Билет 17. Специфика научного познания. Роль науки в развитии цивилизации.
Наука – форма духовной деятельности людей, которая производить знания о природе6 обществе и о самом познании. Ее цель – достижение истины и открытие объективных законов развития мира. Наука не статична, она изменяется, развивается. Посему это динамично развивающая система.
Специфика научного опознания заключается в том: есть 4 уровня научного познания:
1) Обыденный – тут достаточно обыденной речи, обыденных понятий…
2) Художественный – предполагает образность, глубина восприятие окружающей действительности через феномен. Это типа такой инструмент, через который можно по другому взглянуть на мир, на какую то внутреннюю реальность.
3)научное познание: у него куча специфич. черт
а)научное познание имеет строгость. В смысле не дисциплина, а однозначность.
Б) системность. Знание о клетке вписаны в систему живой ткани. Ткань – часть органа, орган – часть организма и пр. Это всегда системное представление об окружающей действительности
В) доказательность, либо непротиворечивость, логичность. Знания так или иначе могут быть логически обоснованы.
Г)всегда есть субъект, объект и их отношения. Всегда есть оппозиция, расчлененность меж субъектом и объектом исследования
Д) научное знание ПРЕТЕНДУЕТ на всеобщность. Претендует, ибо например вся класич. yаука 17веков оперировала суммой знаний о нашей солнечной системе. А потом все расширялось, атом разлагался, знания все больше больше больше. А потом кто-то заявил, что физики и математики вводили нас в заблуждение, все динамично, а значит не одна теорема не является полной истиной. Идут изменения, которые мы не можем фиксировать. Система не в равновесном состоянии, чем ее измерить? Невозможно. Поэтому ток претендует.
Е)специальный язык. Наука оперирует категориальным аппаратом(теории, концепции, законы, формулы, символы…)
Ж) особые научные методы. Типа классические: анализ, синтез. Дедукция, индукция, измерение, наблюдение, фиксация и тд.
З) наука носит дисциплинарный характер. Нельзя сказать что ты просто занимаешься наукой. У нас есть классификация научного знания,.
Д) наука делится по удаленность от практики, их делят на фундаментальные и прикладные. еще со времен Бэкона(плодоносные и светоносные. Все плодоносные законы и опыты сделали на основе фундаментальных законов.) есть пример, когда сначала сделали сверх проводники, но фундаментального еще не открыли, их не могли использовать тупо. Ток недавно после открытия фундаментальных законов их смогли использовать.
Сюда моно добавить инфу что в 19-20 века появляются концепции Поперра и Куна, которые по разному представляют развитие научного знания, их концепции, различные критерии истины.
Особенности научного познания:
1) раскрытие, формулировка ОБЪЕКТИВНЫХ законов бытия природы, общества и чела.
2) Это как раз объективная истина. Познание к объективной истине обращено.
В 19 веке моно представить научный процесс как лестницу, по ступеням поднимались. Сегодня говорят уже о все усложняющейся системе научного познания, все противоричивиие и пр. Сначала появилось химия, потом физколоидная химия, химий хоть жопой жуй. И пр. Все специализированее. Но в то же время все глубже познается.
Роль науки в развитии цивилизации:
Наука начиная с Бэкона(17в) была избрана тем инструментом, которым должна была улучшатся жизнь чела. А в эпоху просвещения(18в) уже идет что знания – сила, инструмент преобразования, улучшения качества жизни, преобладания над природой и пр., потом и сциентисты(саинтс – наука) подерживает.
Что наука- инструмент для улучшения продления жизни и пр.
+ в том что: люди дольше живут, больше возможность для самореализации, более интересная жизнь
но глянем на другую часть, а что есть развитие цивилизации? Если под развитием цив. Понимать техническое оснащение, инструментальное овладение, власть над природой и пр. Естественно в этом измерении развитие гиганское.
Но глянем на другое: уже в середине 20в в шутку говорили, мы не знаем каким оружием будет вестись 3ия мировая война. Но знаем каким будет 4ая мировая – топор и камень, ибо 3ию не переживем.
Поэтому развитие цивилизации имеет не одновектрный вектор. У нас есть не тока макбуки, но есть ядерные бомбы
Короче тут подискутировать надо.
Ну последнее, классическое утверждение со времен библии: многие знания, многие печали. Речь о том, что знания, которые мы приобретаем сделали ли оно какого либо счастливом? Ну понятно, кто там трансплантацию сделали сердца например – безумно счастливы. Это так. Но само по себе научное знание без технологич. применения сделало кого-то счастливее? Ну мб, типа я сегодня знаю больше чем вчера, но изменяет ли это бытие чела? Стали ли мы более нравственными со времен Сократа? А всякое развитие ли без нравственного улучшения будет развитием?
В общем наука имеет гигантский потенциал, но вот закон опережающего развития:
Цивилизация избрала наукообразный вариант развития, но парадокс в том, что любую проблему которую мы пытаемся решить экспериментом/инструментом дает 3-5 новых проблемм, которые инструментом уже не решить. Типа сделали ядерные станции, плутоний с него куда деть? А люди там радиацию еще получают. А еще чернобыль.
Поэтому в медицине любая новая технология ставить этические, религиозные, и пр проблемы.
в общем не все так хорошо