Традиции и особенности русской философии

Русская философия – одно из направлений в мировой философии.

Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями: славянской философско-мифологической традицией и Греко-византийской религиозно-философской традицией.

Русская философия прошла длительный путь своего развития, в котором различают ряд этапов:

1. Философская мысль Киевской Руси X – XII вв.

2. Философская мысль Московской Руси XIII – XVIII вв.

3. Русская философия второй половины XVIII в. – первая половина XIX вв.

4. Русская религиозная философия второй половины XIX в. - начало XX в. «Серебряный век» русской философии.

Основные представители русской философии

Философская мысль Киевской Руси X – XII веков:киевский митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Нестор, К. Туровский, С. Радонежский и др.

Философская мысль Московской Руси XIII – XVIII веков:иосифляне (Иосиф Волоцкий) и нестяжатели (Нил Сорский), старец Филофей и его концепция «Москва – третий Рим», А. Курбский, Симеон Полоцкий, Ю. Крижанич др.

Русская философия второй половины XVIII в. – первая половина XIX веков:Ломоносов, Сковорода, Радищев, А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев, С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, А.И. Герцен, Д.И. Кантемир, В.Н. Писарев, Н.П. Огарев, А.И.Галич, П.Л. Лавров, М.Л. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Я. Чаадаев, западники (П.В. Анненков, К.Д.Кавелин, Т.Н. Грановский) и славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья Аксаковы и др.

Русская религиозная философия второй половины XIX в. - начало XX в. «Серебряный век» русской философии:В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.М. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, С.Н.Трубецкой и др.

Западники и славянофилы

Западники и славянофилы – противоположные течения в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX вв.

Выделение этих направлений произошло в связи с обсуждением в русском обществе проблемы выбора пути исторического развития России. Суть проблемы: либо Россия пойдет по пути развития стран Западной Европы, либо изберет свой, самобытный путь развития.

Западники считали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу.

Славянофилывыступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути.

Самобытность России они видели в русской общине, в православии как единственно истинном христианстве.

Основные проблемы онтологии как философского учения о бытии.

Онтология(от греч. ontos – сущее, logos – учение) – философское учение о бытии, о первоначалах всего сущего, об общих принципах и закономерностях существования природы, общества и человека.

Категория «Бытие» - есть общее понятие (категория), предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по признаку существования.

Категория бытие обозначает всеобщее свойство вещей, явлений, процессов – быть в наличии, присутствовать.

Философская категория бытие отражает «существование как таковое» безотносительно к его конкретному носителю.

Объективная реальность – это все то, что существует вне и независимо от сознания человека (независимо от его воли, желания).

Субъективная реальность – это все то, что принадлежит сознанию человека, а также различные формы проявления его бессознательного, различные психические состояния человека. Это все то, что принадлежит внутреннему духовному миру человека и вне его существовать не может.

Бытие – это объективная и субъективная реальности в своей совокупности.

Основные формы бытия

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:

1. Бытие природы

Бытие первой природы (природа, не тронутая человеком)

Бытие второй природы (преобразованная человеком природа).

2. Бытие человека

Бытие человека в мире вещей (человек как вещь среди других вещей)

Собственное человеческое бытие (человек как субъект, как социальное, духовно-нравственное существо).

3. Бытие духовное

Индивидуализированное духовное (индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека).

Объективированное духовное - достояние не только отдельного человека, но и общества («социальная память культуры»).

4. Бытие социального

Бытие отдельного человека в обществе (процессы социализации и жизнедеятельности человека в обществе в конкретную историческую эпоху).

Бытие самого общества (общество как целостный организм).

Материя

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

Материя как объективная реальность охватывает не только мир природы, но и социум (общество).

Атрибуты материи:

Объективность существования

Познаваемость

Сохраняемость

Системно-структурный характер организации

Неисчерпаемость

Движение

Отражение

Пространство

Время

Наши рекомендации