Личность Сократа и его роль в истории философии

Личность Сократа представляет собой классический образ философа. Жизнь и смерть мыслителя неразрывно связана с его философией. Сократ был первым философом, казненным по суду. Какой приговор был ему вынесен?

С философии софистов и Сократа начинается новый этап в античной философии - меняются предмет и метод. Однако, несмотря на то, что предмет и метод Сократа и софистов близки, обратите внимание на различия в их подходах. Рассмотрите суть критики Сократом «учителей мудрости».

Сократ философствовал в процессе ведения беседы, в диалоге. Его диалектика (искусство вести беседу, спор) раскрывается в майевтике и иронии. Майевтика (искусство повитухи) Сократа представляет собой особый способ ведения разговора: Сократ задавал своим собеседникам вопросы, ответы на которые казались им очевидными; однако в процессе разговора оппонент Сократа начинал осознавать, что в этих «очевидных» ответах необходимо усомниться. Сократ подводил собеседника к переосмыслению мировоззренческих основ своей жизни, что вселяло в оппонента беспокойство и тревогу - это не могло не вызывать недовольства. Философ считал, что таким образом он способствует порождению истины, помогает человеку породить самого себя и познать себя («Познай самого себя» - одна из важнейших максим античной философии). Познать себя означает действовать так, чтобы слова не расходились с поступками.

Другой стороной метода Сократа является ирония. Ирония – это притворство и принижение себя. Сократ притворяется, что хочет что-то узнать у своих собеседников, как будто они являются носителями знания, однако в результате он вскрывает внутренние противоречия в речи противника или в исследуемом мировоззрении: «Я знаю, что ничего не знаю, другие не знают и этого»,- говорил Сократ. Между тем Дельфийский оракул указал на Сократа, как на самого мудрого из греков. Изречение философа указывает на то, что Сократ считал себя не мудрецом, обладающим истиной, а философом, стремящимся к ней. Он принижал себя, выдавая себя за невежественного и поверхностного, и возвеличивал того, кого хотел опровергнуть.

Сократ призывал своих сограждан, в спешке забывающих о себе, не уделяющих внимания своей душе, вновь обратиться к себе, и в этом экзистенциальный аспект его философии. Главными добродетелями Сократ считал автаркию (самодостаточность; в школе киников это качество становится основным признаком, отличающим истинного философа), самообладание, он учил о необходимости господства над инстинктами, над своей животной составляющей («Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть»). Добродетель для Сократа неразрывно связана со знанием: добро – это знание добра. Поясните этот тезис.

Несмотря на то, что философ ничего не оставил после себя никаких письменных источников, мы имеем сведения, на основании которых можно восстановить его философских воззрений. Какие это источники? Как вы думаете, почему работы Платона, самого известного ученика Сократа, написаны в форме диалогов?

Учение Сократа дало импульс к дальнейшему развитию античной философии. У Сократа было множество учеников, которые раскрывали в своих учениях тот или иной аспект его философии; среди них: Платон, «сократические школы»: мегарская, элидо-эретрийская, киренская, киническая. В чем выразилось влияние Сократа на философию Платона? Кратко охарактеризуйте каждую из школ.

Проведите собственное исследование данной темы на основе анализа рекомендованной литературы, сделайте выводы и отразите их в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Личность Сократа: единство теории и практики, философии и жизни. Философский образ жизни. Сократ - «воплощенная философия» (К. Маркс). Смерть Сократа.

2. Антропологический поворот в античной философии. Отношение Сократа к софистам.

3. Диалектика Сократа: майевтика и ирония.

4. Этический рационализм Сократа.

5. Ученики Сократа: Платон, «сократические школы».

Литература

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. – 620с. - С. 109-118

2. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 69-71

3. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С.103-106

4. 1(075)

Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.-С. 81-93

5. Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб.: Степной ветер, Коло, 2005. – 448 с. - С. 89 – 126. Особенно С. 89 – 105

6. Топоров. В. Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени» (к проблеме «поведенческого сценария» и «культурной роли») // Славянское и балканское языкознание. Человек в пространстве Балкан. Поведенческие сценарии и культурные роли. - М.: Индрик, 2003. С. 7-18.

7. Флоренский П. А. Личность Сократа и лицо Сократа// Вопросы философии. 2003. — № 8. — С.123-131.

8. Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007. – 400 с. - С. 55-80

9. Гегель Г.Ф.В. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб.: Наука, 2006. – 424с. - С. 33-88

10. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Наши рекомендации