Тема: Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель:проверить знания, умения и навыки по теме «Имя при­лагательное».

Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач в зависимости от конкретных условий; ре­флексия способов и условий действия, контроль и оценка про­цесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необхо­димых дополнений и корректив в план и способ действия; способ­ность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — уста­новление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольный диктант

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё во­круг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали с лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воро­бьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)

Грамматическое задание

1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилага­тельные.

1) В ...,...,... уборе стоит осенний лес.

2) На ... небе загорелись ... звёзды.

(Можно использовать КИМы: контрольный диктант (с. 78—79); сборник диктантов и проверочных работ: контрольные диктанты (с. 218—219).)

III. Подведение итогов урока

— Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?

— В написании каких слов вы сомневались?

________________________________

Тема: Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя».

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать умение выполнять работу над ошибками; повторить изученное об имени прилагательном.

Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осо­знанное ипроизвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. - владение монологи­ческой и диалогической формами речи в соответствии с грам­матическими и синтаксическими нормами родного языка; р. - сличение способа действия и его результата с заданным эта­лоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной дея­тельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение рассказов, составленных учащимися.)

— Какие прилагательные вы использовали и с какой целью?

III. Анализ контрольного диктанта

(Учащиеся классифицируют допущенные ошибки изапол­няют таблицу.)

Орфограммы Количество ошибок
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением  
Парные согласные в корне слова  
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нч  
Разделительный мягкий знак  
Разделительный твёрдый знак  
Орфограммы Количество ошибок
Безударные падежные окончания имён существительных  
Безударные падежные окончания имён прилагательных  
Правописание слов с не  
Слова с непроверяемыми написаниями  
Пропуск, замена букв  
Всего ошибок  

— Выпишите слова, в которых вы допустили ошибки, обо­значьте орфограммы, подберите проверочные слова.

(Учащимся, не допустившим ошибок, можно предложить сле­дующее задание.)

— Спишите, вставьте попущенные буквы.

На мёрзл., землю л..гла з..ма. Ги..к.. ств.лы над л..сными д..рогами согнулись кружевн.. арками. В зимн.. л..су много зв..риных и птичьих следов.

По краю глубок., оврага ст..ят огромн.. осины. В мя..к.. осинов.. ств.лах устраивают св..и дупла дятлы. Над реч..кой склонилась ива с тонк.. длинн.. в.твями. На сн..гу видны сл..ды б..бров.

IV. Физкультминутка

V. Повторение

Творческое задание

(Перед учащимися репродукция с изображением пейзажа.)

— Запишите по репродукции словосочетания «прил. + сущ.» в разных падежах.

— Обменяйтесь тетрадями.

— Определите падеж имён прилагательных в словосочетаниях, которые составил ваш сосед.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации