В основе построения теории лежит ГДМ. Этот метод является прагматичным методом (гипотеза всегда носит вероятностный характер.

В научном познании обычно имеют дело не с изолированными обобщениями или гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез (из них возникают научные теории). Правда, в естествознании часто не проводят м/д ними различия и поэтому сформировавшуюся и возникшую гипотетико-дедуктивную систему (ГДС) называют просто теорией.

ГДМ в естествознании

Уровень развития теории, имеющей дело с опытным материалом, в значительной мере определяется тем, насколько связаны м/д собой ее обобщения, гипотезы и эмпирические законы в единую, целостную систему. История науки показывает, что прежде чем стать такой системой, кажд наука проходит длител этап первонач накопления эмпирич информации. Даже в точных науках самые первые сведения были получены эмпирич путем и только впоследствии была установлена логич связь м/д ними.

Т к наиб уровня в XVII—XVIII вв. достигло исследование механического движения земных и небес тел, то 1-ые попытки использования ГДМ были предприняты именно в механике. Уже Галилей прибегал к ГДМ при изучении законов равноускоренного движения (падение тел под действием силы тяжести). Гипотеза о том, что скорость пропорциональна времени падения, приводит к следствию, что путь, пройденный падающим телом, пропорционален квадрату времени падения, что подтверждается данными опыта. Вся система гипотез строится с таким расчетом, чтобы обеспечить проверку гипотез самого низкого уровня непосредственно на опыте с помощью соответствующих эмпирич измерений переменных величин, фигурирующих в гипотезе.

Логическая структура ГДС

ГДМ начал применяться в точном естествознании еще в 17в., но логики заинтересовались им только в сер. прошлого века. Это объясняется отрывом логики от методологических проблем естествознания, недооценкой значения дедукции для развития опытных наук.

По характеру посылок все гипотетические умозаключения можно разделить на 3 группы.

1. проблематические умозаключения, посылками кот являются гипотезы или обобщения эмпирич данных. Поэтому их можно назвать также собственно гипотетич умозаключениями, т к истинное значение их посылок остается неизвестным.

2. состоит из умозаключений, посылками кот служат предположения, противоречащие каким-либо утверждениям. Выдвигая такое предположение, из него выводят следствие, кот оказывается явно несоответствующим очевидным фактам. Примером явл метод рассуждения от противного.

3. мало чем отличается от 2, но в ней предположения противоречат каким-либо мнениям и принятым на веру утверждениям. Они составили основу сократического метода.

ГДС может рассматриваться как иерархия гипотез, степень абстрактности кот увеличивается по мере удаления от эмпирического базиса. На самом верху располагаются гипотезы, которые не м б непосредственно сопоставлены с данными опыта. Внизу - гипотезы, связь которых с опытом достаточно очевидна. Чем менее абстрактными и общими явл гипотезы, тем меньший круг эмпирических явлений они могут объяснить. Характерная особенность ГДС состоит в том, что в них логическая сила гипотез увеличивается с возрастанием уровня, на котором находится гипотеза. Чем больше логическая сила гипотезы, тем большее кол-во следствий можно вывести из нее, тем больший круг явлений она может объяснить.

ГДМ, в отличие от аксиоматико-дедуктивного, - это метод преимущественно экстенсивный, позволяющий не столько организовывать имеющееся множество истин, сколько расширять его за счет добавления новых истин. В этом методе преобладает индуктивное движение, связанное с повышением вероятности возможных истин в том случае, если выведенные из них следствия получают подтверждение в опыте. Но и в этом методе есть элементы дедукции, например, в процедуре выведения следствий из гипотез и снижения вероятности гипотез при неподтверждении в опыте полученных из них следствий. Следовательно, и ГДМ есть единство индукции и дедукции, хотя и с преобладанием индуктивной составляющей.

Достоинство ГДМ состоит в возможности расширения имеющегося знания. Ограниченность этого метода заключена в отсутствии задач организации имеющегося знания.

Оба метода - аксиоматико-дедуктивный и гипотетико-дедуктивный - должны дополнять друг друга в процессе развития научного знания. Аксиоматико-дедуктивный метод преимущественно организует полученное знание, гипотетико-дедуктивный метод расширяет область достигнутого знания.

Иногда ГДМ научного познания понимают в более широком смысле - как единство двух методов, как наиболее полный метод научного познания.


Наши рекомендации