Друзья по Дхарме в момент смерти
Очень важно, чтобы братья и сестры по Дхарме, муж и жена, которые оба являются буддистами, в такие критические моменты, как момент смерти, друг другу помогали – напоминали о Дхарме. Присутствуя рядом с умирающим, очень важно напомнить ему о позитивных состояниях ума – это самый лучший способ ему помочь. Когда ваши близкие умирают, не надо плакать, лучше попытайтесь помочь. Скажите, например, так: «Его Святейшество Далай-лама и все божества присутствуют перед тобой. Молись им, чтобы они помогли тебе переродиться в Чистой земле. О нашей семье не беспокойся, у нас все в порядке. Сейчас у тебя трудное время, поэтому готовься к следующей жизни. Самое главное – породи в своем уме чистую любовь ко всем живым существам, прими прибежище в Будде, Дхарме, Сангхе». Если вы поможете ему развить чистую любовь и Прибежище, будете вместе с ним читать мантры, зажжете благовония, тем самым вы поможете ему получить более благоприятное перерождение.
Один из моих друзей, который медитировал в горах, рассказал мне о том, как он делал пхову для одного человека, чтобы у него было более благоприятное перерождение. Я спросил его: «Ты действительно сделал настоящую пхову?» Друг мне сказал: «Нет, у меня нет такой силы, но я сделал точное подобие пховы, когда был в больнице». «Как ты сделал это?» – спросил я его. «Мой друг болел. Он почти уже умирал. Я подумал: «Как мне ему помочь? У меня нет способностей, могущества отправить его в Чистую землю». Я наверняка знаю, что у меня нет такой силы. Тогда я понял, что могу сделать для него точное подобие пховы».
Лицо этого человека побагровело. Он очень мучился. Он знал, что умирает. Тогда друг заговорил ему на ухо: «Смотри, перед тобой в пространстве сейчас присутствует Его Святейшество Далай-лама. Он так заботится о тебе». Умирающий тут же непроизвольно сложил руки. Когда у человека есть сильная вера в Его Святейшество, он всегда присутствует рядом. Это правда. Если у вас есть сильная вера в Его Святейшество, он всегда будет присутствовать прямо перед вами. Друг знал это и знал, что умирающий сильно верил в Его Святейшество. Поскольку у него сильная вера, Его Святейшество будет присутствовать, то есть он не солгал ему. И тот, соединив ладони у сердца, спокойно умер. «Это же пхова», – сказал мне мой друг. Он сказал, что некоторые монахи кричат, жестикулируют, изображая пхова. А он просто сказал, что Его Святейшество присутствует перед умирающим. Это было то же самое, что пхова. И я знаю, что благодаря этому у него будет благоприятное рождение.
Итак, Его Святейшество Далай-лама, наш коренной Наставник, истинный Авалокитешвара. Если вы испытываете веру в него, то, где бы вы ни были, он всегда будет присутствовать перед вами. Очень много историй про тибетцев, которые попадали в трудные ситуации. В этих ситуациях перед ними всегда был Его Святейшество.
Моя мать рассказывала мне, как помогала моему отцу, когда он умирал. Она ухаживала за умирающим отцом и вдруг в какой-то момент заметила, что дыхание его становится реже, то есть он выдыхал, но мог вдохнуть лишь немного. Его вдохи стали очень мелкими. Это означает, что внешние элементы его тела стали постепенно растворяться друг в друге. Он утратил способность говорить. Тогда моя мать сказала отцу на ухо: «Наверное, сейчас ты умираешь. Ты должен в уме представить, что делаешь практику пхова». (Если женщины вокруг начинают стенать, это нехорошо). Он кивнул и выполнил медитацию. Вот так муж и жена могут друг другу помочь. Это реальная помощь. Когда отец болел, мать давала ему все, в чем он нуждался. Кроме этого, она еще напоминала ему о самом главном без какой- либо привязанности. Она не говорила: «О, какой кошмар! Что мне делать? Он умирает!» Она думала о его следующем рождении, поэтому и сказала ему, что пришла пора сделать практику пхова. Мама рассказывала мне, что, когда отец произнес «хик!», он в тот же момент ушел.
&1. 3. Практика Тантры
В Тантре говорится о том, что мужчины и женщины обладают равным потенциалом для достижения состояния Будды. Кроме того, в Тантре есть особый обет – не критиковать женщин. Поэтому если сказать «все мужчины плохие», ничего страшного не произойдет, сказав «все женщины плохие», вы нарушите один из коренных тантрических обетов.
Причина состоит в том, что в практике Тантры вы во многом зависите от дакинь. Сказав «все женщины плохие», вы оскорбите и их в том числе. Вообще-то логика здесь не очень четкая, потому что, если вы скажите «все мужчины плохие», вы тем самым оскорбите даков. Самайя есть самайя, просто следуйте этим правилам и старайтесь одинаково уважать и мужчин, и женщин.
У Марпы Лоцавы с его супругой, Догнемой, были очень хорошие отношения. Вы должны воспринимать свою жену как дакиню, которая помогает вам в медитации. Если вы монах, вам приходится мыслить по-другому, рассматривать женщин, как ходячие скелеты, обтянутые кожей, у вас нет другого выбора, вам приходится на это медитировать. Но если вы практик Тантры, и тем более, если у вас жена, то тогда вы должны отмести в сторону все мысли о ходячих трупах, воспринимайте свою жену чисто, как дакиню. Чистое восприятие очень важно для тантрического практика. Если вы живёте в России, вы должны ценить Россию, если вы живёте в Индии, вы должны ценить Индию.
Поскольку подавляющее большинство моих учеников являются мирянами, я говорю, что не надо рассматривать своих жену или мужа как ужасных сансарических существ, надо стараться воспринимать их чисто, относиться друг к другу с уважением. Это очень важно. Нужен срединный путь. Не надо слишком любить жену: «Жена, ты моё божество». Это тоже неправильно. Мысленно, воспринимайте свою жену чисто, но не надо все время превозносить разные красивые слова: «О, ты моя дакиня». Иначе она будет «летать», и на следующее утро перестанет мыть посуду. Внутренне уважайте, но не надо говорить слишком много красивых слов. Должна быть любовь, близость, но не слишком сильная. Самое лучшее – золотая середина.
У негативных состояний ума не бывает золотой середины. Это нечто совершенно неправильное. Однако с помощью Тантры вы можете превратить привязанность в путь. На вашем нынешнем уровне привязанность должна восприниматься как нечто абсолютно негативное, вы должны всеми силами с ней бороться. Между любовью и привязанностью – большая разница. Потом, когда вы обретёте большую силу, вы сможете использовать привязанность, превращая её в тантрический путь. Когда мы наслаждаемся счастьем в сансаре, это счастье подобно мёду на лезвии ножа. Мы знаем, что мёд сладок, но мы не понимаем, что этот мёд намазан на острие ножа. И поскольку мёд сладок, мы лижем его так жадно, что режем себе язык. Поэтому мы испытываем больше боли, чем ощущения счастья. Но тем самым буддийская философия никоим образом не хочет сказать, что мёд – это плохо. Некоторые религии по этой причине говорят, что наслаждение – это плохо, что вообще не следует получать удовольствие. Это неправильно. Вы должны понимать, что философия и религия, предназначены лишь для вашего счастья, для того, чтобы сделать вас лучше, сделать вас добрее. Поэтому мудрые люди, в особенности практики тантры, слизывают мёд так, чтобы не поранить язык. Поэтому, когда вы начинаете лизать этот мёд, делайте это искусно, чтобы не поранить язык. Вы должны помнить об этом примере. Вы должны думать о том, что все сансарические объекты, приносящие нам счастье, подобны мёду на лезвии ножа. Вот такой маленький совет я хочу вам дать, помните о нём. Очень важно быть счастливыми. Если вы сами несчастны, как вы можете стать источником счастья для всех живых существ? Когда вы практикуете махаяну, ваша мотивация должна быть такая: «Да стану я источником счастья для всех живых существ». А для этого, в первую очередь, вы должны сами стать счастливыми.
&2. Нравственность в семье
&2. 1. Что такое буддийская нравственность?
Буддийская нравственность не состоит из сплошных запретов – это запрещено, это не разрешается. Буддийская нравственность говорит: «Можешь идти, куда хочешь, но есть определенные границы. Если ты перейдешь через эту границу, преступишь через нее, то будут такие-то последствия, там тебя подстерегают те или иные опасности. За той границей находятся очень опасные места, там проходит электрический ток, если ты туда пойдешь, то получишь разряд и погибнешь. Там также есть яма, если ты туда пойдешь, не глядя под ноги, то попадешь в эту яму».
Что касается меня, то если бы я не встретился с буддийским Учением, мой ум было бы очень трудно укротить. Если бы я не встретился с буддийской философией, я ни за что бы ни стал монахом, это было бы невозможно. Если бы кто-то стал навязывать мне монашество, заставлять меня стать монахом, то я бы просто сказал: «Зачем мне себя мучить? Это нельзя, то нельзя, от всего надо отгородиться. Туда нельзя ходить». Я бы, наоборот, еще больше захотел бы все это делать. Ум у меня устроен также как у вас – если на меня давить, реакция будет обратная. Я не могу быть таким зажатым и неестественно смиренным, как некоторые христианские монахи, и некоторые буддийские монахи. Они считают, что нравственность – это сдавить в каких-то тисках тело, речь и ум. Скажем так, в уме их бродят разные желания, но тело не пускает и заставляет не ходить туда, не делать это, ощущается постоянное давление. На сколько такой жизни вас хватит?
Лама Цонкапа сказал, что лучший способ хранить чистую нравственность – это осознать все недостатки того или иного объекта, всю его ущербность, и понять все преимущества отказа от этого и преимущества самодисциплины. Если вы поняли, что сладкая отрава вредна для вас, то даже если вы будете окружены этой сладкой отравой, то вы не будете кричать: «Меня окружает сладкая отрава, как мне быть? Мне так трудно не прикасаться к этой сладкой отраве, мне так хочется ее съесть!» У вас не будет проблем, вы просто скажете: «Я не хочу всего этого». Когда вы поймете, какой вред она причиняет, вы скажете: «Меня это не интересует, я не хочу себе вредить». Это называется нравственность. Какой бы сладкой ни была эта отрава, вы очень четко видите вред, который она причиняет, и поэтому не чувствуете ни малейшей заинтересованности в этом. Если ваша нравственность похожа на ситуацию ребенка, который сидит под присмотром матери – ему очень хочется съесть эту отравленную конфетку, но он боится гнева матери, поэтому он сидит, не ест эту конфетку, но все время ждет, что, может быть, мама отвернется – вот это неправильная нравственность.
Все эти ограничения, все эти обеты нужны вам для вашего же блага. Будда не создал все эти многочисленные обеты и правила для того, чтобы истязать, мучить вас. Все эти предписания нужны для того, чтобы у вас же было меньше проблем. Почему мама говорит своему ребенку: «Не ходи туда, не ходи сюда, тут будь осторожнее»? Она заботится о ребенке, о его безопасности, она не хочет его мучить своими запретами. Если ребенок не слушается маму, бегает, где попало, прыгает, куда попало, то он же сам от этого больше пострадает. Безнравственность в нашей жизни подобна ситуации этого ребенка, который, не понимая, что ему грозит, бежит куда попало, а потом страдает. Это называется жизнь без нравственности. Вы, живя такой жизнью, сами для себя создаете страдания.
Если же ребенок живет нравственно, он становится мудрым, он понимает, что ему надо делать, что не надо делать. Он даже счастлив, рад избегать каких-то опасных дурных мест. Он доволен, находясь там, где он находится, потому что это менее опасно, чем другие места. И он совершенно не хочет, не испытывает никакого желания отправляться в опасные места, его не интересуют эти опасные места. Итак, вы должны стараться соблюдать нравственность так, чтобы она была основана на вашем же все более и более ясном понимании, чем вам грозит то-то и то-то. Вы понимаете, что эти опасные вещи вас не интересуют.
Благодаря нравственности в этой жизни, вы будете очень красивыми. Если у человека есть высокая нравственность, то это настоящая внутренняя красота. Лицо любого человека, если он придерживается высокой этики, очень красивое, у него очень красивое тело. Даже если у него лицо, как у животного, но он придерживается высокой этики, то он становится все более и более красивым. Этика и нравственность делают вас очень красивыми, это самая лучшая косметика. Обычная косметика- это обман. Это некрасиво. Вы обманываете людей. Если у вас внутри есть настоящая этика, то это очень красиво, это не обман.Поэтому женщинам нужно придерживаться высокой этики, это сделает их очень красивыми.
Не делайте никому ничего плохого, ни о ком плохо не говорите, будьте добрыми, всегда улыбайтесь, демонстрируйте свою любовь к другим, уважайте других, говорите правильные вещи, не очень много, не очень мало, чтобы всем было приятно, тогда вы будете очень красивыми.Даже если у вас нос чуть-чуть кривой будет, все равно все мужчины к вам придут.
Женщинам тоже нравятся мужчины с такой высокой этикой. Поэтому этика вас в этой жизни делает очень красивыми. Этика – это не тюрьма, это здоровый образ жизни, здоровый образ мышления. Если вам что-то вредит, и это вредит другим, то не делайте этого. Это называется этикой. Если нечто полезно для вас и полезно для других, то сделайте это. Вот это называется этикой. Этика – это разумно.
&2. 2. Пять обетов мирянина
Первый обет мирянина – это не убивать ни одно живое существо. Ваша жизнь драгоценна, так же драгоценна жизнь любого живого существа. Если вы не можете продлить их жизнь, то отбирать их жизнь – это очень неправильное поведение. Самое худшее – это отбирать жизнь другого. В нашем мире нравственностью считается, если у вас нет сексуальных скандалов и прочее, тогда вы нравственный. Если убиваете, вредите другим, ничего страшного, Но если чуть-чуть замешаны в сексуальном скандале – это кошмар, это греховный человек. Это неправильно. Самая большая безнравственность – это вредить другим. Самый худший вред другим – это отбирать у них жизнь. Рыбачить, охотиться просто ради временных удовольствий – это безнравственно.
Люди радостно убивают животных, играют с чужой жизнью. Это совсем безнравственный человек. Необязательно при этом вы вредите человеку – если вы так поступаете с любым живым существом, это безнравственно. Вы должны сказать себе: Я таких диких безнравственных поступков вообще не буду совершать, никого убивать не буду». Даже если вас кусает комар, если вы не можете дать ему кровь, подуйте на него, убивать не надо – это безнравственно. У комара нет плохой мотивации, он просто хочет чуть-чуть крови хочет попить. Не думайте, какой комар плохой. Если не можете дать ему крови, скажите: «Я слишком худой. Там есть щедрые люди, у которых много крови есть, пожалуйста, там летайте». Постарайтесь поступать так. Один раз вы так сделаете, второй раз, и потом у вас никогда не будет желания убить комара.
Не убивать живых существ очень легко. Для чего их убивать? Если вы принимаете обет мирянина: «Я не убью ни одно живое существо», - тогда даже во время сна вы накапливаете очень высокие заслуги, это самая лучшая практика нравственности. Одно из очень хороших преимуществ практики нравственности в том, что каждый день вы накапливаете очень высокие заслуги, когда просто соблюдаете эти обеты. Даже если вы спите, то накапливаете высокие заслуги.
Самый лучший способ накапливать высокие заслуги – это принять обеты и содержать их в чистоте. Тогда даже во время сна будете накапливать очень высокие заслуги.
Второй обет – не воровать. Для чего? Если у вас проблемы с деньгами, у вас есть руки и ноги, вы можете сами заработать себе деньги. Вы просто ленивые. Вместе того чтобы воровать, сделайте что-то для этого мира, в котором живете. У вас есть определенная ответственность, потому постарайтесь также обеспечить работой других людей. Это тоже практика Дхармы. Практика Дхармы – это не только сидеть молитвы читать: «Учитель, дайте мне…» Ваши тело, речь и ум должны быть активными, создавайте источник денег для своих будущих детей. Это помощь живым существам через даяние работы. Надо быть активными, просто сидеть не надо. Но только ради денег бегать тоже неправильно. Говорить: «Я духовный человек, вообще работать не буду», - это тоже неправильно. Надо соблюдать золотую середину.
Если вы работаете, но не добиваетесь успеха, то можете сказать: «Я старался, много работал, но не добился успеха. Пожалуйста, помогите мне». Вместо того чтобы украсть, попросите. Вам не должно быть стыдно просить кого-то вам помочь. Если вы очень чисто придерживаетесь принципа: «Я никогда ничего ни у кого не украду», вам тогда очень легко будет найти работу. Вначале будет чуть-чуть трудно, но в конце деньги сами по себе придут. А если вы воруете, то вначале чуть-чуть получаете, но в итоге жизнь за жизнью вам денег не будет хватать, даже хлеба вам будет не хватать. Бедность – это результат воровства. В прошлой жизни воровали, сейчас воруете – тогда жизнь за жизнью вы будете бедными. Будьте честными, не воруйте. Наоборот, если у вас есть что-то лишнее, отдайте другим. Тогда вы будете рождаться в очень богатой семье жизнь за жизнью.
Третий обет – не прелюбодействовать. Очень хорошо, когда и муж, и жена принимают обеты генина относительно того, чтобы не спать с другими мужчинами или женщинами, только со своим супругом (супругой). Такое распространено в тибетском обществе. Правда, сейчас такие семьи встречаются все реже и реже. Поэтому в тибетском обществе сейчас становится все больше и больше разводов – именно по той причине, что подобной практики становится меньше. Так что, если кто-то хочет принять обеты генина (буддиста-мирянина), очень важно, чтобы это сделали и муж, и жена, в противном случае, один будет страдать. В буддизме считается, что аморальные сексуальные действия являются причиной разлада в семье. Поэтому Будда советовал избегать неправильного сексуального поведения и вести моральный образ жизни. При такой морали в семье сохраняется гармония и люди уважают друг друга.
Когда неверность своему супругу или супруге войдет у вас в привычку, это станет похоже на питье соленой воды: удовлетворение никогда не наступит. В конечном итоге у вас может начаться масса психических отклонений из-за чувства неудовлетворенности. Вы вносите дисгармонию в семью других людей. Даже смотреть на чужих мужей и жен с привязанностью – это нехорошо, безнравственно. Поэтому если вы немного посмотрели с привязанностью на чужого мужа или жену, говорите: «Нет-нет, не смотри на нее/него с привязанностью, это чужой муж/жена, ты мешаешь их гармонии». Не говоря уже о прелюбодеянии, даже не смотрите на чужих жен и мужей с привязанностью. Когда у вас такой принцип, вы не будете аморальными.
Из-за мелкого кратковременного счастья, удовольствия вы разрушаете семью. И дети также лишаются отца и матери, когда их родители разводятся. Если их родители просто умерли, они осиротели, то здесь уже ничего не поделаешь, но если оба родителя живы, но, тем не менее, они лишены либо одного родителя, либо другого, то здесь действительно всё очень грустно. Все проблемы и печали, которые мы испытываем в своей семейной жизни, берут начало в сексуальной распущенности. Бесконечные проблемы возникают из-за сексуальной распущенности. Обо всем этом вы знаете лучше меня, поэтому мне нет нужды всё это объяснять. Очень важно, чтобы в семьях была нравственность и этические нормы. Отказ от прелюбодеяния приведет к тому, что у вас будет хорошая верная жена или хороший верный муж.
Четвертый обет – не лгать. Если это возможно, вообще не лгите, вообще не говорите неправду. Если для вас это невозможно, то обещайте, что будете воздерживаться от, так называемой, черной лжи. Черная ложь – это по-крупному обманывать других, это ложь, которая причиняет вред другим. Если же некоторая ложь, напротив, помогает разрешить проблемы, не причиняет другим вреда, наоборот, как-то помогает, нормализирует ситуацию, то такая ложь называется белой ложью.
Например, вы не хотели совершать ошибку, но это случилось с вами. Если вы скажете правду, что вы поступили так-то и так-то, это создаст еще большие проблемы. Поэтому, чтобы не усугублять проблему, вы не говорите об этом или говорите что-то другое. Если вас спрашивают, вы отвечаете что-то другое, чтобы просто не причинить боль другому человеку. Вы говорите неправду не для того, чтобы обмануть или предать этого человека, создать проблемы для него, вы лжете для того, чтобы не причинить ему боль. Поэтому иногда сказать неправду тоже полезно. Если что-то уже произошло, зачем правдиво об этом рассказывать и тем самым огорчать всех. Если вы говорите ложь в шутку, то в этом нет ничего страшного. Иногда в семьях муж или жена говорят: «У меня принцип – говорить правду». И они рассказывают все, просто все своему супругу, и из-за этого иногда у них наоборот, возникают проблемы в семье. Иногда правда это тоже глупость.
Каждый раз обращайтесь к своему здравомыслию, к своему мозгу, прежде чем что-то сделать или сказать. Даже если это правда, не надо глупо в некоторых ситуациях выкладывать эту правду, потому что иногда она может создать проблемы.
Бывают вот такие ситуации. Мимо вас пробежал баран, потом выбежал человек с большим ножом в руке. Баран, допустим, убежал направо. Человек прибежал, увидев вас, он спрашивает: «В какую сторону побежал баран?» Если вы при этом подумаете: «Я буддист, я не должен врать, я дал обет не врать», без всякой жалости, без всякого сострадания вы думаете лишь о своем эго: «Это мой обет, я его дал, я его должен соблюдать. Если я скажу неправду, я нарушу свой обет, а если баран погибнет – ничего страшного». Вот если с такой мотивацией вы правдиво рассказываете, что этот баран побежал направо, тогда вы – дурак. Вы сказали правду, но эта ваша правда была дурацкой правдой.
В этот момент надо подумать о баране, почувствовать сострадание к барану. Что важнее: жизнь барана или ваш обет, небольшое нарушение обета? Поскольку вы нарушили обет не из-за негативных эмоций, не с негативной мотивацией, а с состраданием, то он как бы лишь формально нарушен. По сути дела, ваш обет не нарушен. Небольшая негативная карма накапливается, но она очень-очень маленькая негативная карма. Потому что над этой небольшой негативной кармой будет легко преобладать ваше сострадание, оно легко перевесит. Если в это время вы почувствуете сострадание, если вами будет руководить сострадание, вы скажете: «Если я нарушу обет, какая разница, здесь важнее сохранить жизнь барану». И вы из сострадания солжете, скажете: «Баран побежал налево».
Если вы говорите большую ложь с плохой мотивацией, с желанием обмануть других, например, говорите, что у вас высокие реализации, это очень плохо. Также, если вы лжете для того, чтобы обмануть других людей, это очень плохо. Если вы лжете, распространяете сплетни, чтобы внести дисгармонию в чью-то семью, это тоже очень плохо. И вы обещаете, что никогда не будете произносить такой черной лжи.
Пятый обет – это не принимать алкоголь и наркотики. Это должно быть вашим добровольным решением. Вы должны понять всю ущербность, весь вред от алкоголя и наркотиков. В алкоголе нет ничего вкусного. Это тоже такое зомбирование, нам так промыли мозги, сформировано общественное мнение, мы считаем, что это вкусно. Возьмем нормального человека, который никогда не попадал под влияние общественного мнения о том, что алкоголь – это вкусно, а также ничего не слышал про сок. И поставим перед ним два стакана, один с водкой, другой с соком, и попросим его выпить. А потом спросим, что было вкуснее. Он скажет: «Конечно, сок!» Только дурак бы сказал, что водка вкусная.
Во-первых, вкус у водки неприятный. Во-вторых, после того как вы выпьете сок, ум ваш останется свежим. Если же вы выпьете водку, она еще больше замутнит ваш ум, и сделает вас еще глупее. Если жена увидит, как муж пьет водку, она должна сказать ему: «Ты итак достаточно глуп, не надо делать из себя еще большего дурака». Если же жена пьет, то муж должен ей сказать: «Ты итак достаточно глупа, не надо еще тупее становиться из-за водки».
Вопрос: Мой муж всегда говорит, что врачи даже рекомендуют пить водку в небольших количествах.
Ответ: Это другое дело, если небольшое количество алкоголя, допустим, входит в состав лекарства. Это должен быть не чистый, не голый спирт, это должна быть какая-нибудь лекарственная настойка. Если это лекарственная настойка, то это другое дело. Вы можете выпить чуть-чуть, но не больше, потому что тогда уже лекарство превратится в яд.
Если это возможно, то я вас попрошу принять в будущем все пять обетов, тогда вы будете полным генином. Если и муж, и жена вместе примут эти обеты, то у них не будет никакой основы для сомнений друг в друге. Если муж опаздывает, жена не будет звонить, спрашивать: «Ты где? Почему опаздываешь?» Вопросов не будет, потому что она знает, что у мужа есть обеты. Муж тоже знает, что у жены есть обеты. Ссоры не будет.
С того момента, когда вы приняли все пять обетов мирянина, вы уже не обычный человек, а становитесь, как Миларепа, Дромтонпа, Марпа, – они соблюдали эти полные обеты генина. Я тоже соблюдаю полные обеты генина. Эта традиция сейчас важна в нашем мире. Мирян больше, чем монахов, поэтому нам нужно сохранить такую традицию соблюдения обетов мирянина.
Вам нужно понимать, что во всем, что делает Его Святейшество Далай-Лама, есть большой смысл. Может быть, он хочет, чтобы я возродил эту традицию генина, чтобы она стала сильной в мире. Она не новая, и существует в Тибете уже много лет. Вам нужно продолжать эту традицию, передавать ее своим детям и так далее, чтобы эта традиция практика-мирянина не угасала. Это очень важно.
Причины нарушения обетов
Лама Цонкапа говорит: когда мы принимаем на себя любой обет, для того чтобы затем хранить его в чистоте, мы должны узнать, каковы четыре причины нарушения обетов. Это очень важная тема, потому что мы уже приняли на себя обеты Прибежища, Бодхичитты и Тантры.
Первая причина нарушения – непонимание сути обета. Мы принимаем какие-то обеты, но не знаем, что за обеты мы приняли. Если кто-то спросит нас: «Почему ты взял на себя эти обеты?», вы ответите: «Духовный Наставник так сказал. Кроме того мои друзья их приняли, поэтому и я тоже». – «А какие обеты ты принял?» – «Не знаю». Это первая ошибка. Если вы не знаете, какие принмаете обеты, то будете все время их нарушать. Вы нарушаете обеты по незнанию, и это первая причина нарушения обетов. Для того чтобы устранить эту причину, важно получить подробные комментарии к принятым обетам.
Вторая причина нарушения обетов – это недобросовестность. Вы знаете, что за обеты вы приняли, но вы совершенно недобросовестно, небрежно относитесь к этому, забываете обо всем, действуете по инерции. Что такое добросовестность? Ее можно сравнить с ситуацией человека с раной на руке, попавшего в толпу людей. Когда вы находитесь в толпе людейс раной на руке, вы естественно, будете оберегать свою рану. Когда вы уже почти забылись, вам хочется куда-то прыгнуть, вы тут же вспоминаете о ране и останавливаете себя. Это называется добросовестность. Итак, будьте добросовестны в сохранении своих обетов, и каждый раз, когда ваши тело, речь и ум начнут проявлять чрезмерную активность, вы должны себя осаживать, вспоминая об обетах. Это самодисциплина, она очень полезна.
Третья причина нарушения обетов – непочтительное отношение к обетам. Вы принимаете на себя какие-то обеты, но совершенно не уважаете их – это тоже одна из причин нарушения обетов. Когда вы берете обеты, вы должны понимать, что Будда без серьезной причины не стал бы предписывать те или иные ограничения, те или иные обеты. Поэтому вы должны понимать, что все эти вещи нужны для вашего блага. Если вы страдаете язвой, доктор прописывает вам какие-то лекарства и рекомендует воздерживаться от определенных видов пищи не для того, чтобы мучить вас. Он запрещает вам те или иные продукты, заботясь о вас. Если вы не уважаете мнение врача и продолжаете питаться так же, как и раньше, вы никогда не вылечитесь от язвы.
Точно так же все буддийские обеты и ограничения предназначены для нашей пользы. Уважение к Будде и его наставлениям и есть противоядие от неуважения к обетам. Уважая обеты, вы будете способны соблюдать их в чистоте. Поймите, что обеты – это драгоценность исполнения всех желаний, которая затем вновь подарит вам драгоценную человеческую жизнь. Обеты – это дерево исполнения всех желаний, приносящее вам огромное счастье. Нарушая обеты, вы словно принимаете яд. Осознав все это, вы по собственной инициативе скажете: «Я хочу делать это и не хочу делать то». Если, например, вы по собственной инициативе перестанете пить водку, то у вас не возникает никаких проблем. Подумайте обо всех недостатках водки, и тогда вам просто расхочется ее употреблять.
Четвертая причина нарушения обетов – это большое количество омрачений. Омрачения – это как болезнь. Когда у вас обостряется болезнь омрачений, даже если вы не хотите нарушать обет, вы волей-неволей нарушаете его. Проявление омрачений можно сравнить с ситуацией, когда ваша рана начинает зудеть. Откуда возникает зуд омрачений? Он – следствие шести причин, о которых будет говорится ниже. Зуд в ране тоже возникает в силу причин и условий. Если вы будете сидеть огня, когда вам станет жарко, ваша рана начнет зудеть. Если мы продолжим эту аналогию, то соблюдение нравстенности – это не чесать рану, когда она зудит. Когда рана у вас не зудит, вам не трудно не чесать ее. Но это становится трудно, когда начинается зуд омрачений. Тогда, даже не желая чесать свою рану, вы волей-неволей потянетесь ее почесать, потому что зудочень сильный, нестерпимый.
Когда проявляются сильные омрачения, вам очень трудно хранить свои обеты, и появляется большая опасность их нарушить. Поэтому следует понимать шесть причин, из которых возникают омрачения. Эти причины подобны условиям – огню, вблизи которого рана ваших омрачений начнут зудеть. Поэтому, если вы не хотите нарушать обеты, вам нужно держаться подальше от возбудителей своих омрачений, то есть от шести причин.
&2. 3. Злословие
Злословие – это некие слова, которые вносят раздор, разлад в отношения между людьми. Вне зависимости от того, правдива ваша речь или нет, если ваша мотивация – поссорить этих людей, то даже если вы говорите правду, вы совершаете негативную карму злословия.
Допустим, вы, чтобы поссорить мужа и жену, говорите жене: «А твой муж сделал то-то и то-то», а мужу говорите: «Твоя жена сделала то-то и то-то». Вы увидели своего знакомого в обществе какой-то женщины. Затем его жена спрашивает у вас, не знаете ли вы, куда пошел ее муж. А вы ей все рассказываете: «А вон он там, с девушкой в ресторане». Сказав правду в этой ситуации, вы разрушите семью. Вне зависимости от того, правда или неправда то, что вы говорите, если вы хотите внести между ними раздор, то вы занимаетесь злословием. Злословие может применяться в отношениях между двумя друзьями, в отношениях между какой-то общиной, группой людей. Даже между врагами: если они и так друг друга не любят, а вы заставляете их еще больше возненавидеть друг друга, то это злословие. Вашей мотивацией во всех этих случаях является стремление разделить, поссорить людей.
Вместо того чтобы сплетничать, создавайте гармонию между людьми. Когда вы видите дисгармонию в семье соседей или друзей, сразу подумайте, что вы можете сделать, чтобы у них была гармония. Если разговариваете с женой друга, скажите, что видели ее мужа, общались, что ее муж очень ценит и любит ее. Это лекарство, даже если это неправда, ничего плохого в этом нет. У жены сразу сменится взгляд на мужа. Когда вы видите мужа своей подруги, скажите, что вчера видели ее, разговаривали с ней, что она очень любит его. Скажите, что у нее просто такой характер, поэтому она не говорит о своей любви. Потом они увидят друг друга и сразу начнут правильно интерпретировать ситуацию. Лекарство начнет работать. Когда жена станет что-то говорить, муж вспомнит, что она любит его. Даже если она его сейчас не любит, то начнет любить. Дав супругам такое лекарство, вы можете спасти семью. Как будут счастливы их дети! Если вы видите, что ваши соседи – муж и жена – часто ругаются, думайте: «Что мне сделать так, чтобы мои соседи – муж и жена – были в гармонии?». Постарайтесь, чтобы ваша речь не была клеветой, злословием. Когда вы чувствуете, что собираетесь сказать о людях что-то дурное, постарайтесь вовремя остановиться.
Если вы общаетесь с чужими жёнами, это порождает разнообразные проблемы и скандалы. Кроме того, есть большая опасность разбить чью-то семью. Поэтому очень важно, чтобы своим поведением вы не вызывали кривотолков среди других людей, то есть чтобы они правильно понимали всё, что вы делаете. Даже если у вас правильная мотивация, но вы ведёте себя сомнительно или говорите сомнительные для других людей вещи, это тоже может внести раздор в вашу семью. Даже если вы утверждаете: «У меня очень чистая мотивация». Хорошо, если у вас чистая мотивация, поведение тоже должно быть чистым, оно должно согласовываться с вашей мотивацией. У людей не должны вызывать сомнения ваши слова или поступки. Это очень важно для умиротворения окружающей среды. Итак, откажитесь от слов и поступков, которые вызывают у других людей неуважение или сомнение.
Скажите также своим друзьям: «Не надо мне рассказывать, кто о ком злословит. Мне надоело это слушать». Вы же, напротив, стремитесь узнать обо всех сплетнях, которые о вас ходят. Когда вы ужинаете с семьей, и ваш ум относительно спокоен, к вам приходит мысль: «А что про меня говорят там-то?» – вы хватаетесь за телефон, звоните подруге и спрашиваете, что про вас сказали другие люди. Когда подруга отвечает, у вас сразу начинается медитация на гнев и вы припоминаете, как о вас сплетничали до этого. Ваше лицо краснеет, вы несчастны, и даже еда становится невкусной. Всем вокруг тоже становится неприятно, потому что, когда исчезает внутренний покой, это нарушает и внешнюю гармонию. Друзья больше не могут оставаться в вашем доме, они уходят. В семье иногда доходит даже до битья тарелок. Это результат нездорового образа мыслей.
&2. 4. Грубая речь
Муж и жена не должны грубо разговаривать друг с другом. Грубая речь не помогает, а только усугубляет гнев. Если вы скажете грубое слово мужу или жене, муж или жена ответит вам тем же, и так начнется ссора. Но если вы будете молчать все время, то вы будете потакать другим в их недостатках. Поэтому вы должны иногда в той или иной форме высказывать недовольство для того, чтобы остановить других от совершения негативных действий. Поэтому самое лучшее, если ваш муж или жена делает что-то неправильно, если вы еще к тому же оба буддисты, сказать просто ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Обычно моя мама все время так говорила моему отцу. Если ей что-то не нравилось из того, что делал мой отец, она говорила ему громко «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», и тут же выходила из комнаты. И отец сразу задумывался: «Что же я такого сделал?»
Знаете ли вы, что в данном случае имелось в виду под ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, что косвенно хотела сообщить моя мать моему отцу? ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – это мантра сострадания. Поэтому когда моя мама говорила отцу ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, она подразумевала тем самым: «Ты объект моего сострадания. Ты достоин моего сострадания». Поэтому, если ваш муж или ваша жена делает что-то неправильно, он не должен стать объектом вашего гнева, он должен стать объектом вашего сострадания. Потому что он или она, поступая неправильно, только ухудшает свою ситуацию. Поэтому с состраданием скажите: «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», и можете выйти из комнаты после этого. И он останется думать: «Почему она так сказала? А! Я выпил водки, поэтому моя жена мне так сказала. Поэтому я стал сейчас для нее объектом сострадания».
Когда вас охватывает негативная эмоция, вы не должны сразу же, под ее влиянием, ничего говорить. Это большая ошибка – поддаться на эту эмоцию и сразу так что-то сказать. Потому что все, что вы скажете в этот момент, на волне этой эмоции, будет выходить за границы дозволенного. Вы скажете очень много всего странного. Допустим, если под влиянием негативной эмоции гнева вы скажете что-то не то своей жене, и если в этот момент она запишет то, что вы сказали, то на следующее утро за завтраком она может включить