Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.

Цель:учить правильно писать окончания имён прилагатель­ных женского рода в именительном и винительном падежах.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельно­сти; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; к. — владение мо­нологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. *- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учеб­ной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют окончания имён прилагательных.)

— Почему у разных прилагательных одинаковые окончания? (Они употреблены в одном и том же роде и падеже.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте.

Перед дач..й, под дом.., к учительниц.., поветк.., на крыш., избушк.., в Сибир.., на велосипед.., по ине.., занёс подруг.., от радост...

— Какую орфограмму мы будем повторять? (Безударные па­дежные окончания имён существительных.)

— Каким алгоритмом вы будете пользоваться, чтобы правиль­но написать безударные окончания имён существительных?

— Спишите, вставьте пропущенные окончания. (Проверка по образцу.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложение.

Игрушечн.. машинка проехала через больш.. лужу.

— Определите род и падеж имён существительных. На какой вопрос они отвечают? (Оба существительных женского рода, отвечают на вопрос что?Существительное машинкаупо­треблено в именительном падеже, а существительное (через) лужу— в винительном.)

— Определите род и падеж имён прилагательных, которые от них зависят. На какие вопросы они отвечают? (Прила­гательное игрушечнаяупотреблено в женском роде, в имени­тельном падеже, отвечает на вопрос какая?Прилагательное большуюупотреблено в женском роде, в винительном падеже, отвечает на вопрос какую?)

- Какие окончания будут у этих имён прилагательных? По­чему? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать имени­тельный и винительный падежи имён прилагательных жен­ского рода, правильно писать падежные окончания этих имён прилагательных.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Вернёмся к таблице на с. 29. В каких падежах прилага­тельные женского рода имеют окончания, отличные от окончаний в остальных падежах? (В именительном и винительном.)

Упр. 61 (с. 30).

— Рассмотрите схемы.

— На какой вопрос отвечают имена прилагательные в имени­тельном падеже? Какие окончания они имеют? Приведите примеры.

— На какой вопрос отвечают имена прилагательные в вини­тельном падеже? Какие окончания они имеют? Приведите примеры.

Упр. 60 (с. 30).

— Прочитайте.

— В каком падеже употреблены имена прилагательные с про­пущенными окончаниями? Докажите. (В именительном па­деже, так как они поясняют имена существительные — под­лежащие.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске разбор предло­жения по членам.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 62 (с. 30).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Что хотел сказать поэт этими строками? (Как красива и как дорога ему Родина — Россия.)

— Назовите орфограммы в словах с пропущенными буквами. Объясните их написание.

— Спишите стихотворение. Обозначьте орфограммы в словах.

(Взаимопроверка, взаимооценка. Далее самостоятельное вы­полнение грамматических разборов. Два ученика работают на от­кидной доске. Проверка.)

VIII. Рефлексия Работа по учебнику

Упр. 63 (с. 31).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

- Как вы определяли окончания имён прилагательных?

- Почему окончания имён прилагательных в винительном падеже разные? (Они употреблены в разном роде.)

- Назовите имена прилагательные женского рода. Какие окончания они имеют?

(Один ученик выполняет на доске разбор слова солнце как ча­сти речи.)

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Где могут пригодиться эти умения?

Домашнее задание

Упр. 64 (с. 31).

__________________________

Наши рекомендации