Билет 2. Античная философия.
Мы даем общую характеристику и потом выбираем либо Платона, либо Аристотеля, одного рассказываем в деталях. Но учим обоих, ибо они база для всего последующего. К тому же по ним может быть доп. вопрос
Общая характеристика:
1)Досократики. Эти философы жили до Сократа. Это в основном была натурфилософия. Называли еще физиологами (фюзиз – природа). Их интересовало что является первовеществом (неразложимыми) элементами, из которых состоит мир, и вот они:
1) Первая школа – милетская (по наз. города, это была греч. Колония в Азии). Там жили 3 философа:
а) Фалес.
б) Анаксимандр.
в) Анаксимен.
Основная идея – что лежит за этим эмпирическим многообразием, и есть ли некое единое начало (греки называли это архе)
1)Фалес говорил что все произошло из воды.
2)Анаксимандр ввел понятие беспредельного (апейрон по гречески). Что это значит: если берем некую стихию, например воду, то видим что она ограничена от других стихий. Вода это не огонь, не земля и пр. И он ввел то, что их объединяло, некое недифференцированное, отчего и произошли все стихии
3)Анаксимен – воздух.
2) Гераклит. Он не из милетской школы. Он говорил что первоначало огонь. Огонь – это одновременно и материальный эквивалент, того что он называл Логосом (Логос – некий мировой ум, переводится по разному – слово, разум, мера), существует мировой разум который осмысляет, оживляет все мировое. При этом Гераклит рассматривал мир не статически, а в динамике «в одну реку нельзя войти дважды». Это значит, что река (мир) меняется, но движение это не хаотическое, а подчинено определенной закономерности - тут он высказывает первые диалектические идеи: « война – отец всех вещей» (по Гречески война – мужского рода).
Война – некое напряжение, борьба противоположностей, и эта борьба и создает некое мировое движение, и мировую гармонию.
3) Демокрит. Левкипп.(это все досократики)
О Левкиппе ничего мы незнаем вообще, кроме того что он был.
Это знаменитая атомистическая теория. Атом – не делимый.
Они предположили что мир состоит из неделимых далее частиц – атомов. При этом атомы демокрит отождествлял с бытием, а вот пустоту, в которой эти атомы движутся с небытием. Это важно – атомы и пустота. Бытие и небытие.
Атомы различны по форме и вот двигаясь, цепляясь друг с другом образуют вещи.
Пожалуй надо упомянуть еще одного, более позднего атомиста: Эпикур. Он вводит понятие - Клинамен. Это ключевое отличие от Демокрита. Клинамен - самопроизвольное отклонение атома от заданной траектории. А значит возможность всяких неожиданных комбинаций, а значит и изменения мира и пр.
4) Сократ. Он переориентирует философию с изучения природы, на изучение человека. Вернее даже философия для него – это учение о правильной жизни. Это некое искусство жить. Есть гончарное, мореходное искусство, а есть искусство жить.
Но Сократ говорит – всякое искусство требует умение и истинное знание. Чтоб изменить жизнь на то, что я считаю правильном, надо это правильное выделить 6осмыслить. Поэтому сначала надо поставить вопрос – что такое вообще правильное, истинное знание. Т.е. над отделить знание от мнения.
Знание/докса(мнение). И важное противопоставление знания мнению. И Сократ пытался выяснить что такое подлинное знание. Тут важен метод Сократа, он включает несколько позиций:
Во первых – Сократ диалектик (тогда это понималось как искусство беседы.)
Во-вторых – ирония. Сократ притворно налагает на себя личину невежества (я знаю что ничего не знаю), т.е. притворяется менее знающим, чем есть на самом деле. И самое главное – майевтика: т.е. повивальное искусство (по гречески). Он пытается в диалоге задавать много вопросов и заставляет человека самого сформулировать определение. Он помогает истине выйти на свет из человека, мол истина уже заложена в человеке. И он пытается, что бы человек сам осознал что это, а не просто написать самому определение.
5) Платон. Это ученик Сократа. От него дошли почти все сочинения (40 диалогов).
Основные произведения Платона – диалог «Государство». Диалог «Федон», посвященный душе. Диалог «Тимей».
Платон – родоначальник объективного идеализма. Ключевое понятие в его философии – эйдос (идея). Эйдос буквально переводится как вид.
Эйдос – порождающая модель, для чувственных вещей. Т.е. у нас есть масса столов. Есть такие, есть другие, из дерева, пластика, но все они являются столами, а не стульями, и в какой то мере они являются столами, они причастны к своему эйдосу, к своей порождающей структуре, модели. Это предел чувственных проявлений вещи. Есть какая то вариация столов, но есть некая стольность что и есть идея. Идея – бестелесна, неизменна, а стол ломается и пр. Идея не подвижна, неизменна, не изменяется от времени и пр.
А раз есть 2 такие структуры: эйдос и вещь. Их сравнивая, понятно что именно идея первоначальна. И мир этих эйдосов и является подлинным миром. Платон отождествляет эйдос с бытием, это подлинное бытие. А мир чувственных вещей – это мир становления.
Но есть и еще один этаж. Есть ейдос, есть вещь. Но что делает вещь отличной от идеи, почему они не идентичны, они же чем то отличаются! И он вводит понятие материя (хора) – он так называет это. Материя и есть то, что отличает стол(вещь), от эйдоса. Т.е. вещь причастна одновременно и бытию (эйдосу), но одновременно и не бытию (материи). Вещь определяется причастностью одновременно и к миру эйдосов, и к миру материи, поэтому наш чувственный мир и мир становления, имеет такой мерцающий характер.
В книге государство приводит пример «пещера». Мы узники, привязаны, тут сыро, стремно, но мы привыкли, и там в далёке – жизнь. Люди ходят туда сюда и пр. Узники видят тени от них, и узники считали что тени – и есть мир в котором они живут. Но если мы приглядимся – увидим настоящие бытие, но осторожно, свет может ослепить. И вот мы живем в этих тенях, и подлиниый философ может взглянуть и увидеть этот мир эйдосов, подлинный мир, сбросить эти цепи.
А как же мы узнаем про эти идеи? Какова теория познания Платона, идею то нельзя потрогать, пощупать, тут чувства нам отказывают. Тут Платон выдвигает теорию, мол подлинное познание – это припоминание. Тут он говорит что человек состоит из души; эйдоса) и тела (материи), тело смертно, и когда тело умирает душа уходит в мир эйдосов и там обитает. Но она там не навсегда остается, а потом обратно возвращается в чувственный мир, но идя туда проходит через реку «лету» - реку забвения, и забывает все то, что знала о подлинном мире, и ребенок рождается и вроде ничего не знает, но знание заложено в нем внутри. Задача – вспомнить, пробудить это знание с помощью этих его вопросов.
Социальное учение Платона о государстве. Платон выделяет разные типы душ:
1) Есть души, в которых преобладает разумное сознание,
2) Есть в которых аффективное составляющая,
3) Есть в которых преобладает вожделеющая составляющая,
И по ним люди делятся:
1) У кого преобладает разумное – становятся философами, и по Платону именно они должна править в идеальном государстве, ибо они вышли из пещеры и знают истинное знание.
2) Аффективное – их главное добродетель – мужество, этот класс страж (воинов), они должны защищать философов.
3) У кого вожделеющая, кто слишком привязан к этому миру – это всякие ремесленники. Рабов Платон даже не упоминает.
Иерархия – есть 2 высших класса, и есть низший, но вчитываясь в его диалоги, там он предъявляет серьёзные требования:
1) Все должно быть общее, иначе будут раздоры.
2) Все должно быть поровну, включая жен и детей. Никакой любви не предполагается. Выбирают пару, ты и ты, у вас будет хорошее потомство. Потом ребенка отбирают и воспитывают в общем детском саду, где никто не знает где чей ребенок. Все общее.
3) А у ремесленников все наоборот, у них и семьи и дети.
Главная фишка Платона в том, чтобы было хорошо, верное дело не в счастье одного отдельного класса. Отдельные части Платона не интересуют. Все части существуют для благо целого. Они все существуют ради целого – безопасности и процветания целого государства.
6) Аристотель. Он ученик Платона. Но Аристотель критиковал его за дуализм. Он противопоставляет мир идей миру вещей.
Основные произведения
1) Метафизика (то что после физики, содержание выходит за рамки, оно о сверх материальном, сверх чувственном)
2) Физика.
3) Политика.
4) Поэтика.
Аристотель наоборот исходит из единичной, конкретной вещи. Единичное бытие – конкретный стул, стол – то из чего надо исходить. И всякая единичная вещь (бытие) имеет 4 причины своего существования:
1) материальная причина. Стол – его материальная причина – дерово. Но из дерево можно еще кучу всего сделать, значит есть еще нечто, что из дерево делает именно стол - это вторая причина.
2) формальная причина. Вещь – взаимодействие материи и формы. При этом материя – это потенциальное. Из дерева кучу всего можно сделать. А форма – актуальность, из дерева актуализируется именно стол.
3) действующая причина. Кто сделал стол? Человек. И он именно и есть движущая причина, он соединяет материю и форму.
4) целевая причина. Вещь существует не просто так, а для чего-то. Для чего нужен стол? Писать на нем и пр. Чтоб что-то с ним делать.
Сложность: но дерево тоже из чего то состоит. Для него тоже должна быть материя и форма:
Был еще один досократик – он говорил - есть 2 женских элемента (огонь, земля), и 2 мужских (вода и воздух), и все вещи – это сумма элементом, например в этой вещи 2 огня, 3 земли и пр. И вот для дерева – это вода + земля, а форма будет их соотношение.
Но вода, земля и пр. есть нечто, они тоже имеют свою материю. И тут Аристотель вводит важное понятие – первоматерия. Первоматерия = ничто. Если это первоматерия, его ни с чем нельзя отожествлять, оно первично, что значит оно и есть небытие, это ничто, но это не вообще ничто, это чистая возможность появления чего бы то не было (чистая потенциальность).
Вывод. Нижний этаж - материя(чистая потенциальность), средний этаж - вещи, верхний этаж чистая актуальность, читая форма, форма форм, Нус (Бог,ум).
Сравнительная характеристика. У Платона – эйдос отдельно от вещей, а у Аристотеля она существует в самой вещи. Единственно отдельно существует – Нус, чистый ум который живет отдельно и оживляет все.
Политические представления Аристотеля:
Он разработал учение от типах правления. Он выделяет 3 принципа правления, и у каждого из этих принципов есть 2 формы: хорошая и плоха.
Согласно первому принципу (а они отвечают на вопрос скока человек должно править),
1) Править должен 1 чел. Его хорошая форма: монархия, монарх заботится не ток о себе, а о всех гражданах, о целом. А плохая: тирания, ибо тиран заботится только о себе, о сохранении своей власти.
2) Правят не многие. Хорошая форма: аристократия они о всех заботятся, а не только о себе. Плохая форма – олигархия, они только о себе заботятся.
3) Правит большинство. Плохая форма – демократия. А хорошая – политейя по сути это та же демократия, но тут не только в своих интересах, а и о интересах еще меньшинства.