Идеальное как характеристика сознания

. Сознание является идеальным (в отличие от физического, чувственно-материального). Это означает, что оно формирует завершенные, конечные и эталонные предметные характеристики реальности, обретая способность измерять и оценивать все что угодно. С другой стороны, это означает, что сознание не имеет пространственно-временных измерений.

Антропосоциогенез

связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда ,формировал свой язык и речь ,предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный -Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.
Сложились две позиции о природе человека:.
Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Также, среди приверженцев марксизма немало и таких философов, которые считают, что К. Маркс имел в виду понятие "человек" как "общество", а личность человека полагал особым продуктом социальных общественных отношений. Однако первая трактовка стала преобладающей. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что не только личность социальна, но социальна также вся биолого-физиологическая структура человека.
Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.
Главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие "сверхчеловек"), погибают или должны погибать все слабые и неприспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность человека к расовым признакам, разделяя все расы на "высшие" и "низшие"; аристократические расы должны господствовать над низшими.
Человек -социобиологическое существо. Как личность он является бесспорно социологическим по самой свой сути. Только что родившийся ребенок представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация располагает возможностями при определенных условиях реализовать эту способность к мышлению и речи. К таким условиям относятся ближайшая социальная среда, в качестве которой выступают его родители. Без социальных факторов, не может быть человека. На всем протяжении своей дальнейшей жизни в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны-биологическая и социальная.

Элемены структуры общества

Структура общества включает в себя множество разнообразных элементов. Основными среди них являются: 1) субъекты общества (человек, люди и их объединения); 2) взаимоотношения и связи между людьми; 3) социальные институты; 4) деятельность (схема 11.2). Характеризуя субъект общества — первый элемент его структуры, необходимо отметить, что каждый человек включен в определенное сообщество или социальную группу. В процессе совместной жизнедеятельности людей в об' ществе формируется устойчивая структура социальных'общностей, включающая в себя такие группы, как семья, род, племя. второй элемент его структуры — общественные отношения. Общественные отношения — это определенная связь, зависимость между субъектами, составляющими общество. Отношения являются своего рода цементирующим материалом, который объединяет людей в общество. Третий элемент структуры общества — социальные институты. Социальный институт представляет собой исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни. Деятельность составляет следующий элемент социальной структуры общества. Проблема деятельности была предметом пристального внимания многих мыслителей и философов.

Экзистенциализм

смысл которого произошел от позднелатинского слова exsistentia - существование, означает “философию существования”. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире.
Согласно экзистенциализму, задача философии - вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия.
Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается в сущности отрицательной: свобода, которую она может предоставить индивиду, является лишь частным ее проявлением - свобода экономическая, политическая и т.д. “Подлинная свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции”.

27,

человек — существо деятельное, ведь он изготавливает средства для существования, а это характеризует его как существо более высокого уровня по сравнению с другими. Поэтому сущность человека второго уровня заключается в том, что жизненная потребность опосредуется потребностью в орудиях труда (По.т.), а потребность в орудиях труда можно удовлетворить только через деятельность как труд (Дт.). Но труд, возникший как следствие и средство, превращается в причину для создания новой потребности. возникновение и развитие общественных отношений в большой степени влияет на формирование человека. А это дает нам право утверждать, что становление человека как бы углубляется, продвигаясь от сущности второго уровня к сущности третьего уровня. Условно этот процесс можно сформулировать так: жизненная потребность, опосредованная потребностью в орудиях труда и деятельностью как труда, обуславливает потребность в общественных отношениях. сущность человека пятого уровня заключается в том, что его жизнедеятельность является процессом свободного творческого воздействия на окружающий мир и на самого человека для обеспечения своего существования, функционирования и развития;

55.

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось гениальной попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы. атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувствах наблюдениями и размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности. “лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнени - холодное, в мнении - цвет, в действительности же существует только атомы и пустота.” Однако Демокрит не отрицает реальность воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому, Демокрит не согласен с тем, что чувственное восприятия качеств совпадают с самими качествами.Атомы суть всевозможных малых тел, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течении всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них следовательно не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Единицу пифагорейцы уподобляли точке, число 2 соответствовало, по их мнению, линии, число 3 плоскости, число 4 соответствовало отдельному предмету. Они основывали эти выводы на следующих соображениях: «прямая линия имеет своими пределами две точки; простейшая прямолинейная фигура имеет своими границами три линии; простейшее правильное тело имеет своими пределами четыре плоскости; а точка это – неделимая единица». Но не только геометрические фигуры, но и самые предметы представлялись пифагорейцам числами. Все землянистые тела состоят, по их мнению, из частиц, имеющих форму куба; частицы огня имеют форму тетраэдра или пирамиды; частицы воздуха форму восьмигранника, частицы воды форму двадцатигранника, частицы всех других простых тел форму двенадцатигранника. А знание формы было, по учению пифагорейской школы, знанием сущности предмета, определяемой исключительно формою его; потому числа были, по её мнению, не только формой, но и самою сущностью предметов.

Отождествляя материю с формой, принимая числа не за обозначение пропорций между предметами, а за сущность самих предметов, пифагорейская школа приходила к очень странным мыслям. По её учению, все числа более десяти – только повторения первых десяти чисел. Число десять, в котором заключаются все числа и все силы чисел, – число совершенное, «начало и правитель небесной и земной жизни». Подобное ему значение, согласно взглядам пифагорейской школы, имеет число четыре: во-первых, потому, что сумма первых четырех чисел образует совершенное число десять, а во вторых потому, что число 4 – первое квадратное число; поэтому оно «великое число, источник и корень вечной природы». Единица, из которой произошло число десять – первоначальнейший источник всего существующего. Число семь, занимающее середину между 4 и числом 10 (4 + 3=7; 7 + 3=10), тоже имеет очень большую важность; десять небесных тел движутся по семи кругам.

Гераклит развил учение о вечном становлении и изменчивости бытия.

Основа всего - огонь. Путем его сгущения возникают вещи, а затем путем разложения вновь превращаются в огонь. Это ему принадлежит фраза "В одну реку нельзя войти дважды". Он считал что все постоянно меняется, нет ничего неизменного. Противоположности находятся в постоянной борьбе, и в результате их борьбы рождается гармония. Т. е. Гегель разрабатывая свою диалектику очень много почерпнул именно у Гераклита.

30.

Со времен античности сложились три основных моделей понимания движения и его роли в мировом процессе.Первая модель была представлена милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклитом. Движение здесь понималось как перманентное возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего. Вторая (противоположная) модель трактовки движения получила рассмотрение в элеатской школе (Ксенофан, Зенон, Парменид). Не отрицая движение как таковое – они ставили под сомнение его всеобщность. По Пармениду бытие неподвижно, едино и замкнуто. Мир сохраняет свою устойчивость в движении. Третья модель, представленная Эмпедоклом, который попытался объединить противоположные взгляды и стал рассматривать изменчивость и устойчивость как две стороны процесса движения. Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель, который дал общую классификацию видов изменения, среди которых выделил возникновение, уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность.

В самом общем виде принято выделять два основных типа движения. 1) движение, когда сохраняется качество предмета (определенный набор признаков, позволяющий говорить о каком-либо предмете как именно о данном предмете, отличном от других). Подобные процессы принято называть функционированием и 2) движение, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Подобные процессы, связанные с преобразованием качества также называют развитием.

Таким образом, развитие – это процесс качественных изменений взаимодействия объектов, связанный с возникновением новых свойств или возникновением нового объекта. Выделяют две разновидности развития: 1) когда процессы качественных превращений не выходят за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня его организации (напр. эволюция звезд) и 2) когда процессы переходят от одного уровня организации к другому (эволюция неорганического мира по направлению к органическому, возникновение человека). Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется прогрессом. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Наши рекомендации