Проблема единиц анализа психики
Проблема единиц анализа является одной из актуальнейших методологических проблем любой науки, в том числе и психологии. Историю психологии можно рассматривать не только как историю развития представлений о предмете науки, но и как многократное изменение представлений о единицах анализа психики. Н. Д. Гордеева и В. П. Зинченко отмечают, что «осознанное выделение единицы анализа — признак методологической зрелости того или иного направления в науке и начало систематического построения теории» (Гордеева, 1982. С. 5). В истории психологии практически каждая значительная научная школа формулировала свои представления о единицах анализа психики — ощущениях, представлениях, идеях (ассоцианизм); структурных отношениях между фигурой и фоном (гештальтпсихология); реакции или рефлексе (соответственно реактология и рефлексология); поведенческом акте (бихевиоризм). В необихевиоризме данная проблема была одной из центральных для Э. Толмена, дополнившего схему «стимул — реакция» промежуточными переменными. Свой подход Толмен назвал молярной теорией (ср.: моль в химии — мера количества вещества), подчеркивая значимость проблемы единиц анализа. Проблема единиц анализа была очень значимой для Ж. Пиаже. В его теории в качестве единицы анализа выступает интеллектуальная операция, обладающая свойством обратимости и включенная в группировки. Однако «современная психология, характеризующаяся небывалым накоплением все новых и новых фактов, проявляет недостаточный интерес, а порой и удивительную беззаботность к выделению и определению единиц анализа психики» (Гордеева, 1982. С. 12). Обсуждая причины такого положения и падения интереса психологов к проблеме, Н. Д. Гордеева и В. П. Зинченко называют следующие причины:
1. нечеткость определения онтологического и гносеологического статуса единиц анализа;
2. отсутствие четко сформулированных требований к единицам анализа как основам для теоретической реконструкции нередуцируемой психической реальности.
В отечественной психологии проблема единиц анализа психики была подробно проанализирована Л. С. Выготским (1982. Т. 2). Л. С. Выготский различал анализ по единицам и анализ по элементам.
Анализ по элементам — попытка разделить изучаемое целое на составные части, которые сами по себе не дают представления ни о целом, ни о его функционировании. Анализ по единицам предполагает выделение в изучаемом объекте некоторых содержательных единиц, которые содержат в себе значимые свойства целого объекта. Изучение единиц анализа дает представление о свойствах изучаемого объекта. Для различения этих вариантов научного анализа Выготский предложил следующую метафору, которая стала затем общеизвестной. Анализ по элементам в химии — разложение изучаемого химического вещества, например воды, на элементы. Кислород и водород, получаемые в результате такого анализа, по своим химическим и физическим свойствам не имеют ничего общего с исходным веществом. Анализ по единицам — исследование свойств молекулы воды, которая как мельчайшая частичка целого дает представление о его свойствах.
Проанализировав ряд работ психологов, и прежде всего «Мышление и речь» Л. С. Выготского, Н. Д. Гор-деева и В. П. Зинченко сформулировали ряд требований к единице анализа психики:
1. Единица анализа должна быть не диффузным и не синкретическим целым, построенным из элементов, т. е. путем соединения всего со всем, а структурным образованием, внутренне связанной психологической структурой.
2. Единица должна содержать в виде противоположностей свойства целого. Другими словами, единица должна в целом вычленять главные его внутренние противоположности и фиксировать их в себе. Эти противоположности (как в единице, так и в целом) всегда связаны в некоторое осмысленное единство.
3. Единицы жизнедеятельности,сохраняющие структурные свойства целого, должны быть способны к развитию, в том числе и к саморазвитию, т. е. они должны обладать порождающими свойствами и возможностями трансформации в нечто иное по сравнению со своими исходными формами.
4. Единица должна быть живой частью целого.Л. С. Выготский использовал термины «живое единство», «живая клеточка». В то же время такая единица сама должна быть единым далее неразложимым целым, своего рода системой. Последнее нужно понимать в том смысле, что дальнейшее разложение этого целого на элементы возможно, но оно убьет его как живое и целое.
5. Необходимо исходить из таксономического подхода к единицам психологического анализа.Последний в достаточно отчетливой форме был выражен вработе А. Н. Леонтьева (1975), который, как известно, выделил три уровня организации деятельности и три типа психологических единиц анализа жизнедеятельности: отдельную (или особенную) деятельность, действие и операцию.
6. Единицы анализа психики,которые выполняют функции генетически исходных, должны иметь реальную чувственно созерцаемую форму.Это положение было сформулировано В. В. Давыдовым (1972), развивавшим представления о единице анализа психики как о генетически исходной «клеточке» или «неразвитом начале развитого целого»
7. Анализ, расчленяющий сложное целое на единицы, должен создавать возможность синтетического изучения свойств,присущих какому-либо сложному единству (целому) как таковому.
Выделяемые единицы анализа должныне только отражать внутреннее единство психических процессов, но также должны позволять исследовать отношение той или иной изучаемой психологической функции (или процесса) ко всей жизни сознанияв целом и к его отдельным важнейшим функциям Глубокий анализ данной проблемы, проведенный Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко, позволил многим другим исследователям формулировать свои представления о единицах анализа изучаемой психологической реальности, исследовать предшествующие теории с точки зрения данной проблемы.
В истории отечественной психологии эта проблема поднималась неоднократно. Как известно, Л. С. Выготский решал ее не только применительно к проблеме мышления и речи. Единицей анализа мышления стало для Выготского значение— по выражению Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко, такая единица анализа была компромиссным вариантом. Выготский был одним из первых в отечественной психологии, кто поставил данную проблему по отношению к личности. Единицей анализа личности для Выготского стали .ключевые переживаниякак далее неразложимые внутриличностные инстанции, которые опосредуют внешние воздействия. Вспомнив знаменитый тезис С. Л. Рубинштейна о том, что внешнее действует через внутренние условия, можно сказать, что ключевые переживания и являются теми внутренними личностными условиями, которые опосредуют внешние воздействия.
Проблема единиц анализа психики решалась разными авторами по-разному. В некоторых случаях в качестве единиц анализа предлагались психические состояния (установкау Д. Н.Узнадзе). А. Н. Леонтьев в качестве единицы анализа психики предлагает деятельность:«Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни» (Леонтьев, 1975. С. 81). Такое определение на первый взгляд трудно для понимания, но оно в предельно емкой форме указывает на то, что деятельность в качестве единицы анализа психики отвечает некоторым существенным методологическим требованиям к единице анализа — она является минимальным проявлением целого, содержащим его свойства (молярная), и позволяет произвести теоретическую реконструкцию целого не как простой суммы единиц, его составляющих («не аддитивная»)
Опираясь на исследования Н. А. Бернштейна и А. А. Ухтомского в области физиологии, В. П. Зинченко, развивая идею С. Л. Рубинштейна, предлагает действие в качестве единицы анализа психики. В работе Н. Д. Гор-деевой и В. П. Зинченко (1982) на основе исследований при помощи микроструктурного анализа предложена схема функциональной структуры действия. В дальнейшем эта схема использована при анализе переходных условий перехода человека на более высокие уровни «вертикали духовного развития» (Зинченко, 1997).
Проблема единиц анализа ставилась в психологии применительно к изучению личности. Как единицы анализа личности предлагались значащие переживания (Ф. В. Бассин), личностные смыслы (А. Н. Леонтьев). Л. И. Божович, как было отмечено в гл. 4, сформулировала понятие внутренней позиции, а в качестве единицы анализа личности предложила поступок. Развивая теорию личности, сформулированную Л. И. Божович, было бы правомерно предложить в качестве единицы анализа внутреннюю позицию, а поступок рассматривать как внешнее проявление внутренней позиции личности.
Итак, проблема единиц анализа является одной из ключевых методологических проблем психологии. О ней необходимо знать не только теоретикам. Любому психологу, изучающему научную теорию, необходимо уметь анализировать ее, выделять сильные и слабые стороны теории, удерживать рефлексивную позицию, сохраняя рационалистическое, критическое отношение к ней. Одним из важнейших показателей методологической обоснованности теории является выделение в ней единиц анализа с учетом требований, перечисленных в данной главе.