Ангелу смерти поручено принимать дух умершего в момент смерти

Ангелу по имени Малик поручено быть стражем ада.

Есть ангелы, которым поручено являться к зародышам, находящимся в утробах матерей, по прошествии четырёх месяцев с начала их формирования. Когда этот срок истекает, Аллах посылает к зародышу ангела, повелевая ему записать его удел, его срок и его дела, а также то, злосчастным он будет или счастливым.

И есть ангелы, которым поручено запоминать дела людей, записывая то, что делает каждый человек. Один из таких ангелов находится справа, а другой - слева от каждого из нас.

И есть ангелы, которым поручено задавать вопросы покойному, когда его кладут в могилу, так как в это время к нему являются два ангела, которые спрашивают умершего о его Господе, его религии и его пророке.

Вера в ангелов приносит много важных плодов, в том числе:

1 – Знание о величии Аллаха Всевышнего, Его силе, Его власти и о том, что нечто сотворённое обретает своё величие только благодаря величию Творца.

2 – Она заставляет человека выражать Аллаху Всевышнему благодарность за то внимание, которое Он проявляет по отношению к людям, ведь Он приставил к ним ангелов, охраняющих их, записывающих их дела и занимающихся прочими делами в интересах людей.

3 – Она внушает людям любовь к ангелам, вызываемую их поклонением Аллаху Всевышнему.

Некоторые люди из числа отклонившихся от пути истинного отрицали факт существования ангелов в той или иной телесной форме и утверждали, что под ангелами подразумеваются некие силы блага, скрытые в людях, однако подобные утверждения полностью противоречат Книге Аллаха Всевышнего, сунне Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и общему мнению всех мусульман.

Аллах Всевышний сказал: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, у которых есть по два, три и четыре крыла».“Создатель”, 1.

Аллах Всевышний также сказал: «Если бы видел ты, как ангелы бьют испускающих дух, которые не веровали, по лицам их и по ягодицам…». “Добыча”, 50.

Аллах Всевышний также сказал: «Если бы видел ты, как несправедливые пребывают в предсмертной агонии, а ангелы протягивают руки (говоря): ”Изведите души ваши…”». “Скот”, 93.

Аллах Всевышний также сказал: «Когда же страх будет удалён из сердец их, они скажут: “Что сказал Господь ваш?” Они скажут: ”Истину, ибо Он – Высокий, Великий!”».“Саба”, 23.

И сказал Он об обитателях рая: «И войдут к ним ангелы через все врата (со словами): “Мир вам за то, что вы были терпеливы!” И прекрасно воздаяние этой обителью!». “Гром”, 23 – 24.

В “Сахихе” аль-Бухари приводится передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если Аллах начинает испытывать любовь к кому- либо из рабов Своих, Он обращается к Джибрилу (и говорит): ”Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же и ты его!”, и Джибрил также начинает испытывать к нему любовь и возглашает среди обитателей небес: ”Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!”, и обитатели небес также начинают любить такого, а потом его начинают хорошо принимать и на земле”.

В другом хадисе, также передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается: “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “В пятницу на каждой из дверей мечети располагаются ангелы, которые записывают тех, кто является первыми, и следующих за ними, а когда имам усаживается на своё место, они сворачивают свои свитки и приходят послушать слова поминания Аллаха”. “Аль-Бухари”.

Все эти аяты и хадисы ясно указывают на то, что ангелы обладают телесными формами, с чем согласны все мусульмане, а не являются некими идеальными силами, как утверждают люди, отклонившиеся от пути истинного.

ВЕРА В ПИСАНИЯ.

ПИСАНИЯ (аль-кутуб): множественное число от слова “китаб” в значении “нечто написанное”. В данном случае имеются в виду те священные Писания, которые Всевышний ниспослал Своим посланникам по милости Своей к людям и в качестве руководства для них, чтобы благодаря им они достигли счастья в этом мире и в мире ином.

Вера в эти Писания включает в себя четыре составных части:

ПЕРВАЯ: вера в то, что эти Писания действительно были ниспосланы Аллахом.

ВТОРАЯ: вера в те Писания, названия которых нам известны, например, в Коран (эль-Кур‘ан), ниспосланный Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) в Тору (ат- Таурат), ниспосланную Мусе (да благословит его Аллах и приветствует) в Евангелие (эль-Инжиль), ниспосланное Исе (да благословит его Аллах и приветствует) и в Псалмы (аз-Забур), ниспосланные Дауду (да благословит его Аллах и приветствует) а также и в те Писания, названия которых мы не знаем.

ТРЕТЬЯ: подтверждение истинности сообщений, содержащихся в этих Писаниях, например, истинности сообщаемого в Коране и истинности всего того, что не было подменено или искажено из предыдущих Писаний.

ЧЕТВЁРТАЯ: действия, сообразующиеся с теми их установлениями, которые не были отменены, согласие с этими установлениями и признание их независимо от того, ясен нам их смысл или нет. При этом следует помнить о том, что все предыдущие Писания были отменены Великим Кораном.

Аллах Всевышний сказал: «И Мы ниспослали тебе это Писание с истиной для подтверждения и сохранения* того, что было в Писаниях прежде». “Трапеза”, 48.

*[Имеется в виду сохранение всего того, что не было искажено людьми в предыдущих Писаниях].

Из этого следует, что недопустимо руководствоваться в своих действиях ни одним из установлений, содержащихся в предыдущих Писаниях, за исключением тех, которые сохраняют свою силу и подтверждаются Кораном.

Вера в писания приносит человеку много важных плодов, в том числе:

1 – Знание о том, что Аллах Всевышний проявляет заботу о Своих рабах, ибо каждому народу Он ниспослал Писание, посредством которого Он ведёт людей по пути истинному.

2 – Знание о мудрости Аллаха Всевышнего, проявившейся в положениях Его законов, ибо для каждого народа Он устанавливал такие законы, которые соответствовали положению этих людей.

Аллах Всевышний сказал: Для каждого из вас Мы установили свой закон и путь. “Трапеза”, 48.

3 – Вера в Писания побуждает людей благодарить Аллаха за связанные с ними благодеяния.

ВЕРА В ПОСЛАННИКОВ.

ПОСЛАННИКИ (ар-русуль): множественное число от слова “расулюн” в значении “посланный” или же “направленный” для того, чтобы сообщить о чём-либо.

В данном случае подразумеваются те люди, которым путём откровения свыше ниспосылается религиозный закон (шари‘а) вместе с повелением довести его до сведения людей.

Первым из посланников был Нух, мир ему, а последним стал Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

Аллах Всевышний сказал:«Поистине, Мы ниспослали тебе откровения, как ниспосылали их Нуху и пророкам после него…». “Женщины” , 163.

В “Сахихе” аль-Бухари приводится передаваемый со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, хадис о заступничестве, в котором сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул о том, что люди придут к Адаму, чтобы он заступился за них, однако он принесёт им свои извинения и скажет: ”Идите к Нуху, первому посланнику, которого Аллах направил (к людям)”. [Далее посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что люди будут просить о заступничестве всех великих пророков, но заступится за них только он сам].

Что же касается Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) то о нём Аллах Всевышний сказал так: «Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужчин, но посланник Аллаха и последний из пророков». “Сонмы”, 40.

И не было такого народа, к которому Аллах Всевышний не направил бы отдельного посланника или пророка, внушив ему, через откровение, что он должен дать людям предназначенный для них религиозный закон или обновить его.

Аллах Всевышний сказал: «К каждому народу отправили Мы посланника: ”Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута*». “Пчёлы”, 36. *[Тагут — всё то, что приводит людей к многобожию].

Аллах Всевышний также сказал: «…и нет ни одного народа, к которому не приходил бы увещатель». “Создатель”, 24.

Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, Мы ниспослали Тору, в которой - руководство и свет. Судят по ней пророки, предавшиеся (Аллаху), иудеев…». “Трапеза”, 44.

Посланники – это люди, сотворённые Аллахом и не обладавшие никакими свойствами, присущими лишь Аллаху как Господу и Богу.

О Своём пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) являющемся господином посланников и величайшим из них пред Аллахом, Аллах Всевышний сказал так: Скажи: ”Сам я не в силах ни принести себе пользу, ни нанести вред, если только не пожелает того Аллах, а если бы знал я о сокрытом, то умножил бы для себя благо, и не коснулось бы меня зло. Поистине, я – только увещатель и вестник радости для тех, кто верует”.“Преграды”, 188.

И Аллах Всевышний также сказал: Скажи: ”Поистине, я не в состоянии ни повредить вам, ни принести благо”. Скажи: ”Поистине, никто не защитит меня от Аллаха, и никогда не найти мне убежища!”.“Джинны”, 21 - 22.

Посланникам было не чуждо ничто человеческое, поскольку они так же болели, так же умирали и так же нуждались в еде, питье и всём прочем, как и все остальные люди. Аллах Всевышний передал, что, характеризуя своего Господа, Ибрахим, мир ему и благословения, сказал: «…который кормит и поит меня, а когда я болею, исцеляет меня, и который умертвит меня, а потом воскресит…». “Поэты”, 79 – 81.

Пророк же (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, я – только человек, подобный вам, который забывает, как забываете вы, и если я забуду что-нибудь, напомните мне об этом”.

Воздавая хвалу пророкам, Аллах Всевышний указывал, что они являются Его рабами, занимающими в этом качестве наиболее высокое положение. Так, например, о Нухе (да благословит его Аллах и приветствует) Всевышний сказал так: «Поистине был он рабом благодарным».“Ночное путешествие”, 3.

Что же касается Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) то о нём Он сказал так: «Благословен Тот, кто ниспослал Различение (Фуркан) [То есть Коран]Своему рабу, чтобы он стал увещателем для миров…». “Различение”, 1.

А вот слова Всевышнего об Ибрагиме, Исхаке и Йа`кубе, да благословит их Аллах и да приветствует: «И вспомни рабов Наших Ибрахима, Исхака и Йа`куба, творивших благодеяния и обладавших проницательностью. Поистине, Мы очистили их чистым – памятью об этойобители [Имеется в виду память о мире ином], и, поистине, пред Нами они – из числа избранных, лучших».“Сад”, 45 – 47.

И сказал Он об Исе, сыне Марйам (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, он – только раб, которому Мы оказали милость, сделав его примером для сынов Исраиля».“Украшения”, 59.

Вера в посланников включает в себя четыре составных части:

ПЕРВАЯ: вера в то, что послания, которые они приносили с собой, действительно исходили от Алла- ха Всевышнего, поскольку тот, кто не верует в истинность послания хотя бы одного из них, не верует и во всех остальных, как сказал об этом Аллах Всевышний: «Народ Нуха счёл посланников лжецами…». “Поэты”, 105.

Таким образом, Аллах указал на то, что они сочли лжецами всех посланников вообще, хотя в те времена был всего лишь один посланник, которому они не по- верили. Следуя той же логике, можно сказать, что христиане, не уверовавшие в Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и не последовавшие за ним, не веруют также и в Христа, сына Марйам, и не следуют за ним, тем более, что он принёс им радостную весть о Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) так как эта радостная весть означала лишь то, что он является посланником к ним, и через него Аллах пожелал спасти их от заблуждений и вывести их на прямой путь.

ВТОРАЯ: вера в тех из них, которых мы знаем по именам, например, в Мухаммада, Ибрахима, Мусу, Ису и Нуха, да благословит их Аллах и да приветствует. Эти пятеро относились к числу обладавших решимостью, и Аллах Всевышний упоминает о них в двух аятах Корана.

Аллах Всевышний сказал: «И вот заключили Мы с пророками договор: и с тобой, и с Нухом, и с Ибрахимом, и с Мусой и с Исой, сыном Марйам…». “Сонмы”, 7.

Аллах Всевышний также сказал: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, что открыли Мы тебе и что заповедали Мы Ибрахиму, и Мусе и Исе: ”Придерживайтесь этой религии и не разделяйтесь в ней”».“Совет”, 13.

Что же до тех, кого мы не знаем по имени, то мы веруем и в них, ибо Аллах Всевышний сказал: «И до тебя Мы уже посылали посланников: о некоторых из них Мы рассказали тебе, о других же не рассказывали».“Верующий”, 65.

ТРЕТЬЯ: подтверждение достоверных сообщений о них.

ЧЕТВЁРТАЯ: действия, сообразующиеся с религиозным законом, который принёс тот из них, кого Он направил к нам, то есть последний пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) посланный ко всем людям.

Аллах Всевышний сказал: «Но нет, – клянусь Господом твоим! – не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними спорах, пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не подчинятся полностью». “Женщины”, 65.

Вера в посланников приносит человеку много важных плодов, в том числе:

1 – Знание о милости Аллаха Всевышнего по отношению к Его рабам и той заботе, которую Он о них проявляет, так как Он направил к ним посланников, чтобы они вывели их на прямой путь Аллаха Все- вышнего и разъяснили им, как следует поклоняться Ему, тогда как самостоятельно человеческий разум был бы не в силах познать это.

2 – Чувство благодарности по отношению к Всевышнему за эту величайшую милость.

3 – Чувство любви и уважения к посланникам, да пребудут над ними благословения Аллаха и мир, а также возможность воздавать им хвалу достойным образом, поскольку они являлись посланниками Аллаха Всевышнего, поклонялись Ему, донесли до людей Его послания и давали рабам Его добрые наставления.

Однако находились и упорствовавшие, которые не уверовали в тех, кто был послан к ним, утверждая, что посланники Аллаха Всевышнего не могут быть людьми! И Аллах Всевышний упоминает об этом, указывая на несостоятельность подобных утверждений Своими словами: И ничто не мешало людям уверовать, когда приходило к ним руководство, кроме того, что они говорили: ”Неужели же направил Аллах человека посланником?!”Скажи:”Если бы обитали на земле ангелы и спокойно ходили там, то Мы направили бы к ним с небес посланником ангела!”. “Ночное путешествие”, 94 – 95.

Таким образом, Аллах Всевышний показал несостоятельность подобных утверждений, указав на то, что, поскольку посланник направляется к живущим на земле, то и сам он должен быть человеком, а если бы землю населяли ангелы, то Аллах обязательно направил бы к ним такого же ангела в качестве посланника. И Аллах Всевышний передал, что люди, не поверившие посланникам, говорили: “Вы – только люди такие же, как и мы, и вы желаете отвратить нас от того, чему поклонялись наши отцы. Приведите же нам явное доказательство!”Говорили им те, кто был к ним послан: ”Действительно, мы - только люди такие же, как и вы, но Аллах оказывает благодеяния тем из рабов Своих, кому пожелает, и мы можем привести вам какое-нибудь доказательство только с соизволения Аллаха”.“Ибрахим”, 10-11.

Наши рекомендации