Экзистенциализм в русской философии

Экзистенциализм – философское направление в современной философии, основным понятием которого является экзистенция, то есть индивидуальное, единичное, неповторимое человеческое существование. С помощью каких категорий (экзистенциалов) философы описывали бытие человека? На становление экзистенциализма повлияли идеи таких мыслителей, как Б. Паскаль, С. Кьеркегор, М. де Унамуно, Ф.М. Достоевский, Фр. Ницше. Представителями этого философского течения являются Н.А. Бердяев и Л. Шестов в России, М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель во Франции. Философия экзистенциалистов носила как религиозный, так и атеистический характер. Определите, какую направленность (религиозную или атеистическую) имела философия экзистенциалистов в России. Какими отличительными чертами обладает русская философия (например, согласно утверждениям В.В. Зеньковского)?

Рассмотрите русские истоки экзистенциализма – философские идеи в произведениях Федора Михайловича Достоевского. Повесть писателя «Записки из подполья» посвящена проблеме человека. Опишите образы нормального человека и его противоположности - «подпольного» человека. Почему именно с фигурой неприглядного «подпольного» человека Достоевский связывает понятие человеческого? Как вы думаете, в чем, с точки зрения Достоевского, заключается сущность человека? В главе последнего романа писателя «Братья Карамазовы» «Великий инквизитор» раскрывается проблема свободы человека. Проанализируйте этот отрывок. Как вы думаете, какие мотивы из этого сюжета оказались особенно близки западным экзистенциалистам?

Концепция Николая Александровича Бердяева имеет свои особенности. Обратите внимание на понятие творчества в его философии. Что такое творчество и в чем его трагедия? Ответ на этот вопрос связан с понятием объективации. В чем видит Бердяев истоки свободы человека? Философ выделяет три типа этики: этика закона, этика благодати и этика творчества. Охарактеризуйте их.

Рассмотрите экзистенциальный иррационализм Льва Шестова. Философия Шестова основана на ряде оппозиций: грех, разум и мораль противопоставляются свободе и вере; общее – единичному и индивидуальному; обыденность и усредненность – трагедии и исключению из общего порядка, общего хода вещей; Бог философов – живому Богу библейских пророков; Афины - Иерусалиму. Как понимает свободу, в отличие от Бердяева, Шестов? Как философ объясняет происхождение этики, морали? В чем Шестов видит цель человеческих стремлений?

Найдите общее и различное в идеях русских экзистенциальных мыслителей. Понятия Бога, свободы, человека является общими для философов, однако смысл, вкладываемый в них различен. Как представлен образ Бога в философии Бердяева и Шестова? Обратите внимание на различие характера религиозности мыслителей. В чем сущностное отличие взглядов Бердяева на проблему человеческой свободы от позиции Шестова? В чем видит Лев Шестов источник зла и что является следствием наличия зла в мире? Рассмотрите проблему познания в концепциях философов. Обратите внимание на историософию в творчестве Бердяева и на ее отсутствие у Шестова.

Как представлена живая природа в религиозной философии Бердяева и Шестова? Почему, с точки зрения мыслителей, человек ответственен за ее состояние?

Для более глубокого изучения данной темы рекомендуется написание реферата.

Примерные вопросы по теме:

1. Экзистенциализм: основные идеи и представители.

2. Ф.М. Достоевский как предтеча экзистенциализма.

3. Экзистенциализм Н.А. Бердяева.

4. Л. Шестов – экзистенциальный мыслитель.

5. Философия Н.А. Бердяева и Л. Шестова (сравнительный анализ).

6. Н. А. Бердяев и Л. Шестов о живой природе.

Литература

1. Достоевский Ф.М. Записки из подполья. М.: Азбука-классика, 2010. – 256 с.

2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Правда, 1991. – 529 с. - С. 318- 340

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: АСТ, 2006. - 480с.

4. Бердяев Н.А. Основная идея философии Льва Шестова// Бердяев Н.А. Собрание сочинений. Т. III . Типы религиозной мысли в России. Париж: YMCA-Press, 1989. - 714 с

5. Шестов Л. Афины и Иерусалим. М.: АСТ, 2007. – 413с.

6. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с. - С. 189-195

7. 1(075)
И 907

История русской философии / Ред. М.А. Маслин - М.: Республика, 2001. - 638 с. С. 262-271; 435-456

8. 1Ф
З-567

Зеньковский В.В. В 2-х т. Т.2. М.: АСТ, 1999; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544 с.- Т.1. С. 13-24. Т. 2. С. 341-378

9. Кувакин В.А. Мыслители России: Избранные лекции по истории русской философии. М., 2006. -480 с. - С. 41-74; С. 394- 470.

10. Ворожихина К.В. Концепции природы в русской философии//Вопросы ветеринарии и ветеринарной биологии. Сборник трудов молодых ученых. Выпуск 8. М., 2012. С.274-278

11. 1(075)
Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с. - С. 219-221

12. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

Взлет и трагедия марксизма

Диалектический характер марксистской философии противоположен, с одной стороны, гегелевской идеалистической диалектике, с другой, предшествующему материализму как не включающего в себя понятие развития. С точки зрения марксизма диалектика представляет собой не специфический философский, а общенаучный метод. Законы диалектики предстают как универсальные, описывающие все процессы, происходящие в природе и в обществе.

История человечества истолковывается Марксом как последовательность трех основных эпох. Представление Гегеля о том, что сознание человечества прошло ряд этапов, соответствовавшим конкретным формам социальной организации, таким как родоплеменная, рабовладельческая, теократическая и демократически-эгалитарная оказало значительное влияние на К. Маркса. Однако если для Гегеля сфера сознания с необходимостью воплощается в материальном мире, творит этот материальный мир по своему образу и подобию (для философа-идеалиста сознание – причина, а не следствие), то для К. Маркса идеи не обладают самостоятельной силой. Он перевернул отношение между реальным и идеальным, «надстройка» - религия, искусство, философия – детерминирована преобладающим материальным способом производства.

Первая эпоха – это период господства отношений «личной зависимости» на ранних фазах истории, когда народы и цивилизации оторваны друг от друга, а индивид прочно «вписан» в пределы социальных организаций: общины, касты, сословия и т.п. Вторая ступень соответствует индустриальному обществу с единым мировым финансовым рынком, господством наемного труда и правовым обеспечением личной свободы индивида. Господство социального отчуждения на этой стадии принимает уже не личную, а вещную форму и наиболее наглядно выражено в деньгах. Личная независимость в сочетании с вещной зависимостью, «овеществлением» определяет эту стадию общественного развития. Социальный (классовый) конфликт – не аномалия, а повседневная норма существования общества с классовой структурой. Общество, основную социальную структуру которого составляют наемные работники и капиталисты, Маркс называет капиталистическим. Фундаментальные интересы этих классов полярно противоположны – прежде всего в сфере производства и распределения: один класс только производит, второй – только владеет. Управление, надзор, принуждение к наиболее эффективному и дешевому труду – одна из наиболее важных сфер деятельности капиталиста.

Переход к третьей ступени, к стадии «освоения», означает ликвидацию господства отчужденных и овеществленных сил, подчинение их личностному развитию индивидов. На этой стадии должна господствовать «...свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной, общественной производительности в общественное достояние». Становление этой новой исторической формы, которую Маркс связывает с закатом эры наемного труда, неуклонным возрастанием «свободного времени» как пространства свободного развития личности.

Современные теоретики либеральной демократии утверждают, что триумф Запада и западной идеи очевиден, прежде всего, потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. Однако либерализм победил пока только в сфере идей, сознания; в реальном, материальном мире до победы еще далеко.

В концепции К. Маркса заложена идея о конце истории. Историческое развитие, определяемое взаимодействием материальных сил, имеет целенаправленный характер и закончится, лишь достигнув коммунистической утопии, которая и разрешит все противоречия. И Гегель, и Маркс верили, что эволюция человеческих обществ не бесконечна; она остановится, когда человечество воплотит ту форму общественного устройства, которая удовлетворит его самые глубокие и фундаментальные нужды – это и будет «концом истории», но для Гегеля это – либеральное государство, для Маркса – коммунизм.

По мнению теоретиков либерализма, идеологическая эволюция человечества завершилась на идеалах Французской и Американской революций; теоретическая истинность самих идеалов абсолютна и их улучшить нельзя. Если идеологическое развитие действительно завершилось, то общечеловеческое государство рано или поздно все равно должно победить.

Коммунизм оказался одним из важнейших вызовов, брошенных либерализму в XX веке. Классовый вопрос, поставленный Марксом, был успешно решен Западом. Как отмечал А. Кожев, современный американский эгалитаризм и представляет собой то бесклассовое общество, которое предвидел Маркс. Экономическое неравенство есть, но его корни не в правовой и социальной структуре, дело скорее в культурных и социальных характеристиках составляющих его групп, доставшихся по наследству от прошлого. Поскольку классовый вопрос отошел на второй план, коммунизм отчасти потерял свою привлекательность.

Однако одним из дефектов либерализма оказался нравственный, мировоззренческий вакуум, нравственная пустота. Отчасти этим можно объяснить возрождение религии в либеральных потребительских обществах.

Если либерализм и есть конечная цель, телос истории, конец ее печален: экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей исторической истории.

Как указывает современный французский философ-постмодернист Ж. Деррида, марксизм необходим современному обществу, и в тоже время структурно недостаточен: по-прежнему необходим, но при условии его трансформации, адаптации к новым условиям и к другому пониманию идеологии. Марксизм содержит в себе идею справедливости, которую мы всегда отличаем от права и от прав человека, и идею демократии, которую мы отличаем от ее современного понимания.

И марксизм, и либеральная демократия являются лишь регулятивами, надисторическими идеалами, которые с одной стороны, оказывали влияние на ход исторических событий, с другой, никогда не воплощалась в истории. И идеалы марксизма, и идеалы либерализма всегда будут притягательны для человечества; коммунизм всегда был и остается призрачным: он всегда остается грядущим и, подобно самой демократии, отличается от всякой настоящей жизни. Поэтому призрак коммунизма все еще бродит по Европе.

К. Маркс занимался социально-философской проблематикой (исторический материализм), онтологическое основание марксизма было разработано Ф. Энгельсом (диалектический материализм). Рассмотрите основные положения диалектического материализма. Проанализируйте учение Энгельса о формах движения материи, обратите внимание на биологический уровень организации материи. Как вы понимаете это учение? Как определяет философ сущность живого?

Проведите творческое исследование по данной теме, его результаты отразите в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Марксизм. Влияние немецкой классической философии (Гегель, Фейербах).

2. Философия истории К. Маркса. Экономический детерминизм.

3. Капиталистическое общество и понятие отчуждения.

4. Социальная утопия К. Маркса. Коммунизм.

5. Значение исторического материализма и его оценка современными мыслителями.

6. Биологическая форма движения материи в диалектическом материализме.

7. Фр. Энгельс о сущности жизни и свойствах живого.

Литература

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 42. С. 41-174

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 3. С. 1-4

3. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2005. – 588 c.

4. Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал. М.: Logos-altera, Ecce homo, 2006 – 256 с.

5. Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 230-234

6. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с. - С. 512-523

7. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Наши рекомендации