните написание слов с орфограммами в корне и окончании.
— О чём говорится в третьей части? (Витя подарил Лене Поповой три веточки мимозы.)
— Назовите опорные слова в третьей части.
— О чём говорится в четвёртой части? (Никто из девочек, кроме Лены, не получил подарка в этот день.)
— Как автор называет мимозы в этой части? Уместно ли использование местоимения они в третьем предложении?
— Обратите внимание на повторение слова такие. С какой целью автор несколько раз употребляет это слово?
— Почему Лене казалось, что в цветах отражается солнце?
— Назовите опорные слова в четвёртой части.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Пересказ текста
Работа над изложением
(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)
VI. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
— Чему учит этот текст?
— Какие затруднения вы испытывали при написании изложения?
Домашнее задание
Упр. 137 (с. 65).
Упр. 138 (с. 65) — выполнить разбор слова (перед) Леной как части речи.
___________________________________
Тема: Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Местоимение».
Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
Лесной голосок
Всолнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая — кукушка! (119 слов)
Грамматическое задание
1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
2. Распределить слова по группам и записать в два столбика. Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу ... пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На ... были красные, жёлтые, оранжевые листья. ... встал под деревом. На ... дождём посыпались осенние листья.
(Можно использовать КИМы: контрольный диктант (с. 82); сборник диктантов и проверочных работ: контрольные диктанты (с. 225-226).)