Культура античного полиса и становление первых форм теорет науки

В общем виде наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.

Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др. Востоке: Египет, Вавилон, Индия, Китай.Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Др. Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций.

В античности наука сущ-ла как результат происшедшего в рабовладельческой формации разделения умственного и физ труда. Становление науч, обособленных и от философии, и от религии форм знания обычно связывается с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. Использование знаний – ручные орудия труда.

С тех пор до самой индустриальной революции главной функцией науки было объяснение, а ее основной задачей - познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы, частью которой являлся сам человек. Но тем не менее длительное время научное знание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще все содержание науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи античности.

Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления и в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без этого становление индустриального общества вообще не могло состояться. Естественно, что многие науки появились значительно позже, например, генетика, социология, кибернетика. В наши дни наука имеет разветвленную структуру научных знаний, и научных учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования духовной жизни общества, культуры и практики общения.

В Новое время развивается процесс размежевания между традиционной философией и частными науками. Процесс дифференциации идет по трем направлениям:

1. отделение науки от философии

2. выделение в рамках науки ряда частных наук - механика, химия, физика…

3. выделение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, логика …

Поворотным пунктом в указанном процессе послужил 18в.- пер.пол.19в., когда, с одной стороны, из философии выделились все основные отрасли современного научного знания, и, с др.ст., обособление отдельных отраслей внутри философии было доведено до отрыва их друг от друга (воззрения Канта).

Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - сперва очень малочисленной - группы людей. С появлением крупного машинного производства создаются условия для превращения науки в активный фактор самого производства. В качестве основной выдвигается новая задача - познание с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующим становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования.В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям современного производства, она превращается в соц институт, для того, чтобы научные знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. В самом процессе труда от рабочего требуется широкий научно-технический кругозор, овладение основами научных знаний. Наука превращается в непосредственную производительную силу, а практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение.

Средневековая наука

Знания, к-е формир-ся в эпоху Ср.веков, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для кот-го характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание- это знание всеобщее. Но обладать им может только творец. В этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному. Как же исходя из таких установок может осуществляться познание? Только под контролем церкви. Формир-ся жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131г. был наложен запрет на изучение медиц. и юрид.литературы. Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не вписывающихся в религиоз. представления. Познават. деят-ть носит теологически-текстовый хар-р, исслед-ся и анализ-ся не вещи и явл-я, а понятия. Поэтому универсальным методом стан-ся дедукция. Но в это время существуют уже области знаний, к-е подготавл. возможность рожд-я науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию. Существование этих дисциплин многие исследователи расценивают как промежуточн. звено между натурфилософией и технич. ремеслом. На Востоке в ср. века наметился прогресс в области математ., физич., астрон.,.медиц. знаний. В 9 в были переведены на араб.язык книги Птолемея, Евклида сочинения Аристотеля, труды Архимеда. Переводы и комментарии служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил. В таких областях как арифмет. алгебра, приближ. вычислен. был достигнут уровень, превзошедший александрийских ученых. Интересна личность Мухаммеда ибн Муссы ал-Хорезми. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной сист-й счисления и правилами (алгоритмами) выполнения четырех действий над числами, записан. по этой сист-ме. Также на востоке были составлены новые астрономич. таблицы наблюдений лунных и солн. затмений. основы учения об удельн. весе. Выдающ. ученые арабск. средневековья внесли больш. вклад в развитие медиц., в частности глазной хирургии, что натолкнуло на мысль об изготовл. из хрусталя линз для увелич. изображ. В дальнейш. это привело к созд. оптики., также они вплотную подошли к созд. химии. Однако в 15 в. после убийства Улугбека и разгрома Самаркандской обсерватории начин-ся период заката знаний на востоке и центр разработки проблем естествознания, математики перенос-ся в Запад. Европу.




Наши рекомендации