Традиции и особенности русской философии
Русская философия – одно из направлений в мировой философии.
Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями: славянской философско-мифологической традицией и Греко-византийской религиозно-философской традицией.
Русская философия прошла длительный путь своего развития, в котором различают ряд этапов:
1. Философская мысль Киевской Руси X – XII вв.
2. Философская мысль Московской Руси XIII – XVIII вв.
3. Русская философия второй половины XVIII в. – первая половина XIX вв.
4. Русская религиозная философия второй половины XIX в. - начало XX в. «Серебряный век» русской философии.
Основные представители русской философии
Философская мысль Киевской Руси X – XII веков:киевский митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Нестор, К. Туровский, С. Радонежский и др.
Философская мысль Московской Руси XIII – XVIII веков:иосифляне (Иосиф Волоцкий) и нестяжатели (Нил Сорский), старец Филофей и его концепция «Москва – третий Рим», А. Курбский, Симеон Полоцкий, Ю. Крижанич др.
Русская философия второй половины XVIII в. – первая половина XIX веков:Ломоносов, Сковорода, Радищев, А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев, С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, А.И. Герцен, Д.И. Кантемир, В.Н. Писарев, Н.П. Огарев, А.И.Галич, П.Л. Лавров, М.Л. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Я. Чаадаев, западники (П.В. Анненков, К.Д.Кавелин, Т.Н. Грановский) и славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья Аксаковы и др.
Русская религиозная философия второй половины XIX в. - начало XX в. «Серебряный век» русской философии:В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.М. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, С.Н.Трубецкой и др.
Западники и славянофилы
Западники и славянофилы – противоположные течения в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX вв.
Выделение этих направлений произошло в связи с обсуждением в русском обществе проблемы выбора пути исторического развития России. Суть проблемы: либо Россия пойдет по пути развития стран Западной Европы, либо изберет свой, самобытный путь развития.
Западники считали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу.
Славянофилывыступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути.
Самобытность России они видели в русской общине, в православии как единственно истинном христианстве.
Основные проблемы онтологии как философского учения о бытии.
Онтология(от греч. ontos – сущее, logos – учение) – философское учение о бытии, о первоначалах всего сущего, об общих принципах и закономерностях существования природы, общества и человека.
Категория «Бытие» - есть общее понятие (категория), предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по признаку существования.
Категория бытие обозначает всеобщее свойство вещей, явлений, процессов – быть в наличии, присутствовать.
Философская категория бытие отражает «существование как таковое» безотносительно к его конкретному носителю.
Объективная реальность – это все то, что существует вне и независимо от сознания человека (независимо от его воли, желания).
Субъективная реальность – это все то, что принадлежит сознанию человека, а также различные формы проявления его бессознательного, различные психические состояния человека. Это все то, что принадлежит внутреннему духовному миру человека и вне его существовать не может.
Бытие – это объективная и субъективная реальности в своей совокупности.
Основные формы бытия
Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:
1. Бытие природы
Бытие первой природы (природа, не тронутая человеком)
Бытие второй природы (преобразованная человеком природа).
2. Бытие человека
Бытие человека в мире вещей (человек как вещь среди других вещей)
Собственное человеческое бытие (человек как субъект, как социальное, духовно-нравственное существо).
3. Бытие духовное
Индивидуализированное духовное (индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека).
Объективированное духовное - достояние не только отдельного человека, но и общества («социальная память культуры»).
4. Бытие социального
Бытие отдельного человека в обществе (процессы социализации и жизнедеятельности человека в обществе в конкретную историческую эпоху).
Бытие самого общества (общество как целостный организм).
Материя
Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им.
Материя как объективная реальность охватывает не только мир природы, но и социум (общество).
Атрибуты материи:
Объективность существования
Познаваемость
Сохраняемость
Системно-структурный характер организации
Неисчерпаемость
Движение
Отражение
Пространство
Время