Ленинская логика философского анализа естествознания
Работа В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» всегда будет иметь огромное значение и потому, что в ней он дал методологию анализа естествознания. Не будучи естествоиспытателем, он смог сделать научно обоснованные философские обобщения, которые позволили увидеть главную тенденцию развития физики, ее основные пути. Это понимают уже многие ученые мира. Например, известный английский физик Сесил Пауэлл совсем недавно говорил: «Как ученый, я хотел бы сказать несколько слов о Ленине. Его глубокое знание философии позволило ему в 1908 году в работе «Материализм и эмпириокритицизм» сделать прозорливое замечание о неисчерпаемости атома и электрона. И это было сказано в то время, когда все профессиональные физики считали электрон чем-то весьма таинственным, задолго до того, как теория неделимости атома была подорвана открытием явления радиоактивности. Тогда еще упорно придерживались мнения, что когда-нибудь найдут «конечные» частицы в природе. Но открытия последних лет снова подтверждают, что в ближайшее время мы сможем проникнуть в еще более глубокие таинства природы. Сейчас резонно предположить, что этому процессу нет конца, что он, как сказал Ленин, неисчерпаем» '.
Философские обобщения, которые прогнозируют развитие науки, В. И. Ленину удалось сделать прежде всего потому, что он сумел выделить проблемы, имеющие первостепенное значение для понимания и оценки начавшейся революции в науке. «Нас,— пишет он,— интересуют исключительно гносеологические выводы из некоторых определенных положений и общеизвестных открытий»2. Эта особенность ленинского подхода к анализу естествознания имеет большое значение, ибо он обязывает при анализе достижений науки прежде всего видеть возникающие здесь философские проблемы. Но это не значит, что философ может решать эти философские вопросы без глубокого знания конкретных естественнонаучных теорий. Совсем наоборот.
Выделить главные философские проблемы Ленину удается потому, что к чтению огромной массы естественнонаучной литературы он подошел диалектически. Всесторонний анализ иссле-
1 «Известия», 13 сентября 1967 г.
2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 266.
дуемого материала позволил ему увидеть, над какими философскими вопросами думают сами естествоиспытатели, и понять, почему их внимание обращено именно на эти вопросы. Такими проблемами являются: философское понятие материи, взаимосвязь материи и движения, причинность, пространство и время, соотношение объективной, относительной, абсолютной истин в развивающейся науке, вопросы о достоверности получаемых знаний о мире, о сущности кризиса в физике и путях его преодоления и др.
Ленин подчеркивает, что сам объективный ход науки выдвинул эти вопросы на первый план. Поэтому физики не могут обойти их. Более того, «среди физиков имеются уже различные направления, складываются определенные школы на этой почве» '.
Философский анализ происходящих в науке процессов дает возможность В. И. Ленину уловить главное, существенное и потому, что он самым тщательным образом изучает характерные черты естествознания предыдущих столетий и выясняет то особенное, что характеризует науку начала XX в. Такое сравнение позволяет Ленину сделать вывод о происходящей в физике революции и показать, раскрыть ее сущность. Познание более глубоких пластов природы, микромира обусловило пересмотр старых понятий, теорий, замену их новыми. Рассмотрение науки как единого целого, где объект исследования определяет способы исследований и выработку новых понятий и теорий, отражающих структурные свойства, законы качественно и количественно новых уровней материи, дало возможность Ленину сделать выводы о том, что «механика была снимком с медленных реальных движений, а новая физика есть снимок с гигантски быстрых реальных движений» 2.
Этот вывод Ленина очень точно выразил самое существенное отличие физики XX в. от предшествующей. В самом деле, все современное развитие физики связано с изучением микромира, в котором движение частиц происходит с громадными скоростями. Экспериментальные устройства, предназначенные для исследования этого особого мира, существенно отличаются от тех, с помощью которых изучался макромир. Способы теоретического познания его вызвали к жизни новый математический аппарат, появились и новые понятия, и новые теории, лишь как
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 266.
2 Там же, стр. 280—281.
частный случай включающие классические теории, отражающие закономерности макромира.
Всестороннее рассмотрение Лениным различных точек зрения на новые открытия дает ему возможность увидеть и другую сторону происходящих в науке событий, а именно, что некоторые физики стали на позиции идеализма. Их высказывания широко используются философами-идеалистами для борьбы против материализма. Отсутствие единства в позиции физиков объясняется тем, что одна часть ученых оценивает события материалистически, т. е. видит в новых понятиях, теориях отражение свойств и закономерностей вновь открытых процессов природы, а другая рассматривает понятия, теории как символы, знаки, произвольно изобретаемые учеными и не отражающие никакой объективной реальности. Ленин, определяя суть употреблявшейся учеными фразы о «кризисе современного естествознания», указывает, что этот кризис состоит «в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом» '.
Диалектический метод исследования позволяет Ленину прийти к выводу, что революция в науке и «кризис» физики составляют две стороны единого процесса развития науки в определенных социальных условиях, в условиях капиталистического общества.
В силу диалектико-материалистического подхода к вставшим в связи с новыми открытиями философским проблемам их решение Лениным носит характер обобщений, которые содержат предвидение основного направления развития науки.
В ленинском выводе о том, что электрон так же неисчерпаем, как и атом, содержится указание не только на то, что структура материального мира бесконечно сложна, но и на многообразие свойств изучаемых наукой объектов. Это доказала вся последующая история развития науки. Исследования привели к открытию более двухсот микрочастиц, а изучение их свойств позволило перейти от очень грубых представлений об элементарных частицах к разработке теорий, согласно которым они являются сложными материальными образованиями, обладающими большим количеством свойств, что дало возможность сделать вывод о неточности названия «элементарная частица». Поэтому ученые упорно ведут речь о «кризисе концепции элементарности». Все чаще высказывается мысль, что фундаментальными «кирпичиками» ядерной материи являются интен-
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 272—273.
сивно разыскиваемые кварки— гипотетические сущности, переносящие меньшее количество сохраняющихся величин, чем обычные мезоны, нуклоны, гипероны, которые, как предполагают, являются комбинацией кварков.
Более глубокое изучение микромира все больше подтверждает положение В. И. Ленина о том, что «естествознание ведет, следовательно, к «единству материи»» 1. В самом деле, исследования микромира дали возможность лучше познать свойства и закономерности небесных тел и тем самым подтвердили, что вселенная представляет собой единое целое. Это теперь признают все ученые. ««Микроскопическое» изучение структуры вещества,— пишет шведский физик и астрофизик Ханнес Альвен,— способствовало «макроскопическому» изучению структуры Вселенной. Раньше не было твердой уверенности в том, что такая связь существует...
Однако связь между микрокосмосом и макрокосмосом, предсказанная еще древними греческими философами, сейчас твердо установлена. В астрономии успешно применяются одна область физики за другой» 2.
В. И. Ленин не только указал на то, что математизация физики обусловила появление «физического» идеализма, что реакционные поползновения порождаются самым прогрессом науки, но и сделал вывод о тенденции развития физики, состоящей в том, что по мере открытия более однородных простых элементов материи создаются условия для все большей обработки их с помощью математики. Однако с точки зрения диалектического материализма этот процесс математизации физики не ведет к уничтожению объективного содержания научных теорий, ибо математика при этом рассматривается как наука, верно отражающая количественные свойства и пространственные формы материального мира.
В наше время математика стала одним из основных методов теоретического познания и дает возможность ученым получать результаты, которые определяют направление экспериментальных исследований. В свете этих достижений науки особенно становится понятным значение ленинского подхода к анализу естествознания.
В. И. Ленин не просто констатировал факт происходившей в начале XX в. ломки старых понятий и замены прежних теорий новыми, но и указал на их взаимосвязь, открыл причину
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 275.
2 «Будущее пауки». Международный ежегодник, вып. второй. М., 1968, стр. 97—98.
преемственности между научными теориями. Марксистская теория истины, положенная Лениным в основу этого объяснения, позволила ему доказать, что каждая научная теория является относительной истиной, т. е. неполной, неокончательной, однако, будучи подтвержденной практикой, она имеет объективное содержание, а значит, включает зерно абсолютной истины. Ленин особо подчеркнул, что каждая ступень в развитии науки «прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» '. В этом выводе Ленина содержится та глубокая мысль, что получение новых знаний, благодаря объяснению ранее неизвестных процессов, не только расширяет, развивает уже имеющуюся теорию, но и позволяет уточнять пределы действия старой теории, ограничивая, уменьшая сферу объясняемых ею материальных процессов. Этот вывод был в то время особенно важным потому, что с помощью классической физики ученые стремились объяснить все процессы. Если последние не укладывались в ее рамки, то некоторые физики склонны были рассматривать ее как лишенную объективного содержания.
Сейчас для всех стало ясным, что классическая физика имеет более узкую сферу применения. Теория относительности и квантовая теория являются более широкими сферами и включают в себя механику Ньютона. Смена научных теорий происходит согласно принципу соответствия Н. Бора, между старыми и новыми научными теориями существует преемственность. Знания постепенно приобретают более глубокий характер и охватывают своим объяснением все большее число явлений. Такое понимание развития науки является признанием, что научные теории развиваются через получение относительных истин, содержащих зерна абсолютных истин. Все это свидетельствует о том, что ученые пришли к тому же выводу, который сделал В. И. Ленин гораздо раньше на основе диалектико-материалистического подхода к анализу истории развития науки.
В. И. Ленин не только раскрыл сущность кризиса физики, его причины, но и сделал вывод о том, что «материалистический основной дух физики, как и всего современного естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной заменой материализма метафизического материализмом диалектическим» 2.
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 137.
2 Там же, стр. 324.
Одним из примечательных фактов, свидетельствующих о силе ленинского предвидения, а следовательно, о научности его методологии, является признание всеми учеными существования в природе объективной симметрии. После предсказания П. Дираком существования и затем открытия античастиц — позитрона (античастица электрона), антинейтрона, антипротона и др.— ученые заговорили о существовании в природе антиатома, антивещества, антимира, разумея под этим их структурную организацию, противоположную известной науке в земных условиях. Эти факты говорят о том, что ученые под воздействием экспериментальных данных действительно начинают мыслить диалектически, на основе раскрытой закономерности строят гипотезы, отражающие диалектику природы.
Сейчас, например, известны космологические гипотезы, авторы которых (советские и зарубежные) стремятся построить модель вселенной как бесконечно изменяющейся, развивающейся. И в этой модели главную роль играет представление науки о частицах и античастицах. Например, космологическую теорию Клейна упомянутый шведский ученый Альвен характеризует следующим образом: «В теории, которую развил Клейн, основным является утверждение, что должна быть полная симметрия между частицами и античастицами не только в физике элементарных частиц, но также и во Вселенной. Другой важной чертой теории является то, что в нее не вводятся никакие новые физические законы... Из этого следует, что теория Клейна не имеет ничего общего с теорией непрерывного создания, которая вводит новый физический закон — создание только вещества, но не антивещества, для чего нет никаких экспериментальных оснований. Это же относится и к теории первого толчка, возникновения Вселенной из «первичного атома», который, по предположению, состоял из вещества» '.
Из этого вывода хорошо видно, как диалектическое понимание природы невольно приводит естествоиспытателя к борьбе против тех, кто пытается утверждать сотворимость материи, начало мира и т. д. и т. п.
Другим естественнонаучным материалом, заставившим ученых мыслить диалектически, является открытие в природе единства прерывного и непрерывного. Факты существования единства корпускулярных и волновых свойств у электромагнитных процессов и вещества, обнаружения взаимопревращае-
1 «Будущее науки». Международный ежегодник, вып. второй, стр. 101-102.
мости вещества и поля являются столь достоверными, что только откровенные идеалисты пытаются использовать некоторые особенности этих явлений в целях отрицания объективности мира. Все это послужило основой для поисков учеными и других противоречивых свойств материи, в частности прерывных свойств пространства на уровне микромира.
Само противоречивое развитие науки оказывает большое влияние на мышление ученых, делая его все более диалектическим. С одной стороны, в естествознании, особенно в физике, значительное развитие получают теоретические методы исследования, которые приносят огромные успехи, ибо позволяют предсказывать еще неизвестные частицы, свойства, законы материи. С другой стороны, быстро растет техническая, энергетическая мощь экспериментальных установок, так как только в установках высоких энергий могут . быть проверены все предсказания теоретиков. Именно поэтому ученые всего мира постоянно проявляют заботу о строительстве мощных ускорителей.
Следовательно, естествоиспытатели на самом развитии науки постоянно убеждаются в том, что не только обособление теоретической и экспериментальной физики дает эффективные результаты, но что без их взаимопроникновения невозможно дальнейшее развитие науки. И здесь опять можно видеть, как много потребовалось времени, чтобы ученые на опыте противоречивого развития науки смогли понять диалектическое единство теории п практики и, желая того или нет, тем самым согласились с одним из основных положений диалектического материализма.
Исследователи учатся диалектически мыслить и на происходящем перед их глазами интенсивном процессе дифференциации и интеграции наук. Начавшись очень давно, этот процесс в наше время стал весьма значительным, и наибольшие научные достижения получены в тех областях природы, которые расположены на стыках наук.
Таким образом, открытая В. И. Лениным тенденция проникновения диалектического метода исследования в естествознание в настоящее время получила полное свое развитие и оказывает огромное влияние на ученых.