Владимир Соловьев и Николай Бердяев о «русской идее»
Владимир Сергеевич Соловьев и Николай Александрович Бердяев являются знаковыми фигурами русской философии. Одной из характерных черт русской философии является историософичность, внимание к проблемам философии истории, и среди них — к вопросу о месте России в истории человечества. Истоки философемы «русской идеи» мы встречаем у монаха Филофея в его учении «Москва — третий Рим». П.Я. Чаадаев утверждал особую роль России в истории (преподнести урок миру), но это был, скорее, негативный вариант философемы. Ф.М. Достоевский писал о «всемирной отзывчивости русского народа», и в этом качестве русской души он видел основу «русской идеи».
По мнению Вл. Соловьева, каждая нация представляет собой орган целостного организма - человечества, у каждого народа есть свой замысел, цель своего существования, то есть национальная идея, свой долг и призвание. Выполнение долга для каждой нации есть нравственная обязанность, возложенная Богом. Христианство — универсальная религия, религия, соединяющая все народы, превосходящая национальные преграды, оно скрепляет человечество, претворяя его в Богочеловечество. Национальная идея есть идея всеобщая, вселенская и всемирная. Задача России - не устраниться из мирового исторического процесса, не замкнуться в своем национальном эгоизме, а воплотить русскую, то есть вселенскую и христианскую идею. Национализм Вл. Соловьев понимает как ложный патриотизм, национальный эгоизм; по мысли философа, это явление не христианское, а идолопоклонническое, языческое. Вл. Соловьева утверждает необходимость объединения христианских церквей во Вселенскую церковь.
С точки зрения Н.А. Бердяева, русская идея – своего рода коллективное бессознательное, трудно выразимое, но всем интуитивно понятное, распознаваемое как свое, непонятное для других, для тех, кто к этому непричастен. В русской идее выражается то, как русский человек видит свое место в мире, уклад его жизни, то есть опыт сожительства, выработанный предками, социальная и политическая стратегия выживания.
Бердяев определяет основные истоки русской души, а именно: необъятность русской земли, срединное положение России между Востоком и Западом, а также восточный вариант христианства — православие. Философ выделает негативные характерности русской души (нигилизм, анархизм) и положительные ее особенности (отрицание мещанского духа, религиозность, целостность), отмечает антиномичность русского характера (обратите внимание на противоречивые свойства, присущие, по мысли Бердяева, русскому человеку). Русскую идею Бердяев связывает с таким качеством русской души, как коммюнотарность (раскройте понятие и свяжите его с понятием «соборность» А.С. Хомякова). Коммюнотарность проявилась в социальной жизни России: общинности русского крестьянства и коммунизме.
Сравните представления философов о «русской идее». Раскройте через философию всеединства отношение Вл. Соловьева к миру живой природы.
Для более глубокого освоения темы рекомендуется написание реферата.
Примерные вопросы по теме:
1. Русская идея: вопрос о роли России во всемирном историческом процессе.
2. Вл. Соловьев о национализме как ложном патриотизме и национальном эгоизме.
3. Идея объединения христианских церквей и теократические идеи Вл. Соловьева, его симпатии к католицизму.
4. Н.А. Бердяев о положительных и негативных характеристиках русского характера. Основные оппозиции русской души с точки зрения Н.А. Бердяева.
5. Коммюнотарность как наиболее важная черта русского характера и социальные параметры русской психологии по Бердяеву Н.А.
6. Общее и различное в представлениях Вл. Соловьева и Н.А. Бердяева о «русской идее».
7. Философия всеединства Вл.Соловьева о мире живой природы.
Основная литература:
1. Соловьев Вл. Русская идея // Вл. Соловьев. Спор о справедливости. Москва-Харьков, 1999.
2. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2004. – 615 с. - С. 11-248
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. – 224с.
4. 1(075)
И 907
История русской философии / Ред. М.А. Маслин - М.: Республика, 2001. - 638 с. С. 334-248, 435-444.
5. 1Ф
З-567
Зеньковский В.В. В 2-х т. Т.2. М.: АСТ, 1999; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 539 с.- С. 47-78; 341-365.
6. 1(075)
Ф561
Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 215-217, 219-221
7. 1(091)(075)
И 907
История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с. С. 762-774
8. 1 (075)
Г 788
Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 189-197
9. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.