Новые концептуальные идеи развития литературы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«М.2.В.ОД.3» «НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ

И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

Направление подготовки44.04.01/ 050100.68 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки«Актуальные проблемы русской литературы ХХ века»

Квалификация (степень) выпускникамагистр

Форма обученияочная, заочная

Составитель (и): к.филол.н., доц. Козлова Г.А.

Армавир, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Обоснование РПД
Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины
Список рекомендуемой литературы
Содержание дисциплины (модуля). Структура учебной дисциплины
Виды занятий и их содержание
Темы и содержание самостоятельной работы. Требования к зачету (экзамену)
Технологическая карта дисциплины
Материалы по используемым инновационным методам обучения
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий
Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно- воспитательном процессе
Глоссарий
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Обоснование РПД

Рабочая программа по дисциплине «Новые концептуальные идеи и направления развития литературы» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для магистрантов, обучающихся по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», 050100.68 «Педагогическое образование», магистерская программа «Актуальные проблемы русской литературы ХХ века».

Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики от «_____» ___________ 20__ г., протокол № ___.

Автор (составитель): Козлова Г.А., доцент кафедры отечественной филологии и журналистики АГПА, кандидат филологических наук, доцент

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики «____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Заведующий кафедрой ______________/ Безруков А.А.

Рабочая программа дисциплины (РПД) «Новые концептуальные идеи и направления развития литературы» составлена в соответствии с ФГОС ВО и программами по соответствующим разделам курса для педагогических университетов, рекомендованными УМО для высших учебных заведений. Новые концептуальные идеи и направления развития литературы определяют поступательное движение филологической науки на протяжении всего ее исторического развития. Новые идеи, как правило, рождаются в результате научно-исследовательских революций. Они также вполне могут сосуществовать с уже установившимися парадигмами в филологии, либо противоборствуя, либо дополняя друг друга.

Новые концептуальные идеи в литературе определяют ее интерактивный характер, ее неразрывную связь с духовной культурой общества, а также выдвигают текст как основной объект филологического исследования.

Традиционные классические направления такие, как реализм, социальный реализм, натурализм, романтизм, модернизм, постмодернизм и др., претерпевают качественные изменения в литературе XX – XXI веков как под воздействием науки, философии, психологии, так и массовой медийной культуры, а также негуманитарных наук.

Важным фактором, определяющим развитие литературы, является религия, что нельзя не учитывать в освоении данного курса.

Цели освоения дисциплины:

  • расширить и углубить компетенцию как в области освоения фактического материала, относящегося к основным фазам развития русской и зарубежной литературы, так и овладения методами сравнительно-исторического литературоведения, исходя из современных подходов к указанной проблематике;
  • представить специфику развития литературы на современном этапе;
  • исследовать новые концептуальные идеи в литературном процессе XX – XXI веков;
  • охарактеризовать историю различных подходов к изучению литературы;
  • совершенствовать навыки анализа литературного произведения в контексте новых концептуальных идей развития МЛП.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю),

соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование результата обучения
ОК-2 готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач
ОК-3 способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности
ОК-5 способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
ОПК-1 готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках
ОПК-2 способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру
ПК-1 способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях
ПК-2 готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса
ПК-4 способностью руководить исследовательской работой обучающихся
ПК-6 готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать: основные этапы развития русской литературы, новые концептуальные идеи развития литературы;

- уметь: применять знания в области, полученные в ходе лекционного и практического курсов, на практике, в процессе отбора исследовательского материала;

- владеть: основными навыками литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно – тематическом, структурно-композиционном и др.).

Место дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина «НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ» относится к профессиональному циклу ООП и находится в тесной связи с другими дисциплинами, поскольку нацеливает студентов на приложение знаний, полученных при изучении этих дисциплин к решению практических задач в сфере образования. Изучается дисциплина на первом курсе. Вместе с общими курсами, «Смена научных парадигм» и др., обеспечивает подготовку магистров к деятельности преподавателя в высших и средних учебных заведениях, в системе дополнительного образования и производственного обучения и формирует необходимые компетенции.

Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины

Распределение часов в тематическом плане по реализуемым формам обучения производится в соответствии с учебным планом

Таблица 1

Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Форма обучения Семестр, курс изучения Объем часов Часы аудиторных занятий: Часы самост работы Форма текущего контроля Формы рубежного и промежуточного контроля
Всего  
лекций практич. занят. контроль  
ОДО                
  1 курс, 2 семестр       -   Устный опрос, письменный опрос, тестирование, подготовка рефератов, контрольная работа -
  2 курс, 3 семестр     Устный опрос, письменный опрос, подготовка рефератов зачет
  2 курс, 4 семестр     4 4 Устный опрос, письменный опрос, подготовка рефератов экзамен
ОЗО                
  2 курс, 4 семестр     Устный опрос, письменный опрос, подготовка рефератов зачет
  3 курс, 6 семестр     Устный опрос, письменный опрос, подготовка рефератов экзамен

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: Уч. / В.П. Мещеряков. – 3-изд. – М.: Юрайт, 2013. – 422 с.

2. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли. Сборник научных статей. Армавир, АГПА, 2011.

  1. Новиков А.М. Методология научного исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Новиков А.М., Новиков Д.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Либроком, 2010.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8500.— ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная литература:

1. Аванесов В.С. Школьные технологии – 2010 №1 с.3-11

  1. Аверин Б. История моего современника А.Г.Битова. // Звезда, 1996. - №1.-С.194-179.

3. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. М.,1996.

  1. Агеносов В. Анкудинов К. Современные русские поэты. Справочник – антология. - М., 1998 – 364с.
  2. Айзенберг М. Возможность высказывания. // Знамя, 1994. - №6. – С.191 – 198.
  3. Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках в ст. классах. /Р.И.Альбеткова, С.Г.Герке, Л.Б.Гладкая и др. Сост. Р.И. Альбеткова. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.

7. Амфилохий (Радович), митрополит Черногорско-Приморский. История толкования Ветхого Завета. (Пер. с серб. И.В. Ивкиной под общ. и науч. ред. А.Г. Дунаева – М.: Издательство РПЦ, 2008.

8. Английские писатели о литературе. – М., 1988

9. Античные риторики М., 1978.

  1. Антоненко С. Пост – постмодерн?// Москва, 1998. - №8. - С.175 – 180.
  2. Антонов А. Внуяз. // Грани, 1995. - №177. – С.145 – 148.

12. Аристотель и античная литература. – М., 1978.

13. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т.4. – М., 1984.

14. Арнольд И.В. Стилистика М, 2002.

  1. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы в 4 кн. Кн.4 Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997. – 336с.

16. Барт Р. Нулевая степень письма. М., 1983.

  1. Барт Р.Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. – М.: Изд. Группа “Прогресс”, 1994. – 616с.

18. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1973.

19. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худ. литература, 1975.

20. Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. – М., 1996.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986.

22. Безруков А.А. Возвращение к православию. М.. 2005.

  1. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. – М.: Наука, 1983. – 191с.
  2. Берг М.О. О литературной борьбе. // Октябрь, 1993. - №2. – С.184 – 192.

25. Библия. – Mikkeli, 1990.

26. Битов А. Пушкинский дом. - М.: Известия, 1990. – 399с.

  1. Битов как состояние и достояние. // Книжное обозрение, 1998. - №37. – С.13

28. Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Методика литературного анализа. М.: Просвещение, 1969

29. Брехт Берхольд. О литературе. М.: Худ. лит-ра 1988

30. Буткевич Тимофей. Язычество и иудейство. – К.: «Пролог», 2007.

31. Введение в литературоведение. Под редакцией Г.Н. Поспелова. М.: Высшая школа, 1976

32. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1989.

33. Восприятие русской литературы за рубежом XX век. Науки, 1990 Наука

34. Вульф В. Русская точки зрения. // Писатели Англии о литературе. – М., 1981.

35. Вульф В. Современная литература. // Писатели Англии о литературе. – М., 1981.

36. Высокосвященнейший Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. – Санкт-Петербург, 1996.

37. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. – М., 1992.

38. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные страницы. – М., 1989.

39. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Т.5. – Л., 1973.

40. Дунаев М. Вера в горниле сомнений. – М., 2002.

41. Дунаев М. Искушение гордыней / Труд, №7, 25.03.2004.

42. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. М:, 2003.

43. Европейская поэзия XIX в. – М., 1977.

44. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М., 2004 г.

45. Жирмунский В.М. Литературные течения как явление международное. – Л., 1967.

46. Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. – Л., 1979.

47. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М.: Высшая школа, 2001

48. Зарубежная литература ХХ века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. М. Толмачёв и др. М.: Академия, 2003.

49. Игошев Б.М., Симонова А.В. Разработка модели региональной инновационной образовательной системы// Педагогическое образование и наука – 2010 - №7 – с.38-42

50. Инновационные педагогические технологии в образовании// Инновации в образовании. 2010 №3 с.15-37

51. История английской литературы. // Н.П. Михальская, Г.В. Аникин. – М.: Academia, 1988.

52. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. – М.: Издательство «Наука», 1977.

53. Клименко Е.И. Традиции и новаторство в английской литературе, 1961.

54. Кожинов В. Внимание: литература США сегодня. Достижения и просчеты советской американистики. / Москва, 1982, №1, С. 181-192

55. Кожинов В. Внимание: литература США сегодня. Достижения и просчеты советской американистики. / Москва, 1982, №1, С. 181-192

56. Кожинов В. Грех и святость русской истории. - М., 2006

57. Кожинов В. Размышления о русской литературе. – М., 1991

58. Кожинов В.. Об эстетике авангардизма в России // В. Кожинов. Размышления о русской литературе. М., 1991. С.301-312.

59. Конрад Н.И. О некоторых вопросах истории мировой литературы // Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. – М., 1966.

60. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – Екатеринбург: У- Фактория, 2005.

61. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.: Academa, 2003

62. М. Бахтин, Француа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Издательство «Художественная литература», 1990.

63. Методология науки и инновационной деятельности: Пособие / В.П. Старжинский. – М.: Инфа-М, 2013. – 327 с.

64. Мифология. БЭС. / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. – М.: Научное издательство и Большая Российская Энциклопедия, 1998.

65. Михайлов А.В. Языки культуры. – М., 1997.

66. Моль А. Теория информатики и эстетическое восприятие М., 1966

67. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. – М.: «Гардарики», 2002.

68. Новоселов М. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. – М., 2003.

69. Новоселов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве, протес­тантстве. – М, 2003.

70. От XIX к XX веку: традиция и новаторство во французской литературе. М.: Советский писатель, 1968

71. Понков В.А. Российское образование – 2020: // Вестник Московского университета – сер.20 – 2010 №4 с.11-30

72. Работы Р.Барта, Ж. Батая, Ж. Деляза, Ж. Дерриды, Ю. Кристевой, В. Курицыни, Ж. Лиотара

73. Религия. Энциклопедия. – Минск: Книжный Дом, 2007.

74. Севостьянов Д.А. Реализация инверсивных отношений в инновационном образовании// Философия образования – 2010 - №1 с.41-42

75. Селезнев Ю. Залог возрождения народности // Селезнев Ю. Глазами народа. – М., 1986

76. Смирнов Е. И. История христианской церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007.

77. Современные образовательные технологии: Уч. пос. / Под ред. Н.В. Бордовской. – 3-е изд. – М.: КноРус, 2013. – 432 с.

78. Современный философский словарь М., 1996.

79. Стропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 2001.

80. Татаринов А.В. Жанровая природа и нравственная философия художественных текстов о евангельских событиях. Краснодар, 2005.

81. Татаринова Л.Н. Художественные формы нравственно-религиозных исканий в европейской и американской литературе XX в.: Автореферат дисс. на соиск. учён. степ. докт. филол. наук. – Краснодар, 1998.

82. Шабловская И.В.История зарубежной литературы ХХ век. (первая половина) Минск: Экономпресс, 1998.

83. Шеллинг Ф. Философия искусства. – М., 1966.

Содержание дисциплины (модуля)

Структура учебной дисциплины

Таблица 2.Тематический план дисциплины

Очная форма обучения

Семестр

Содержание учебного материала. Практические занятия. СРС Лекции Практ. занятия СРС
Лекции      
1-2 Новые концептуальные идеи и направления развития литературы и культуры  
Практические занятия      
1-2   Античное литературоведение и его основные идеи направления  
3-4 Литература средневековой Европы, ее идеи и направления  
5-6 Новые концептуальные идеи литературного процесса эпохи Возрождения  
7-8-9 Концептуальные идеи развития зарубежной литературы 17 в.  
10-11-12 Новые концептуальные идеи, разработанные зарубежной литературой 18 в.  
13-14-15 Философия 18 в. и литература  
Итого
           

Семестр

Содержание учебного материала. Практические занятия. СРС Лекции Практ. занятия СРС
Лекции      
1-2 Новые концептуальные идеи и направления развития литературы 19 – начала 20 в.  
         
Практические занятия      
1-2   Новые концептуальные идеи в развитии американской литературы  
3-4-5 Новые концептуальные идеи в развитии зарубежной литературы 19 – начала 20 в.  
6-7 Идеи славянофилов и их влияние на русскую и зарубежную литературу  
8-9 Новые школы и направления в литературоведении 19 в.  
10-11 Идеи фрейдизма, неофрейдистов и развитие литературы  
12-13 Философия материализма и литература  
14-15 Христианство и развитие литературы 19 – начала 20 в.в.  
Итого
           

Семестр

Содержание учебного материала. Практические занятия. СРС Лекции Практ. занятия СРС
Лекции      
1-2 Новые концептуальные идеи и направления развития литературы 20 – 21 в.в.  
Практические занятия      
1-2   Новые концептуальные идеи и направления развития литературы 20 в.  
Новые концептуальные идеи и направления развития литературы 21 в. (христианство и развитие литературы 20-21 в.в.)  
Православное литературоведение, его идеи и представители  
Новые философские направления и развитие современной литературы  
6-7 Новая критика о современном литературном процессе  
8-9 Постмодернизм и современный литературный процесс  
Интерактивные направления в современном литературном процессе  
Научные методы и направления современный литературный процесс  
Итого
           

Таблица 2.Тематический план дисциплины

Заочная форма обучения

Курс

Содержание учебного материала. Практические занятия. СРС Лекции Практ. занятия СРС
Лекции      
1-2 Новые концептуальные идеи и направления развития литературы  
Практические занятия      
Античное литературоведение и его основные идеи направления  
Литература средневековой Европы, ее идеи и направления  
Новые концептуальные идеи литературного процесса эпохи Возрождения  
Концептуальные идеи развития зарубежной литературы 17 в.  
Новые концептуальные идеи, разработанные зарубежной литературой 18 в.  
Философия 18 в. и литература  
Итого
           

Курс

Содержание учебного материала. Практические занятия. СРС Лекции Практ. занятия СРС
Лекции      
1-2 Новые концептуальные идеи и направления развития литературы 19 – начала 20 в.  
Практические занятия      
Новые концептуальные идеи в развитии американской литературы  
Новые концептуальные идеи в развитии зарубежной литературы 19 – начала 20 в.  
Идеи славянофилов и их влияние на русскую и зарубежную литературу  
Новые школы и направления в литературоведении 19 в.  
Идеи фрейдизма, неофрейдистов и развитие литературы Философия материализма и литература  
Христианство и развитие литературы 19 – начала 20 в.в.  
Итого
           

Виды занятий и их содержание

Очная форма обучения

Семестр

План и содержание лекционных занятий

ЛЕКЦИЯ № 1-2 (4 ч.)

Литература

  1. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. – М. : Флинта: Наука, 1999. – 608с.
  2. Степанян К. Кризис слова на пороге свободы. // Знамя, 1999. - №8. – С. 204-214.
  3. Федотов Г. Статьи о культуре. // Вопросы литературы, 1990. – Февраль. – С. 189-238.
  4. Философский словарь под ред. И. Т. Фролова. – М. : Изд-во политической литературы, 1991. – 560с.
  5. Хализев В. Е. Теория литературы. Учеб. – М. : Высшая школа, 1999. – 398с.
  6. Эпштейн М. Концепты… Метаболы…: О новых течениях в поэзии. // Октябрь, 1988. – С. 194-203.
  7. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе. // Знамя, 1991. – №1. – С. 217-231.
  8. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма. // Звезда, 1996. - №8. – С. 166-188
  9. Поиск новых путей: из опыта работы. / сост. С. Н. Громцева. – М. : Просвещение, 1990. – 191с

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 1-2

План занятия.

  1. Формирование древнегреческого литературоведения

1.1. «Поэтика» Аристотеля и ее основные концептуальные идеи.

1.2. Вклад греческих философов (Аристотель, Платон, Сократ и др.) в развитие литературы.

  1. Новые концептуальные идеи развития литературы у римских писателей и поэтов.

2.1. Гораций и его вклад в развитие теории литературы.

2.2. Римская философия и литература.

  1. Эллинистическая литература и философия о литературном процессе.
  2. Античная литература и МЛП

Литература.

1. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература: Учебное пособие. – Л. – 1989.

2. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и отв. Редактор А.А. Радугин. – М. – 2007.

3. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М. – 2001.

4. Мирецкая Н.В. Прочтем, подумаем, поспорим… Беседы и размышления об искусстве и культуре античности: Книга для учителя. – М. – 2006.

5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. Очерки и портреты. – М. – 1991.

6. Словарь античности. Перевод с немецкого. – М. – 1989.

7. Трухина Н.Н. История Древней Греции: Экспер. Учебник для VI класса средних учебных заведений. – М. – 2006.

8. Трухина Н.Н. История Древнего Рима: Эксперем. Учебник для VI класса средних учебных заведений. – М. – 2007.

9. Фролов Э.Ю. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Л. – 1991.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить презентации
  2. Подготовить доклады по вопросам (на занятии используется метод Сократа)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 3-4

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, ЕЕ ИДЕИ И НАПРАВЛЕНИЯ (4 ч.)

План занятия

(занятие с элементами диспута)

1. Особенности литературного процесса Средневековой Европы.

1.1 Христианская концепция развития литературы: первые труды христианских ученых о духовности и нравственности

1.2 Труды средневековых философов Западной Европы и развитие литературы.

2. Средневековые писатели и поэты о развитии литературы.

1.1. Героический эпос Средневековья и его духовно-нравственный мир («Беовульф», «Сказание о Кухулине», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Сиде»).

1.2. Духовный мир городского фольклора и народной литературы (баллады о Робин Гуде, народные книги о докторе Фаустусе и др.)

2. Нравственная концепция рыцарской литературы (рыцарский роман и рыцарская поэзия).

3. Нравственная концепция городской литературы

Литература.

1. Гершензон М. «Робин Гуд». Л., 1966г.

2. Маркова А.Н. Культурология: История мировой культуры. М.: ЮНИТИ, 2000г. – 600с.

3. Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. М.: 1974г.– 460с.

4. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд., 2001г. – 560с.

5. Средневековой роман и повесть: Тристан и Изольда – М., 1974г.

Задания для самостоятельной работы

1. Презентации и микрофильмы

2. Доклады и рефераты

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 5-6

План занятия

(практическое занятие с элементами дискуссии)

  1. Особенности гуманистического мышления эпохи Возрождения

1.1. Концепция гуманистического мировоззрения и ее идеологи

1.2. Особенности антропоцентризма в зарубежной литературе Возрождения.

  1. Философия эпохи Возрождения и идеи гуманизма.
  2. Новые концептуальные идеи живописи эпохи Возрождения и их отражение в литературе

Литература.

1. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. (Мировая культура).

2. Зарубежная Литература. Эпоха Возрождения” Шайтанов И. О. Изд. “Просвещение” . – М., 2003

3. Философия” Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. – М.: Юристъ, 2004

4. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.: Высшая школа", 1987.

5. Краткий словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев, М.,1978.

6. Л.М.Брагина. Итальянский гуманизм.- М., 1977.

7. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения (хрестоматия), составитель Б.И. Пуришев, М.,1976

Задания для самостоятельной работы

1. Презентации

2. Подготовить доклады и рефераты по темам занятия

План занятия

(занятие - дискуссия)

  1. Новые концептуальные идеи в развитии зарубежной литературы 17 в.

1.1. Идеология протестантизма и ее влияние на литературу.

1.2. Литературоведческие теории 17 в.

  1. Философия 17 в. и ее воздействие на литературный процесс.
  2. Педагогические идеи и их влияние на литературу.
  3. Теоретические и литературоведческие труды 17 в.

Литература.

  1. История зарубежной литературы XVII века. СПб, 1999
  2. История зарубежной литературы XVII века. М., 2005
  3. История зарубежной литературы XVIII века. М., 1999.
  4. Виппер Ю. Б. Влияние общественного кризиса 1640-х годов на развитие западноевропейских литератур XVII века // Историко-филологические исследования. М., 1974.
  5. Виппер Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.
  6. Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М., 1967.
  7. Голенищев-Кутузов И. Н. Литература Испании и Италии эпохи барокко //Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. М., 1975.
  8. Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. М., 1994.

Задания для самостоятельной работы

1. Презентации

2. Подготовить доклады и рефераты по темам занятия

План занятия

(с элементами диспута и дискуссии)

1. Новые концептуальные идеи, разработанные зарубежной литературой 18 в.

1.1. Идеология Просвещения и ее влияние на литературу

1.2. Идеи протестантизма, пуританства и литературный процесс 18 в.

2. Теоретические труды писателей, литературоведов 18 в. о развитии литературы.

2.1. Новая концепция драмы.

2.2. Новая теория романа

3. Особенности просветительского мировоззрения и МЛП

Литература.

1. Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

2. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

3. История всемирной литературы. М., 1988. Т. 5. (Введение; Раздел первый: гл. 1, 3, 4, 5; Раздел пятый: гл. 1).

4. История западноевропейского театра / Под ред. С. С. Мокульского. М., 1957. Т. 2.

5. История зарубежной литературы XVIII века: Страны Европы и США / Под ред. В. Н. Неустроева. 2-е изд. М., 1984.

6. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

7. Соколянский М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. Киев; Одесса, 1983.

8. Тураев С. Введение в западноевропейскую литературу XVIII в. М., 1962.

9. Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. М., 1983.

10. Турчин B.C. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII -XIX веков. М., 1987

Задания для самостоятельной работы

1. Презентации

2. Подготовить доклады и рефераты по темам занятия

ФИЛОСОФИЯ 18 В. И ЛИТЕРАТУРА (6 ч)

План занятия

1. Особенности взаимодействия западноевропейской философии и христианства

2. Идеалистическая философия 18 в. и ее роль в формировании новых концептуальных идей в развитии литературы в Европе

3. В. Кожинов о влиянии западноевропейской философии на русскую литературу.

4. Современное литературоведение о влиянии философии 18 в. на МЛП.

5. Американский трансцендентализм и развитие литературы.

Литература

1. Введение в философию: в 2-х т. М., 1990.

2. Радугин А. А. Философия. М., 1997.

3. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

4. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А.Ф.

5. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1988.

6. Тарасов Ю.Н. Философия. Воронеж, 1999.

  1. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980
  2. Просветительское движение в Англии. М., 1991
  3. Культура эпохи Просвещения. М., 1993
  4. Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения. М., 1994
  5. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии: Политическая мысль английского Просвещения. М., 1994
  6. Разумовская М. В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии»: Роман и наука во Франции в XVIII веке. СПб, 1994
  7. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Он же. Риторика и истоки европейской литературной традиции; Человек эпохи Просвещения. М., 1999
  8. Кривушина Е.С. Французская литература XVII–XX вв. Поэтика текста. Иваново, 2002

Задания для самостоятельной работы

1. Презентации

2. Подготовить доклады и рефераты по темам занятия

Семестр

План и содержание лекционных занятий

ЛЕКЦИЯ № 1-2 (4 ч.)

Литература

  1. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. – М. : Флинта: Наука, 1999. – 608с.
  2. Степанян К. Кризис слова на пороге свободы. // Знамя, 1999. - №8. – С. 204-214.
  3. Федотов Г. Статьи о культуре. // Вопросы литературы, 1990. – Февраль. – С. 189-238.
  4. Философский словарь под ред. И. Т. Фролова. – М. : Изд-во политической литературы, 1991. – 560с.
  5. Хализев В. Е. Теория литературы. Учеб. – М. : Высшая школа, 1999. – 398с.
  6. Эпштейн М. Концепты… Метаболы…: О новых течениях в поэзии. // Октябрь, 1988. – С. 194-203.
  7. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе. // Знамя, 1991. – №1. – С. 217-231.
  8. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма. // Звезда, 1996. - №8. – С. 166-188
  9. Поиск новых путей: из опыта работы. / сост. С. Н. Громцева. – М. : Просвещение, 1990. – 191с

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 1-2

НОВЫЕ КОНЦЕТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ В РАЗВИТИИ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18-19 В.В. (4 ч).

План занятия

(занятие с элементами дискуссии)

  1. Эстетика американского романтизма и МЛП

.1. Э. По и его вклад в теорию новеллистики и поэзии

.2. Национальные идеи в американской литературе 19 в.

.3. Взаимодействие западноевропейской и американской литератур

  1. Философия и американская литература

2.1.Идеи трансцендентализма и их влияние на литературный процесс

2.2.Аболиционизм и пуританство в американской литературе

  1. Американская эстетическая мысль и ее роль в современном литературном процессе

Литература.

1. Пронин В.А., Толкачев С.П. Современный литературный процесс за рубежом

2. Американская литература XIX века (очерк развития критического реализма). - М.,1964

3. Американская литература XIX-XX веков. - КГУ,1981

4. Американская литература. Проблемы романтизма и реализма: сборник статей. -Краснодар,1979 - Кн.5

5. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. - М.,1982

6. Самарин Р.М. Проблема натурализма в литературе США и развитие американского романтизма на рубеже 19-XX веков.// Проблемы истории литературы США. - М.,1964

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить презентации
  2. Подготовить доклады по вопросам (на занятии используется метод Сократа)

План занятия

(занятие с элементами дискуссии)

1. Новые концептуальные идеи развития литературы в произведениях романтизма

2.1 Английские романтики о путях развития литературы

2.2 Немецкий романтизм и его представители о литературе

2.3 Французские роман<

Наши рекомендации