Методические указания к выполнению контрольной работы для бакалавров (ФГОС-3) заочной формы обучения
Философия науки и техники
Методические указания к выполнению контрольной работы для бакалавров (ФГОС-3) заочной формы обучения
Одобрено
редакционно-издательским советом
Саратовского государственного технического
университета имени Гагарина Ю.А.
Саратов 2014
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Философия науки и техники» предназначен для студентов технических специальностей бакалавриата заочной формы обучения Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. Программа курса ориентирована на формирование целостного представления о процессах современного развития науки, техники, и человека. Данная программа структурирована необходимостью подведения формирующегося мировоззрения студентов под научные основания и критерии. В данном курсе ставится ряд задач: 1) пробудить интерес к изучению проблем истории науки и техники и современного научного и технического знания, 2) способствовать развитию у студентов критического отношения к новым идеям, формированию способностей доказательного мышления, навыков аргументации в дискуссиях и творческих спорах. Программа нацеливает обучающихся на глубокое осознание социальной значимости своей будущей профессии, нравственной и профессиональной ответственности.
Структура курса:
1. Философский статус науки и техники
2. История науки
3. Смысл и содержание основных направлений научного знания
4. Методология и методы научного познания
5. Философские проблемы техники
Одним из важнейших компонентов успешного освоения курса «Философия науки и техники» является организация самостоятельной работы. Она заключается в написании контрольной работы, в которой используется рекомендованная база источников по философии науки и техники: учебники и учебные пособия, а также работы классиков научной и философской мысли (Т. Кун, К. Поппер, И. Лакатос, М. Бунге, В. Гейзенберг, П. Фейерабент, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет и др.).
Для полного изучения курса рекомендуется следующая учебная литература:
1. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2013.
2. Зеленов Л.А. История и философия науки: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2012.
3. Иванов Б.И. Становление и развитие технических наук / Б.И. Иванов, В.В. Чешев /Изд. 2-е. – М.: УРСС, 2010.
4. Канке В.А. История, философия и методология техники и информатики. – М.: Юрайт, 2013.
5. Кохановский В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
6. Концепции современного естествознания: учебное пособие в 2 ч. / Д.И. Заров и др.; под ред. А.С. Борщова. – Саратов: СГТУ, 2012.
7. Степин B.C. История и философия науки: учебник. / В.С. Степин. Учебник. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011.
Тема № 4. Становление неклассической и постнеклассической науки
1. Понятия неклассической и постнеклассической науки, причина ее появления.
2. Представления о микро- и макромире в неклассической науке.
3. Дифференциальные и интеграционные процессы в научном познании. Появление междисциплинарных наук (кибернетика, теория систем, синергетика).
Список литературы:
1. Концепции современного естествознания: учебное пособие в 2 ч. / под ред. А.С. Борщова. – Саратов: СГТУ, 2010.
2. Хрусталев Ю.М. История и философия науки / Ю.М. Хрусталев. – М.: Феникс, 2009.
3. Коперник Н. О вращении небесных тел / Н. Коперник. – М.: Амфора, 2009.
4. Ньютон И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон. – М.: ЛКИ, 2014.
5. Брызгалина Е. Концепции современного естествознания: учебник. / Е. Брызгалина. – М.: Проспект, 2013.
6. Шейпак А.А. История науки и техники. / А.А. Шейпак. – М.: Издательство МГИУ, 2004.
Дополнительная литература:
1. Бернал Дж. Наука в истории общества // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bern_naukist/index.php
2. Ньютон И. Математические работы / И. Ньютон. – М.: Либроком, 2013.
3. Философия природы в античности и в Средние века / сост.: П. Гайденко, В. Петров. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.
4. Бруно Дж. Избранное / Дж. Бруно. – Самара: Агни, 2000.
5. Ютен С. Алхимики в Средние века / С. Ютен. – М.: Молодая гвардия, 2005.
6. Азимов А. Путеводитель по науке. От египетских пирамид до косимческих станций. / А. Азимов. – М.: , 2004.
7. Абдильдин Ж.М. Логика современного научно-теоретического познания // Вопросы философии, 2013. № 5. С. 3-10.
8. Кочетков В.В., Кочеткова Л.Н. Этос креативности и статус инженера в постиндустриальном обществе: социально-философский анализ // Вопросы философии, 2013. № 7. С. 3-12.
9. Уемов А.И. Критика принципа фальсификации К. Поппера и проблема системного подхода к демаркации научного познания. // Вопросы философии, 2008. № 4.
Философия науки и техники
Методические указания
к выполнению контрольной работы
для бакалавров (ФГОС-3)
заочной формы обучения
Составили: Епифанова Галина Владимировна
Зарова Елена Дмитриевна
Носкова Наталья Андреевна
Рецензент И.А. Абросимова
Редактор
Компьютерная верстка
Подписано в печать | Формат 60х84 1/16 | |
Бум.офсет. Тираж 100 экз. | Усл. печ. л. Заказ | Уч.-изд.л. 1,9 Бесплатно |
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. 410054, Саратов, Политехническая ул., 77 Отпечатано в Издательстве СГТУ имени Гагарина Ю.А. 410054, Саратов, ул. Политехническая 77 Тел. 24-95-70, 99-87-39. E-mail: [email protected] | ||
Философия науки и техники
Методические указания к выполнению контрольной работы для бакалавров (ФГОС-3) заочной формы обучения
Одобрено
редакционно-издательским советом
Саратовского государственного технического
университета имени Гагарина Ю.А.
Саратов 2014
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Философия науки и техники» предназначен для студентов технических специальностей бакалавриата заочной формы обучения Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. Программа курса ориентирована на формирование целостного представления о процессах современного развития науки, техники, и человека. Данная программа структурирована необходимостью подведения формирующегося мировоззрения студентов под научные основания и критерии. В данном курсе ставится ряд задач: 1) пробудить интерес к изучению проблем истории науки и техники и современного научного и технического знания, 2) способствовать развитию у студентов критического отношения к новым идеям, формированию способностей доказательного мышления, навыков аргументации в дискуссиях и творческих спорах. Программа нацеливает обучающихся на глубокое осознание социальной значимости своей будущей профессии, нравственной и профессиональной ответственности.
Структура курса:
1. Философский статус науки и техники
2. История науки
3. Смысл и содержание основных направлений научного знания
4. Методология и методы научного познания
5. Философские проблемы техники
Одним из важнейших компонентов успешного освоения курса «Философия науки и техники» является организация самостоятельной работы. Она заключается в написании контрольной работы, в которой используется рекомендованная база источников по философии науки и техники: учебники и учебные пособия, а также работы классиков научной и философской мысли (Т. Кун, К. Поппер, И. Лакатос, М. Бунге, В. Гейзенберг, П. Фейерабент, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет и др.).
Для полного изучения курса рекомендуется следующая учебная литература:
1. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2013.
2. Зеленов Л.А. История и философия науки: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2012.
3. Иванов Б.И. Становление и развитие технических наук / Б.И. Иванов, В.В. Чешев /Изд. 2-е. – М.: УРСС, 2010.
4. Канке В.А. История, философия и методология техники и информатики. – М.: Юрайт, 2013.
5. Кохановский В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
6. Концепции современного естествознания: учебное пособие в 2 ч. / Д.И. Заров и др.; под ред. А.С. Борщова. – Саратов: СГТУ, 2012.
7. Степин B.C. История и философия науки: учебник. / В.С. Степин. Учебник. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011.