Повторение признаков имени прилагательного как части речи
- Послушайте стихотворение ещё раз и скажите, какую неточность допустил автор. («...Но если к нам их приложить...» Имена прилагательные «прилагаются» к существительным, а не наоборот.)
- Что такое имя прилагательное?
- Подберите к именам существительным, записанным в тетрадях, подходящие по смыслу имена прилагательные.
(Устная фронтальная работа.)
Упр. 1 (с. 4).
- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета.
- О каком времени года пишет поэт? (О зиме.)
- Как он называет картину зимы? Какое прилагательное использует? (Чудная.)
- Подберите синонимы кэтому слову. (Чудесная, дивная, удивительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, чарующая, изумительная, поразительная.)
- Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты — чаще всего имена прилагательные.)
- Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
- В чём отличие слов чудный и чудной!
3. Знакомство с понятием краткая форма прилагательных
- Прочитайте загадку. Назовите отгадку.
Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богата,
Бокаста да рогата. (Улитка.)
- Какие слова используются для описания улитки? (Богата, бокаста и рогата.)
- Слова богата, бокаста, рогата — это особая форма имён прилагательных, которая называется краткой формой.
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника.
- Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?
- Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагательных на полную.
— Вернёмся к упр. 1. К какой части речи относится выделенное слово? (Это краткое имя прилагательное.)
— Прочитайте сказку «Лягушка-невеста» из книги Т. Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное».
(Если нет книги, текст можно распечатать на отдельных листочках.)
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»
— Найдите в тексте краткие имена прилагательные.
— На какие вопросы они отвечают?
— Замените их полными именами прилагательными.
Работа по учебнику
Упр.2 (с. 5).
— Прочитайте.
— О какой птице говорится в тексте? (О сороке.)
— Прочитайте словосочетания, которые помогают описать внешний вид сороки. (Перышки по бокам белые; голова, крылья, хвост чёрные; хвост длинный, прямой; перья на хвосте зеленоватые.)
— Какая птица по характеру? (Ловкая, подвижная.)
— А что вы знаете об этих птицах?
(На данном этапе урока можно использовать школьный словарик «Птицы России».)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Слова какой части речи помогли узнать птицу? (Имена прилагательные.)
— Какие слова вы подчеркнули?
(Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр.3 (с. 5).
— Прочитайте задание.
— Назовите цель выполнения этого упражнения. (Вспомнить способы образования имён прилагательных.)
— С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные? (С помощью суффиксов -ист-, -лив-,-ив-, -ск-, -н-, -чив-.)
— Выполните задания.
(Один ученик работает на откидной доске. Коллективная проверка.)
— Прочитайте предложение, которое вы составили. (Самооценка.)
— Запишите в словарик слово автомобиль, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Найдите значение этого слова в толковом словаре. Слово состоит из двух частей: авто — сам, сам по себе, мобиль — подвижный. Значит, автомобиль — это то, что само по себе и нижется.
— Подберите к слову автомобиль однокоренные слова и запишите их. (Автомобильный, автомобилист, автомобильчик, автомобилестроение.)
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)
Упр.4 (с. 6). (Работа в парах.)