Наука в собственном смысле слова (от классического естествознания до современности)
В общем виде наука - это деятельность человека по выработке, систематиз и проверке знаний. Человек постоянно имеет дело с проблемами и сложными задачами, и для того, чтобы с ними справиться, ему необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и есть цель всякой науч деят-ти. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осущ-ть предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.
Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др. Востоке: Египет, Вавилон, Индия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпир знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теорет систему в Др. Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от мифологических и религ традиций (Аристотель). С тех пор до самой индустриальной революции главной ф-ей науки было объяснение, а ее основной задачей - познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы, частью которой являлся сам человек. Но, тем не менее длит время науч знание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще всесодержание науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи античности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления и в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без этого становление индустр общества вообще не могло состояться. В Новое время развивается процесс размежевания между традиционной философией и частными науками. Процесс дифференциации идет по трем направлениям:
1. отделение науки от философии
2. выделение в рамках науки ряда частных наук - механика, химия, физика…
3. выделение в целостном фил знании таких фил дисциплин, как онтология, ф-ия природы, ф-ия истории, логика …
Поворотным пунктом в указанном процессе послужил 18в.- пер.пол.19в., когда, с одной стороны, из ф-ии выделились все основные отрасли совр науч знания, и, с др.ст., обособление отдельных отраслей внутри ф-ии было доведено до отрыва их друг от друга (воззрения Канта).
В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и научных учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования духовной жизни общества, культуры и практики общения.
Наукаотпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его по всем статьям. Она имеет взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией, этикой, искусством и др. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому может служить естественный язык. Хоть наука и вырабатывает свой язык, в тоже время она не может обойтись и без повседневного.
Совр науку можно определить как сферу исслед деят-ти, направл на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией науч труда; науч учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы науч-исслед работы; понятийный и категориальный аппарат, систему науч информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата науч исслед-й. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания. Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как считали позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей, природоведение и обществоведение, философия и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования.
Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - сперва очень малочисленной - группы людей. С появлением крупного машинного производства создаются условия для превращения науки в активный фактор самого производства. В качестве основной выдвигается новая задача -познание с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующим становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования.В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям современного производства, она превращается в соц институт, для того, чтобы научные знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. Наука превращается в непосредственную производительную силу, а практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение.
Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а на самого человека, на развитие его интеллекта, его творческих способностей и культуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития. В связи с этим соврем наука уже не слепо следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства. Она формируется как целостный интегральный организм. Весь фронт науч исследования (в естественных и общественных науках) оказывает стимулир воздействие на общ пр-во.Если прежде наука развивалась как отдельная часть социального целого, то теперь она начинает пронизывать все сферы жизни.Научные знания и научный поход необходимы в материальном производстве, в политике и общественной деятельности, в управлении, в системе образования, здравоохранения, в судебной и другой практике. Поэтому наука развивается более быстрыми темпами, чем другие отрасли.
Наука влияет даже на искусство и ее формы, наука вошла в культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассуждений результатами науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенное ценностное отношение к миру.
Рано или поздно приходится решать вопрос о правильном применении достижений науки. Оно не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экологическом, ни в моральном плане. Ответственность за применение несут в первую очередь сами творцы науки, ученые, так как никто лучше них не может представить последствия, слабые и сильные стороны изобретения. Хотя в полной мере не могут это сделать и они.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
Наука - творческая деятельность по получению нового знания и результат той деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и другие формы познания, наука есть социально-историческая деятельность.