Эволюция научной рациональности

Рациональность (разум, рассудок) – способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствующим действительности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых есть условие достижения цели.

Научная рациональность означает соотносимость познания с образами, стандартами, логич и методолог нормами. Рационально организованная науч деятельность, в принципе, должна руководствоваться критериями доказательности и обосновательности и должна приводить к получению истинного знания.

Внутренняя противоречивость рациональности состоит в том, что разумная творческая деятельность, осуществляясь на основе определенных норм, вместе с тем преодолевает их рамки.

Наиболее четко проблема рациональности встала в новое время с противоположным толкованием рационализмом и сенсуализмом (эмпиризмом) роли разума в познании и деятельности людей.

Кант различал рассудок и разум как два вида мыслительной деятельности.

Гегель дополнительно разбивал: рассудок (низшая рациональность – обыденные науки), разум (высшая рациональность – философия). По Гегелю для конечного рассудка рациональность разума представляется иррациональностью.

Маркс К., Энгельс Ф.: Рациональность не может мыслиться как универсальная и абсолютная, форма и степень ее развития исторически изменчива.

Обретение разумом адекватных тому или иному времени форм требует теоретически - критики существующего и практически - преобразовывающей деятельности.

В 1960-1970гг полемика велась вокруг идей Т. Куна.

Совр иссл-ия этой проблемы опираются на разное понимание рациональности - как разумности и целесообразности.

Анализ разнообразных типов рациональности:

Кун Т. предложил модель исторической эволюции науки «Структура научных революций». Он отвергает эмпирический «фундаментализм» неопозитевистов: не существует фактов, не зависимых от парадигмы; не существует теоретически нейтрального наблюдения. Овладевая содержанием парадигмы, учатся видеть мир через ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет какие факты войдут в опыт. Прогресс, по Куну, - понятие в рамках «нормального» развития науки. Парадигмы полностью вытесняют друг друга. Парадигма взрывается под действием аномалий, рассматривающих парадигму изнутри.

В совр философско-методологических дискуссиях о понятии науч рациональности до сих пор господствует традиция, рассматривающая рациональность как соответствие законам формальной логики. Логично, следовательно, рационально. И {неявно} подразумевается, что стандарты рациональности являются вечными и универсальными. Следствиями этого являются:

· существует лишь один видрациональности и один ее критерий для всех областей духовной и материальной деятельности людей, для всех исторических эпох и всех народов;

· с токи зрения универсалистского понятия рациональности, человеческая история и все области материальной и духовной культуры существенно иррациональны;

· и даже в науке рациональность соединена с иррациональностью.

Следовательно, рациональность нельзя считать универсальной.

Само по себе понятие рациональности является абстрактным, более конкретным является понятие рациональной деятельности.

Изначально рациональной можно назвать ту деятельность, которая в данных условиях приводит к поставленной цели. Учтя:

· цель науки – получение истинного знания о мире;

· абсолютная истина не достижима, но движение к ней происходит путем достижения «относительных истин» (нечто неполное, неточное, частичное);

· относительно истинное знание в некоторый период развития науки воплощено с совокупности понятий, законов, теорий и т.п., принимаемых наукой в этот период,

получим, что научно рациональной является та деят-ть, которая направлена на получение, разработку, уточнение, соверш-ие и т.п. теорий, признаваемых истинными в настоящее время.

Типы научной рациональности.

Классический тип научной рациональности (17-18вв.) исходил из того, что при теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствам и совершаемым операциям. Это абстрагирование рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. На этом этапе стратегия исследования, а в значительной степени и его результаты были детерминированы присущими данной эпохе мировоззренческим установкам и ценностным ориентациям. Лидировала в то время механика, и все знания, полученные физикой, химией, биологией, социальными науками, редуцировались к механической картине мира. Происходили исследования простых систем.

Хотя в конце 18 – первой половине 19 веков механическая картина мира утрачивает статус общественной, и наметился переход к новому состоянию естествознания, приведенный выше стиль ученого и тип научной рациональности сохраняются.

Становление неклассического естествознания происходит в конце 19 века и держится до середины 20 века. Формируется неклассический тип научной рациональности, который уже учитывает зависимость результатов исследования от характера тех средств, к которым прибегает ученый, и от специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект. Сам субъект, внутринаучные и социальные ценности и цели, которые его характеризуют, по-прежнему не находят отражения в описании и объяснении изученного.

С середины 20 века – постнеклассическая наука. Ей характерны взаимосвязанные черты; исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарность этих исследований. Постнеклассический тип научной рациональности рассматривает деятельность ученого в более широком поле: учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого. Этот тип имеет важное значение в развитии современного общества.

Для того, чтобы не погубить цивилизацию нужно не отказываться от научно технического развития, а придать ему гуманный характер. Следовательно, возникает новый тип научной рациональности, включающий в себя в явном виде гумманистические ориентиры и ценности.

Смена типов рациональности – процесс углубления рефлексивной работы мышления, сопровождающей познавательную деятельность. Ее изменение обусловлено как внутринаучными причинами (открытие новых типов объектов), так и причинами вненаучными (ценностные и мировоззренческие установки в культуре той или иной эпохи).

Каждый новый тип рациональности вписан в соответствующую ему научную парадигму. Но между ними не существует глубинного разрыва: новый тип не уничтожает прежний, а показывает границы его применимости. В настоящее время статус доминирующего и определяющего принадлежит постнеклассическому типу рациональности.


Наши рекомендации