Изменения-переходы последовательности правителя Вэня
(первый уровень отличий последовательно расположенных гексаграмм)
отличия | вовлечённые гексаграммы | количество | % от 64 |
2~3, 7-8, 9-10, 12~13, 13-14, 15-16, 16~17, 21-22, 22~23, 23-24, 26~27, 28~29, 31-32, 36~37, 41-42, 43-44, 47-48, 54~55, 55-56, 59-60 | |||
3-4, 4~5, 5-6, 8~9, 10~11, 14~15, 19-20, 25-26, 33-34, 34~35, 35-36, 37-38, 39-40, 42~43, 45-46, 49-50, 50~51, 51-52, 57-58 | |||
6~7, 18~19, 20~21, 24~25, 30~31, 32~33, 40~41, 44~45, 46~47, 48~49, 56~57, 58~59, 62~63, 64~1 | |||
1-2, 11-12, 17-18, 27-28, 29-30, 53-54, 38~39, 61-62, 63-64 | |||
52~53, 60~61 | |||
РИСУНОК 17
Мы рассмотрели последовательность Вэнь-вана как континуум, интуитивно чувствуя упорядочивающий принцип, стоящий за несвязанными гексаграммами. В качестве первого шага мы решили свести воедино первый уровень отличий – или степень изменений – при прогоне последовательности правителя Вэня.
И как будто бы привнесённого порядка оказывается мало! Мы обнаруживаем, что при графическом представлении первого уровня отличий в последовательности правителя Вэня этот уровень выглядит случайным, непредсказуемым (рис. 18 А). Но потом мы взяли кальку графика, перевернули на 180° и наложили на оригинал. Произошло смыкание смежных точек в двух участках: всего четыре попадания (рис. 18 Б).
Логически, совпадения изломов ломаной можно было бы ожидать в любом участке, но они обнаруживаются строго в начале и конце принятой последовательности Вэнь-вана.
При помощи компьютера было сгенерировано более 1 миллиона 200 тысяч случайных последовательностей гексаграмм. Единственным условием было соблюдение главной особенности последовательности Вэнь-вана, что каждая чётная гексаграмма – либо реверс, либо инверсия предыдущей. Из 1,2 миллиона Вэнь-подобных последовательностей 805, помимо свойства отношения 3:1 чётных и нечётных переходов, не имели переходных пятёрок и продемонстрировали совмещение прямого и перевёрнутого графика в концах. Это очень немного: менее 0,07 процента случаев. Если точно – одна такая последовательность на каждые 1769 Вэнь-подобных других.
[По другим данным ЭВМ сгенерировало более 27 тыс. последовательностей, и только 4 соответствовали всем критериям – прим. пер.]
Поэтому не остаётся сомнений в том, что последовательность правителя Вэня – изощрённый тщательно задуманный набор 64 гексаграмм. Рассмотрите внимательно рис. 18 Б. Пройдите в памяти все шаги, формирующие последовательность правителя Вэня. Заметьте, все 64 возможные гексаграммы объединены в цепочку, где можно перемещаться вперёд-назад. Так как собраны 64 гексаграммы по 6 линий в каждой, всего имеем 6 · 64 = 384 линий или яо. Можно провести аналогию и заявить, что рис. 18 Б находится в квадратичной зависимости к последовательности правителя Вэня: как куб к квадрату. Рис. 18 Б состоит из тех же элементов, что и ряд правителя Вэня, плюс добавочное измерение.
Мы хотим ещё раз подчеркнуть, что первый уровень отличий – при переходе от гексаграммы к гексаграмме по ходу линейной последовательности – был создан сознательно и целенаправленно в очень древние времена. Зачем? Пока мы не можем этого сказать. Но факт, что это было сделано, ещё больше убеждает нас в том, что математические свойства И цзина были хорошо известны китайцам эпохи меди и бронзы. Рисовали они график первого уровня отличий, как мы в рисунках 18 А и Б, или нет –вопрос дискуссионный. Да это и необязательно. Простое числовое выражение уровней отличий даёт идею континуума последовательности. Тем не менее, обнаруженные значения первого уровня отличий среди гексаграмм –как осознанного явления доханьских традиций –оправдывают наши попытки графического отображения этих данных, поскольку это в наглядной форме показывает, зачем с таким тщанием отбирались значения первого уровня отличий.
РИСУНОК 18
График первого уровня отличий последовательности Вень-вана показывает особенность: первые и последние три позиции имеют одинаковые значения. Это приводит к смыканию графика в обоих концах при его развороте в 2D на 180° и совмещении с первоначальным вариантом (рис. 18 Б) Ввиду того что у гексаграммы шесть линий, мы расположили ушестерённую «двойную спираль» линейно. Но гексаграмма это не только линии, она состоит из двух триграмм. Поэтому поверх шести двойных последовательностей нами помещена удвоенная «двойная спираль». Последняя втрое больше исходной шестиколенной. Наконец –гексаграмма не шестикомпонентная, не двухкомпонентная, а унитарна. Поэтому поверх ушестерённой и удвоенной последовательности 18 Б мы спроецировали единичную последовательность 18 Б. Результат виден на рисунке 19. «Двойные спирали» каждого уровня –шестикратного, двукратного и однократного –имеют общее для всех начало и общий для всех конец. Рисунок 19 – это рисунок 18 Б с двумя вложенными самоподобиями, 1:2 и 1:6. Полученная фрактальная фигура относится к первооснове 18 Б как тессеракт к квадрату. Гиперкуб 4D возник из куба добавлением нового измерения (самоподобие 1:6), куб из квадрата –добавлением своегóнового измерения (самоподобие 1:2), а квадрат из плоской фигуры – отзеркаливанием валетом. Фигура 19 может быть снова понята как единичная гексаграмма, но только как одна из шестидесяти четырёх.
А Б
Хотя на вид в графике отсутствует чёткая структура, очевидно, что он имеет особенность: первые и последние три позиции у него являются конгруэнтным зеркальным отображением друг друга. Т.е., наблюдается конгруэнтность обоих концов графика при его зеркальном повороте (рис. 18 Б). В рассматриваемом случае центральной симметрии обнаруживается факт: сумма номеров встречных гексаграмм (оказавшихся напротив друг друга) = const = 64. [Любая арифметическая прогрессия, помещённая на отрезке, при преобразовании центральной симметрии поведёт себя так же, – прим. пер.]
График, генерируемый совокупным процессом (рис. 18Б) – или, по крайней мере, две колонки числовых разниц, эквивалентных ему – представляется нам основой последовательности правителя Вэня. Иными словами, мы раскрыли логическую подоплёку тех качеств, которые были стопроцентно значимы для реконструкторов И цзина в последовательность правителя Вэня.
И вновь можно спросить: «В чём уникальность данной последовательности первых уровней отличий? Что она означала для своих архитекторов, и что они ею моделировали?» В главе 8 мы пытались понять структуру многоуровневого иерархического календаря, который, на наш взгляд, использовался в доханьском Китае. Это был календарь, основанный на И цзине и простых математических экстраполяциях из него. А в этой девятой главе мы подчёркиваем, что последовательность правителя Вэня специально акцентирует первый уровень отличий между линейно расположенными гексаграммами. Природа первой и последней тройки этих значений первого уровня отличий говорит о том, что эти начальные и хвостовые значения специально задуманы для образования пар со встречными значениями перевёрнутого графика. Так формируется двунаправленный континуум первого уровня отличий. Этот континуум можно задать параметрически или вывести в виде графика: на рис. 18 Б.
Ответ на вопрос, зачем это было сделано, кроется в принципах, использованных для построения календарной иерархии, глава 8. Мы считаем, что эти принципы необходимо также отразить на графике рисунка 18 Б. Это волна континуума двусторонне направленной последовательности. Это графическое выражение всей последовательность И цзина. Однако по нашему убеждению, И цзин был оставлен как строительный блок для построения последующей серии иерархических макрогексаграмм. Другими словами, китайцы, конструкторы оракула, видели двусторонний ряд значений первого уровня отличий последовательности правителя Вэня как эквивалент одной линии, или яо. Если вся последовательность одной линии, то с ней возможны всё те же манипуляции, какие проводятся с линиями в И цзине и календаре И цзиня. То есть – умножение на 6 и 64.
Мы уже говорили выше, что И цзинь отражает представления древних китайцев о времени. Эти идеи зародились у них как результат изощрённого интериоризованного взгляда на мир. Мы полагаем, квантовомеханические параметры сознания когда-нибудь станут доступны наблюдению и описанию посредством интериоризации. Усовершенствованная организменная психология эволюционирует в науку о протекающем на каждом уровне организации процессе в организме легко и без буксования, в отличие от статичной западной физики. Мир как динамический процесс – идея, характерная для вед и даосизма – предлагает новую волновую механику как следующий шаг физики квантовой эры. Однако для научной традиции Запада этот шаг означает предельную реорганизацию мысли – по сути, отказ от детерминизма и материализма.
Для пояснения нашей гипотезы, рассмотрим пространственно-временной континуум как модульную волновую иерархию. Эта иерархия состоит из волн, содержащих в своей основе рисунок 18 Б. Энергетическая карта изменений, переналоженная на себя преобразованием центральной симметрии, формирует пары, сумма значений которых = const = 64. Поворот на 180° просто напрашивается в случае с данным графиком, который тем самым как бы говорит нам:
– Голографические свойства присущи не только трёхмерному пространству, но и времени …
И ещё:
– Понятие «процесс» подразумевает понятие «картины интерференции» …
Это можно видеть на примере живых существ: они являются следствием наложения множества различных химических волн, волн экспрессии генов и подавления генов, волн высвобождения энергии и энергопотребления. Так формируются столь характерные для жизни картины интерференции стоячей волны.
Мы полагаем, что волна, генерируемая наложением упомянутых двух графиков, –простая волна. Она входит в состав более сложной. Более сложная волна инкорпорирует простую как базовую единицу на основе принципа, соединяющего сплошные и прерывистые линии в триграммы –а после гексаграммы – И цзиня (см. рис. 19). На наш взгляд, эта более сложная волна (рис. 19) является временнóй картой изменяющихся граничных условий, существующих в пространстве и времени, включая будущее. Время, подобно свету, наилучшим образом описывается как единство противоположностей. Время может быть как волной, так и, в конечном счёте, частицей. Каждая ипостась в каком-то смысле является отражением другой. Мы назвали квантованную частицу-волну – какой бы ни был её уровень появления внутри иерархии, какова бы ни была длительность – ἔσχᾰτον (рис. 19) [эсхатон – числовой предел в пифагорействе, прим. пер.]:
… Кёстлер обращается к вопросу названия структурных единиц иерархических систем. Для этих единиц характерны два аспекта … у функциональных единиц каждого уровня иерархии как бы два лика: действуют как единое целое с точки зрения нижележащей иерархии и ведут себя как слагаемые с вышележащей перспективы (Артур Кёстлер, «Дух в машине» 1967). Он обозначил этих «двуликих Янусов» термином ὅλον. От греческого ὅλος – целое и суффикса он, как в назв. элементарной частицы: протон, нейтрон, указывающего на частицу или часть. Для той же концепции Жерар предлагает другой термин: орг (Д. Уилсон в работе Уайта и др. 1969, стр. 288) [Франсуа Жакоб (1970) вводит понятие интегрон – прим. пер.]
Этот конструкт может пониматься как отражение во временнóе измерение паттернов, наделяющих организмы и их мировосприятие структурным порядком. В этой модели пространство-время представляется как иерархия вложенных волн. Каждая из них идентична остальным, разница заключается в их относительных позициях в иерархии. Каждая волна в отдельности содержит всю модульную иерархию, будучи отражением организации на вышерасположенном и нижестоящем уровнях в континууме (см. рис. 19). Эти волновые системы, дуплицируя себя на различных уровнях, не теряют своих первоначальных качеств. Мы надеялись построить график временны́х переменных на основе волновой механики и голографии, по которым вхождение новизны во временной континуум определяется волной, изображённой на рисунках 18 Б и 19. Утверждение, что любой пространственно-временной промежуток описывается волновой механикой, попахивает детерминизмом, но это на первый взгляд. Природа времени обусловлена пространством, и наоборот. Поэтому при правильном использовании энергии возможны высокоточные перемещения из места в место. Точность зависит от мозаики волновой иерархии при создании ею конкретного исторического момента. Отсюда справедливо:
организм v. возможности ∻ элементарная частица v. Вероятности
Первоначально имеем ħ / 2 и некую ψ. Потом всё меняется в строгом соответствии с уравнениями волновой механики. Однако здесь нет полного детерминизма в отношении корпускулы. Ведь знание параметров волны в каждый момент состоит из одной вероятности, рассчитанной для гипотез расположения и импульса частицы. Одним словом, если классическая механика провозглашает непреложность и неумолимый характер физических законов относительно всех явлений, то современная физика основывается только на вероятности. Хотя законы современной физики выражаются точными формулами, они не перестают быть законами вероятности. И в любом физическом явлении есть полоса неопределённости, её можно измерить: через ħ. Образно говоря, образовалась трещина в стене физического детерминизма. Размер этой трещины – постоянная планка, h. Значит, последнюю можно понять в особом качестве: как границу, где заканчивается детерминизм (Де Бройль 1970, стр. 246)
РИСУНОК 19
Эсхатон – универсальное фрактальное морфогенетическое поле, гипотетическая модель разворачивающихся предрасположенностей пространства и времени. Его структура была выявлена в И цзине, в последовательности правителя Вэня. Идея эсхатона была афтершоком эксперимента в Ла Чоррере. Комплексная трёхуровневая форма содержит в своей основе фигуру рисунка 18 Б как базовую единицу. Шесть базовых единиц в линейной последовательности представляют самый маленький уровень эсхатона, две единицы – средний уровень, а единичная большая 18 Б наложена сверху и становится третьим уровнем, объединяющим первые два. Это расположение повторяет гексаграмму: 6 линий формируют две триграммы, которые в свою очередь составляют гексаграмму.
Эти идеи интересны для физиков, философов и психологов. Говоря проще, так волновая иерархия энергии, регулирующая вторжение новизны во время, целенаправленно формирует мир нашего опыта во всей его цельности, то есть, на всех подуровнях. Цель такого формирования – квантификация изучаемого пространственно-временного интервала относительно идеального нулевого состояния. Она возможна, если знать начало волны. Квантифицировать и раскладывать на уровни волновой иерархии можно настолько глубоко, насколько есть желание. Этот алгоритм количественный, но может принять вид текста – в виде комментариев к И цзину.