Тема: Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Цель:проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».
Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
Зимний день
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали с лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)
Грамматическое задание
1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.
2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.
1) В ...,...,... уборе стоит осенний лес.
2) На ... небе загорелись ... звёзды.
(Можно использовать КИМы: контрольный диктант (с. 78—79); сборник диктантов и проверочных работ: контрольные диктанты (с. 218—219).)
III. Подведение итогов урока
— Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?
— В написании каких слов вы сомневались?
________________________________
Тема: Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя».
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать умение выполнять работу над ошибками; повторить изученное об имени прилагательном.
Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осознанное ипроизвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение рассказов, составленных учащимися.)
— Какие прилагательные вы использовали и с какой целью?
III. Анализ контрольного диктанта
(Учащиеся классифицируют допущенные ошибки изаполняют таблицу.)
Орфограммы | Количество ошибок |
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением | |
Парные согласные в корне слова | |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нч | |
Разделительный мягкий знак | |
Разделительный твёрдый знак |
Орфограммы | Количество ошибок |
Безударные падежные окончания имён существительных | |
Безударные падежные окончания имён прилагательных | |
Правописание слов с не | |
Слова с непроверяемыми написаниями | |
Пропуск, замена букв | |
Всего ошибок |
— Выпишите слова, в которых вы допустили ошибки, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова.
(Учащимся, не допустившим ошибок, можно предложить следующее задание.)
— Спишите, вставьте попущенные буквы.
На мёрзл., землю л..гла з..ма. Ги..к.. ств.лы над л..сными д..рогами согнулись кружевн.. арками. В зимн.. л..су много зв..риных и птичьих следов.
По краю глубок., оврага ст..ят огромн.. осины. В мя..к.. осинов.. ств.лах устраивают св..и дупла дятлы. Над реч..кой склонилась ива с тонк.. длинн.. в.твями. На сн..гу видны сл..ды б..бров.
IV. Физкультминутка
V. Повторение
Творческое задание
(Перед учащимися репродукция с изображением пейзажа.)
— Запишите по репродукции словосочетания «прил. + сущ.» в разных падежах.
— Обменяйтесь тетрадями.
— Определите падеж имён прилагательных в словосочетаниях, которые составил ваш сосед.
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.