Различные виды привязанности
Иногда ваша привязанность уже доходит до такой степени, что вы говорите: «Если у меня этого не будет, я без этого не смогу жить. Это мне обязательно нужно, я или умру или получу это, другого пути нет». Так думать опасно. Такая привязанность подобна надписи на железе.
Иногда получается так, что люди сначала немного любят друг друга, а потом их чувства усиливаются, и они ни о чем другом думать не могут. Мужчина думает, что его подруга имеет только хорошие качества. У нее есть много нехороших качеств, но он их вообще не замечает. И тогда ваш ум становится охвачен настоящей одержимостью, и она может свести вас с ума. Люди называют любовью, но на самом деле это привязанность, это цепляние – крайняя форма привязанности. Вы говорите, что ради этого готовы отдать свою жизнь, считаете, что это очень романтично. Тогда уже Ромео и Джульетта начинают вам казаться подобными Бодхисаттвам, вы говорите: «Я хочу так же поступить, как они поступили». Это не романтично – это глупо.
Вы можете любить. В этом нет ничего плохого. Я не говорю, чтобы вы не любили. Ваша любовь не должна быть похожа на эту одержимость, она должна быть более спокойной и гибкой. Если она хочет уйти к кому-то другому – хорошо, пусть идет. Не говорите: «О, без тебя я жить не могу». Это называется одержимость. Одна из основных проблем в нашем мире – это одержимость людьми, когда один человек одержим другим человеком. Например, юноша и девушка любят друг друга. И у того, и у другой есть свои недостатки. Но когда они переполнены любовью друг к другу, они замечают только достоинства друг друга. Даже если у юноши немного кривой нос, то девушка этого не замечает, есть видение только его достоинств, и ничего кроме достоинств она не видит, поэтому даже его нос кажется ей самым прекрасным.
Как сказал Будда, вторая форма привязанности – это средняя привязанность, словно высеченная в дереве. Это не очень сильная привязанность, но все же привязанность. Вы тоскуете, скучаете по объекту привязанности.
Третий вид привязанности – как надпись на воде. Не успели написать – она уже исчезла. Привязанность вроде бы есть – и вдруг ее уже нет, то есть вы никогда не скучаете без этого объекта. От некоторых объектов вы получаете удовольствие, подобное надписи на воде: с одной стороны, удовольствие вы получаете, но привязанности у вас нет. Например, вы пьете чай – и это как привязанность, написанная на воде. Вы не начинаете скучать без чая через несколько минут после того, как попили его, вы переключаете свое внимание на что-то другое. Итак, когда мы чем-то наслаждаемся, наша привязанность должна быть словно надпись на воде, не надо принимать ее всерьез. Когда у вас есть этот объект – пользуйтесь им, но если у вас его нет – ничего страшного.
&2. Пагубность привязанности
Чтобы продемонстрировать вам всю пагубность привязанности, я приведу один пример. Итак, это произошло во времена Будды. Один человек был достаточно богат. Однажды он лежал под деревом и отдыхал. Также как и вы, сейчас вы отдыхаете. Над вашим умом не властвует привязанность очень сильно, поэтому вы отдыхаете от привязанности. А некоторые мои ученики не могут приезжать на Учения, потому что их ум полностью под властью привязанности, привязанность полностью доминирует в их уме. Они говорят: «Да, я очень хотел бы получить Учение от Геше Тинлея. Но мне нужно делать и это, и это, и это. У меня нет времени поехать на Учение».
Поскольку временно привязанность оставила сознание этого человека, он спокойно лежал себе тихо мирно и отдыхал под деревом. Но привязанность не дает нам долгой передышки. Не успеем мы прилечь отдохнуть, как неожиданно у нас проявляется состояние ума, которое при виде внешне или внутренне привлекательного объекта, хочет вцепиться в него, а потом не хочет отпустить. И ум тут же теряет покой. Когда возникает такое состояние ума, ум становится беспокойным. Такова его природа.
Итак, когда у этого человека, который лежал под деревом и отдыхал, возникла такая мысль: «Ты не достаточно богат. Если бы ты стал самым богатым человеком в деревне, вот тогда ты был бы счастлив. И все бы тебя уважали. А сейчас пока тебя еще не все уважают». Тут же он потерял покой и привязался к этой мысли. И поскольку у него возникла привязанность к этой идеи, он тут же стал думать: «Как бы мне стать самым богатым человеком в деревне, чтобы мне такого сделать, чтобы им стать?» Подобное состояние ума, подобное омрачение, когда оно возникает в уме, оно тут же вызывает в уме беспокойство. И если еще несколько минут назад он лежал, спокойно отдыхал, то теперь покой он потерял. И стал строить планы, как бы ему стать самым богатым человеком. Как вы обычно это делаете. Вы столько планируете себе на будущее, думаете только о преимуществах своих планов, никогда не думаете о возможных негативных их сторонах. Теоретически ваш план выглядит безупречным, но на практике он не работает.
И вот такой примерно план родился в голове у этого человека. И он сказал: «Лучший способ стать самым богатым человеком в деревне – это иметь земельный участок, вырубить на нем все деревья, распахать его, засеять и вырастить на нем богатый урожай. Потом продать его и заработать кучу денег. Тогда я стану самым богатым в деревне». Эта мысль лишила его покоя, отдыха, ему надо стало сразу бежать и что-то делать. Поскольку у него не было топора, нужно было срочно бежать к соседу одолжить топор, и тут же побежать самому вырубать все эти деревья. И он стал рубить, рубить. Как можно срубить столько деревьев за день? Пирамиду за день не строить. Когда у вас возникает привязанность, она лишает вас терпения, она толкает вас постоянно вперед. Вы хотите, чтобы результат появился сразу же, мгновенно. И поэтому из-за привязанности мы прибегаем к множеству неверных методов. И в этом тоже вся пагубность привязанности.
Но уже стемнело, он устал и понял, что всю работу он за день не закончит, и пошел тогда к соседу возвращать топор. Когда он пришел, сосед ужинал. Чтобы не беспокоить его, он оставил топор у крыльца. Когда он ушел, кто-то пришел и украл этот топор. На следующее утро к нему явился сосед и спросил: «Где мой топор?» Он сказал: «Я положил его возле твоей двери». «Нет, его там нет», - сказал сосед. И началась ссора. Тогда прибежала его жена и стала на него браниться: «Какой ты дурак! Ты все время все делаешь не так». И когда все вокруг него стали кричать и браниться на него. И он не выдержал и убежал из дома. Хорошо, что он хоть убежал не в бар, а в лес. А в наше время, когда жена начинает ругать мужа, муж убегает из дома и прямиком в бар. Потом возвращается домой пьяный-пьяный.
Итак, к счастью, он забежал в лес. Там в чаще леса он увидел Будду, который медитировал под деревом. Он посмотрел на Будду и увидел, что Будда прямо таки источает безмятежность, покой. И поскольку в его уме нет ни единой эмоции, ни единого фактора, который бы вызывал у него беспокойство, то ум постоянно прибывает в покое. Когда он увидел Будду, такого спокойного, такого безмятежного, он подумал: «Этот человек кажется очень счастливым». И как только он об этом подумал, Будда кивнул и сказал: «Да, я очень счастлив». Он был потрясен и спросил у Будды: «Почему ты такой счастливый, а я нет?» «Потому что я не хочу стать самым богатым человеком в деревне, - ответил Будда, - Так как я не хочу стать самым богатым человеком в деревне, мне не надо рубить столько деревьев. Поскольку мне не надо рубить деревья, мне не пришлось одалживать топор у соседа. Раз я не одолжил топор, то я его и не потерял. Раз я не потерял топор, мне не пришлось ссориться с соседом. А раз у меня нет жены, жена меня не отругала. Поэтому я счастлив».
Подумайте об этом. Эта история демонстрирует то, каким образом привязанность нам вредит. Поступки этого человека кажутся нам очень глупыми. Но столько раз в жизни мы ведем себя точно также, как и он. Наша привязанность делает из нас рабов.
Итак, согласно буддизму, основная причина всех наших несчастий, страданий, депрессий и тревог – в привязанностях и желаниях: «Я это хочу, я то хочу». Это как соленая вода – пьешь и не можешь утолить жажду. Чем больше вы имеете, тем больше у вас возникает страданий при расставании с этими объектами. Именно из-за желания у нас появляется один из видов наших страданий, который называется страдание от неполучения желаемого объекта. Многие русские люди испытывают это страдание, даже очень богатые люди жалуются: «У меня нет того-то, у меня нет этого». Я встречался с некоторыми очень богатыми, влиятельными людьми, но все они, несмотря на свое богатство, страдают от неполучения желаемого объекта. У некоторых людей не так много вещей, но от этого страдания они свободны. У них нет собственного дома, нет автомобиля, но они не страдают от их отсутствия. У них нет жены, нет детей, но они не страдают, не мучаются мыслями: «Кошмар! Если я состарюсь, никто мне не поможет».
У некоторых людей есть дом, автомобиль, жена, много детей, но, несмотря на все это, у них очень много проблем. Почему? Причина – в привязанности, в отсутствии Отречения. Изучив этот вопрос, вы поймете, что вначале мы страдаем от отсутствия желаемого объекта, затем – от обладания желаемым объектом, а в конце – от разлуки с желаемым объектом. Эти три вида страдания возникают из-за привязанности. Это уникальный вид страдания, свойственный этому миру.
Шантидева говорит, что если кто-то находится под властью омрачений, то он может причинить вред другим и даже себе. То есть в гневе люди могут поранить себя, а под влиянием привязанности к женщинам и тому подобному они отказываются, например, от пищи. Женщины также под влиянием привязанности к мужчинам перестают есть и становятся сумасшедшими. Многие люди чувствуют привязанность к кому-то, они дарят своё сердце этому ненадежному объекту, а потом, когда этот человек их подводит, их сердце разбивается, и они готовы прыгнуть в пропасть, совершить самоубийство. Не дарите никому своё сердце, оставляйте его в своём теле. Вы можете позаботиться о своём сердце, а другие люди не могут о нём как следует позаботиться. Поэтому очень глупо дарить его кому попало. Даже своему мужу или своей жене не отдавайте своё сердце, просто желайте, чтобы они были счастливы, но не более того.
А что мы обычно делаем? Мы полны привязанности, чувства собственничества, мы ни на минуту не хотим расставаться с объектом своего желания. И это глупо, это делает из нас сумасшедших. Вы должны понимать, когда ум становится слишком грубым, это как если вы нагромождаете один камень на другой, все больше и больше, когда-нибудь вся эта конструкция у вас обязательно рухнет. И тогда возникнет депрессия – вот этот крах. А депрессия – это следствие желания. У человека, не имеющего много желаний, никогда не бывает депрессий, у него всегда все хорошо. Удовлетворение желаний подобно питью соленой воды. Потом у вас происходит срыв, вы несчастны.
Так что не привязывайтесь, но это вовсе не означает, что вы не можете получать удовольствие. Если вы будете получать наслаждение без привязанности, это принесет вам гораздо больше счастья. Иногда люди думают: «В буддизме говорится, не привязывайся. Но как можно получать удовольствие без привязанности?». На самом деле всё наоборот. Без привязанности можно получать гораздо больше удовольствия, чем с привязанностью. Итак, люди из-за своих омрачений принимают яд, совершают вредоносные поступки, причиняют себе вред, уничтожают себя пагубными делами. Из-за влияния омрачений они иногда доходят даже до самоубийства. Если люди могут даже себя убить, себе причинить вред из-за своих омрачений, что же удивляться, что омрачения заставляют их причинять вред другим, здесь нет ничего удивительного.