Вопрос 3. Философский уровень
Создание педагогических теорий базируется на философских моделях описания мира. Обозначим те основные положения философских направлений, которые наиболее часто лежат в основе педагогических теорий.
1. Неотомизм. Основатель этого направления – известный средневековый философ Фома Аквинский в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Он утверждал, что, собирая эмпирические данные, наука все равно не способна раскрыть сущность мира, а высшая истина постигается только путем приближения к Богу, только «сверхразумом». Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколения и считают, что вся система образования должна быть направлена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.
2. Позитивизм и неопозитивизм. Большая часть представителей этого философского направления – крупные ученые-естественники. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Абсолютизируя методы естественных наук, перенося их в область педагогики, неопозитивисты отдают приоритет в процессе обучения не его содержанию, а методам познания, считая, что главное «не знание, а методы их приобретения». Основной недостаток педагогики этого философского направления видят в том, что в ней доминируют бесполезные (с их точки зрения) идеи и абстракции, а не реальные факты.
3. Прагматизм. Главное понятие – «опыт», а познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека. Отрицая наличие объективного научного знания, прагматисты утверждают, что всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Основателем прагматической педагогики является американский ученый Дж. Дьюи, который выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей, возбуждение интереса как мотива учения ребенка, увеличение практических методов при обучении. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса, считал, что цель образования сводится к процессу «самовыявления» данный ребенку от рождения инстинктов и склонностей. Рассматривая вопросы нравственного воспитания, прагматисты утверждали, что человек не должен руководствоваться в своем поведении заранее сформулированными нормами и правилами, он должен вести себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.
4. Диалектический материализм. Крупнейшие его представители К.Маркс и Ф. Энгельс обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику. Основные положения этого научного направления сводятся к следующему:
· материя первична, сознание вторично, оно возникает в результате развития материи и является его продуктом;
· явления объективного мира и сознания взаимосвязаны и взаимозависимы и, следовательно, причинно обусловлены;
· все предметы и явления находятся в движении, развитии и изменении.
Педагогика, построенная на методологии диалектического материализма, считает личность объектом и субъектом общественных отношений, предполагает, что ее развитие определено внешними социальными обстоятельствами и природой человеческого организма. Воспитанию отводится решающая роль в развитии личности, а само воспитание рассматривается как сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Важным для этого подхода представляется необходимость рассматривать личность и деятельность в единстве.
5. Экзистенциализм. Основное понятие этого философского наблюдения – существование (экзистенция) – индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Окружающий мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого человека. Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Считая, что ценность знаний определяется важностью их для конкретной личности, представители этого научного подхода предлагали учителю предоставлять ученикам полную свободу в освоении этих знаний. Ученик сам должен определять смысл вещей и явлений, при этом ведущую роль, с точки зрения экзистенциалистов, играет не разум, а чувства и вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.
Чтобы понимать язык науки следует знать его категориальный аппарат. Под категорией (от греч. kategoria – высказывание; признак) понимается научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности. Понятия, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой – конструируют предмет данной науки.
В исследовании работа с категориями представляется значимой в связи с обозначением сущности предмета исследования. Не случайно, как правило, одной из задач исследования является непосредственная работа с понятийным аппаратом. Работая с понятийно-терминологическим аппаратом педагогики уместно не только анализировать, дополнять, уточнять, систематизировать понятия, формулировать их определения, представлять объем, но и обращать внимание на основание деления понятий, их классификацию, методику упорядочения педагогической терминологии, общую характеристику упорядоченной терминологии в диссертационном исследовании.