Международному социалистическому бюро

Женева, 27 октября 1905 г.

Дорогой товарищ!

Вы нам прислали 28 июня предложение товарища Бебеля по поводу разногласий в нашей партии.

24 июля я вам писал, что не могу вам дать ответа от имени Центрального Комитета нашей партии, так как я являюсь лишь одним из членов комитета, и просил Бюро дать мне некоторые разъяснения*. В ответ я получил письмо от гр. Гюисманса от 5 августа, в котором он пишет, что вмешательство Исполнительного комитета имеет в виду только моральное воздействие. Я немедленно сообщил Центральному Комитету нашей партии, каков точный смысл предложения Бебеля. В настоящее время я получил ответ Центрального

_________

* См. настоящий том, стр. 46—47. Ред.


102 В. И. ЛЕНИН

Комитета, который принимает ваше предложение и назначает своими представителями товарищей Васильева, Шмидта и Ленина. Товарищ Шмидт находится в России. Поэтому нам необходимо заранее знать день, назначенный для совещания (по крайней мере за три недели).

Два других делегата находятся в Швейцарии.

Примите и проч.

В. Ульянов (Ленин)

P. S. Только что я получил еще одно письмо с извещением, что товарищ Шмидт приедет вскоре (вероятно, в ноябре) за границу, для того чтобы урегулировать многие дела, касающиеся нашей партии. Поэтому мне было бы чрезвычайно важно получить как можно скорее ответ другой фракции нашей партии относительно дня созыва конференции. Для членов нашей партии, работающих в России, приезд за границу чрезвычайно затруднителен, поэтому желательно, чтобы срок созыва конференции был установлен теперь же, т. е. чтобы другая фракция и члены Международного бюро сообщили нам как можно раньше о том, когда они хотят созвать эту конференцию.

Послано в Брюссель

Напечатано на французском языке в 1905 г. гектографированным листком (не сохранился)

На русском языке впервые напечатано в 1929 г. во 2—3 изданиях Сочинений В. И. Ленина, том VIII

Печатается по машинописной копии перевод с французского


70

ЦЕНТРАЛЬНОМУ КОМИТЕТУ РСДРП

В ЦК

Пожалуйста, напишите мне тотчас, предоставляете ли вы мне пригласить в наш широкий редакционный комитет (семеро) и в редакцию «Новой Жизни»103


Г. В. ПЛЕХАНОВУ. ОКТЯБРЬ 1905 г. 103

Плеханова. Телеграфируйте (подпись — Болеслав. Адрес — Крупская): Да или нет. Я сделаю еще попытку сблизиться с ним, хотя надежды не очень много.

Написано 27 октября 1905 г. Послано из Женевы в Петербург

Впервые напечатано в 1926 г. в Ленинском сборнике V Печатается по рукописи

Г. В. ПЛЕХАНОВУ

Многоуважаемый Георгий Валентинович!

Я обращаюсь к Вам с этим письмом, потому что убежден, что вопрос о необходимости объединения социал-демократии уже назрел окончательно, а его возможность именно теперь особенно велика. Два повода заставили меня не откладывать дальше прямого обращения к Вам: 1) основание в Питере легальной газеты с.-д. «Новой Жизни» и 2) события последних дней104. Если даже эти события не приведут очень быстро к нашему возвращению в Россию, то во всяком случае это возвращение теперь совсем, совсем близко, и с.-д. газета дает немедленную почву серьезнейшей общей работы.

Что мы, большевики, страстно желаем работать вместе с Вами, это мне вряд ли нужно повторять Вам. Я написал в Питер, чтобы все редакторы новой газеты (пока их семеро: Богданов, Румянцев, Базаров, Луначарский, Орловский, Ольминский и я) обратились к Вам с коллективной и официальной просьбой войти в редакционную коллегию. Но события не ждут, почта прервана, и я не считаю себя вправе откладывать необходимого шага ради одной, в сущности, формальности. По существу, я вполне и безусловно уверен в общем согласии и радости по поводу такого предложения. Я знаю прекрасно, что все большевики рассматривали всегда расхождение с Вами как нечто временное, вызванное исключительными обстоятельствами. Спору


104 В. И. ЛЕНИН

нет, борьба часто увлекала нас на такие шаги, заявления, выступления, которые не могли не затруднять будущего соединения, но готовность объединиться, сознание крайней ненормальности того, что лучшая сила русских с.-д. стоит в стороне от работы, сознание крайней необходимости для всего движения в Вашем руководящем, близком, непосредственном участии, — все это было у нас всегда. И мы все твердо верим, что не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра наше соединение с Вами все же состоится, несмотря на все трудности и препятствия.

Но лучше, чтобы это было сегодня, чем завтра. Дела повернули теперь так, что можно опоздать, и мы намерены приложить все усилия, чтобы не опоздать.

Захотите ли Вы работать вместе с нами? Я был бы чрезвычайно рад, если бы Вы согласились на то, чтобы нам свидеться вдвоем и поговорить на эту тему. Я уверен, что при личном свидании многие недоразумения были бы устранены, многие кажущиеся трудности делу объединения сразу бы отпали. Но на случай, что Вы не согласитесь вообще или не согласитесь теперь, я позволю себе наперед коснуться некоторых из этих трудностей.

Трудности таковы: 1) Ваши разногласия со многими членами новой редакции. 2) Ваше нежелание входить в одну из двух половин социал-демократии. — Первая трудность, мне кажется, вполне устранима. Наше согласие с Вами касается примерно 9/10 вопросов теории и тактики, а ради 1/10 расходиться не расчет. Вы хотели и хотите исправлять некоторые ошибочные, на Ваш взгляд, утверждения в моих произведениях. Но я нигде и никогда не пытался связать кого бы то ни было из социал-демократов специально своими взглядами, и никто, безусловно никто из новой редакции не ангажировал себя ни в какие «ленинисты». Речь Барсова на III съезде выражает в этом отношении общие взгляды. Вы считаете ошибочными философские взгляды трех*

___________

* Имеются в виду А. А. Богданов, В. А. Базаров и А. В. Луначарский. Ред.


Г. В. ПЛЕХАНОВУ. ОКТЯБРЬ 1905 г. 105

из названных семи лиц. Но и эти трое не пытались и не пытаются связать эти свои взгляды с каким бы то ни было официально партийным делом. И эти трое, — я говорю не на ветер, а на основании известных мне точно фактов, — были бы чрезвычайно рады совместной работе с Вами. Политически расходиться теперь, в такое время, нам с Вами, когда Ваше общее сочувствие взглядам большинства известно и из Вашего реферата, видно из Ваших последних произведений, видно косвенным образом из позиции наиболее может быть солидарного с Вами Парвуса, — политически расходиться нам теперь было бы крайне нежелательно, крайне неуместно, крайне вредно для социал-демократии.

А новая легальная газета, которая будет иметь аудиторию в десятки, если не сотни, тысяч рабочих, — да и вся завтрашняя работа в России в такой момент, когда Ваши громадные знания и громадный политический опыт страшно нужны русскому пролетариату, — все это создаст новую почву, на которой всего легче будет забыть старое, спеться на живом деле. Переход от женевской работы к питерской — донельзя благоприятный психологически и в партийном отношении переход для перехода от разъединения к единению, и я сильно надеюсь, что мы не упустим такого момента, которого не было со времени II съезда и который не повторится, пожалуй, скоро.

Но тут вторая трудность. Вы не захотите, может быть, объединения с одной половиной партии. Вы потребуете, как conditio sine qua non* , объединения всей партии для Вашего участия в деле. Что такое объединение желательно и необходимо, в этом Вы вполне правы. Но возможно ли оно теперь? Вы сами склонны отвечать на это отрицательно, ибо предлагали недавно лишь федерацию. Теперь самой широкой трибуной для нашего воздействия на пролетариат является ежедневная питерская газета (мы в состоянии будем поставить издание в 100 000 экземплярах и довести цену до

________

* - непременного условия. Ред.


106 В. И. ЛЕНИН

1 копейки за номер). Мыслима ли теперь коалиционная редакция с меньшевиками?? И мы думаем, что нет. И меньшевики думают, что нет. И Вы, судя по Вашему предложению федерации, думаете, что нет. Неужели же потребуются три газеты? Неужели для политического органа революционной социал-демократии мы не можем сойтись вместе, когда организационных разногласий у нас собственно никаких нет, и завтрашний переход партии на открытое положение рассеет все остатки опасений насчет заговорщичества. А тактические разногласия наши революция сама сметает с поразительной быстротой, да притом против резолюций III съезда Вы не выдвигали никаких разногласий, а ведь эти резолюции — единственная, связывающая нас всех, большевиков, директива партии.

При таких условиях, кажется мне, Ваш переход к нам вполне возможен, и дело будущего объединения он не затруднит, а облегчит и ускорит. Вместо теперешней затяжной, благодаря Вашему отстранению, борьбы получится более твердая ситуация всей революционной социал-демократии. От этого и борьба станет более спокойной, более выдержанной. От этого вся широкая масса социал-демократов сразу почувствует себя уверенно, надежно, — сразу повеет иным духом, и новая газета начнет завоевывать себе с часу на час передовую в социал-демократии позицию, не оглядываясь назад, не разбирая подробностей старого, а лишь твердо и выдержанно руководя рабочим классом на теперешнем поле борьбы.

Закончу еще раз просьбой согласиться на наше свидание с Вами и выражением нашей общей, большевиков, уверенности в пользе, важности и необходимости совместной работы с Вами105.

Искренне уважающий Вас В. Ульянов

Написано в конце октября 1905 г. в Женеве (местное)

Впервые напечатано в 1926 г. в Ленинском сборнике V Печатается по рукописи


ЧЛЕНАМ ОДЕССКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РСДРП («БОЛЬШИНСТВА») 107

ЧЛЕНАМ ОДЕССКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РСДРП («БОЛЬШИНСТВА») МОТЕ И КОСТЕ*

Одесса

«Членам «большинства» одесской организации Моте и Косте»

Товарищи! Я получил ваше «письмо к товарищам». Печатать его я не буду, да и вы не просите об этом. Но ответить вам считаю долгом. Печатно уже не раз я заявлял то, что повторю и вам. Жаловаться и плакать по поводу раскола бесполезно. Надо дело делать для его устранения, думать, как объединяться, а не подбирать общие места и горестные возгласы. Жаловаться на борьбу двух партий и создавать третью, да еще тайную, как вы делали, прячась от обеих организаций, — значит усиливать раскол. Если вас исключали за нарушение правил организации, то это было вам поделом, и напрасно вы стараетесь запутать дело, представить его так, будто вас исключали за ваши мнения, за ваше примиренство, а не за вашу дезорганизацию.

«Учредительный съезд» — пустая фраза. Подумайте только капельку, чуточку, крошечку, какие же именно группы и по скольку представителей посылать должны?? Подумайте малюсечку, как бы вы отозвались на идею учредительного собрания без основ избирательного права? Не назвали ли бы вы это шарлатанством??

Почему вы умалчиваете об идее двух съездов, большинства и меньшинства, в одно время и в одном месте?? Эту идею выставил ЦК и «Пролетарий»106 . Не легче ли составить два съезда из существующих двух партий, чем сначала создать третью (на это вы потратите месяцы, если не годы) и тогда созывать три съезда?? Какой же дурак подчинится «учредительному съезду», не зная наперед, действительно ли социал-демократы, какие именно социал-демократы и в какой пропорции будут там представлены???

___________

* Кто носил эту кличку, установить не удалось. Ред.


108 В. И. ЛЕНИН

Лозунг «два съезда» имеет за себя 1) согласие одной партии из двух; 2) полную готовность к съезду большинства и известность его норм для созыва и прав его съезда; 3) возможность достигнуть того же в группах и организациях другой партии очень быстро: опубликовать все группы, опросить их, напечатать проект устава съезда.

А ваш лозунг — «учредительный съезд» имеет за себя только нытье неких нытиков, ибо ни единая часть партии не знает основ этого съезда ни в каком отношении. Вы просто маловеры и слабонервные люди. Увидали грязную болезнь, вонючие прыщи и отвернулись. Это понятно, по человечеству судя, но нерационально. А мы думаем, что отворачиваться нельзя, что третья партия ни к чему не поведет, а две теперешние все же объединятся, хотя бы и не сразу и не без болезненных операций.

Написано в конце октября — начале ноября 1905 г. в Женеве

Впервые напечатано в 1931 г. в Ленинском сборнике XVI Печатается по рукописи


73

Г. Д. ЛЕЙТЕЙЗЕНУ

Дорогой Л.! Пожалуйста, не поленитесь написать статеечку или хоть заметочку про Ваше интервью Геда, Лафарга и Бракке о временном революционном правительстве и нашем участии. Это необходимо для «Пролетария» (или для «Новой Жизни», смотря по обстоятельствам). Хоть несколько строк, да напишите, и поскорее!107

Ваш Н. Ленин

Написано в начале ноября 1905 г. Послано из Женевы в Париж

Впервые напечатано в 1931 г. в Ленинском сборнике XVI

Наши рекомендации