Рассказ ученика о В.А. Тропинине
Василий Андреевич Тропинин — живописец-портретист, родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных.
(Слайд 1 — портрет художника.)
Ещё мальчиком В.А. Тропинин проявил способности к рисованию, однако барин отослал его в Петербург в обучение к кондитеру. Там юноша украдкой стал посещать бесплатные классы Академии художеств. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и на академической выставке его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» была замечена самой императрицей.
(Слайд 2 — репродукция картины.)
Среди работ того времени известны групповой портрет семьи Морковых, портреты украинских крестьян: «Украинская девушка с Подолья», «Мальчик с жалейкой», «Украинец с палкой», «Пряха».
(Слайды 3-7 — репродукции картин.)
Колорит этих работ мягкий, приглушённый — преобладают сероватые, охристые, зелёные тона. Но сходство с реальным персонажем, выразительность, гармоничность образов покорили ценителей живописи во всём мире.
За картины «Кружевница», «Портрет Е.О. Скотникова» и «Нищий старик» В.А. Тропинин утверждён в звании так напиваемого назначенного академика (т. е. кандидата в академики). А через год, после написания картины «Портрет медальера К.А. Леберехта», художник стал полноправным академиком.
(Слайды 8—11 — репродукции картин.)
Беседа по картине
- Рассмотрите внимательно картину «Кружевница».
— Какое впечатление она произвела на вас?
(Далее беседа по вопросам и заданиям упр. 247 (с. 130).) Итак, «Кружевница» была новым явлением в искусстве того времени. Впервые в русской живописи появилось произведение, поспевающее человека труда.
Для того чтобы понять картину, необходимо знать, как работали кружевницы.
Рассказ ученика о кружевницах
(Сопровождается фотопрезентацией.)
Кружевоплетение — один из видов женского рукоделия и очень сложное ремесло. Оно требовало немалой сноровки, опыта и терпения.
В работе использовались специальные подушечки в виде валика, обтянутые тканью. На валике закрепляли лист бумаги с рисунком кружева.
(Слайд 12 — фотография кружевного станка.) Выплетали кружевные изделия с помощью коклюшек. Коклюшка — это деревянная палочка с углублениями на концах для наматывания ниток. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется.
(Слайд 13 - фотографии коклюшек.)
Беседа по картине (продолжение)
— Что в картине подтверждает, что В.А. Тропинин создал новый жанр — портрет? (Художник изобразил кружевницу так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого каждодневным трудом.)
— Понравилась ли вам картина? Какое настроение она создаёт?
5. Составление плана сочинения
— Итак, мы многое узнали о художнике) его картинах, о ремесле кружевоплетения в России. С рассказа об этом мы начнём наше сочинение. О чём следует написать дальше? (О красках, которые использовал художник.)
— Что мы будем описывать после этого? (Саму кружевницу.)
— На какие детали следует обратить внимание при её описании? (Налицо, взгляд, волосы, светлую одежду, пальцы, также нужно описать труд девушки.)
— Какими синонимами можно заменить слово девушка? (Кружевница, мастерица, работница, труженица.)
Примерный план
1. Творчество портретиста В.А. Тропинина.
2. Колорит картины.
3. Образ девушки: её лицо, взгляд, волосы.
4. Руки кружевницы.
5. Одежда работницы.
6. Труд мастерицы.
Словарная работа
(Работа в группах по карточкам.)
— Выберите тот вариант цветовой гаммы, который наиболее подходит к данной картине.
Краски тёплые | Краски холодные |
Тона спокойные, гармоничные | Тона кричащие, привлекающие |
Нет резких контрастов | внимание |
Используются мягкие золотисто- | Используется приём контраста |
коричневые тона | Яркие тона |
- Какой вариант вы выбрали? Как это влияет на настроение, которое создаёт картина?
— Опишите кружевницу. Какие эпитеты вы используете?
— Обратите внимание на руки мастерицы.
— Опишите одежду труженицы. (У неё простое, но чистое, аккуратное платье. На плечи наброшена косынка.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Написание сочинения на черновике.)
VIII. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С творчеством какого художника вы познакомились сегодня на уроке?
— Какие его картины вам запомнились?
— Что означает слово портрет в живописи? (Изображение человека на картине.)
— Как называют художника, работающего в жанре портрета? (Портретист.)
— В чём исключительность творчества В.А. Тропинина как портретиста?
Домашнее задание
Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами В.А. Тропинина. Записать в словарик слово портрет, составить с ним предложение.
___________________________