Общая структура превращенной формы как функции восполнения и замещения предметов в системе
Таким образом, в превращенной форме важна, во-первых, превращенность в
ней каких-то других отношений, во-вторых, то, что она при этом есть
качественно новое, вполне дискретное явление, в котором посредствующие
промежуточные звенья "сжались" в особый функциональный орган, обладающий уже
своей квазисубстанциональностью (и, соответственно, новой
последовательностью акциденций, часто обратной действительной). Превращенные
формы являются восполняющими и замещающими формами, и в этом смысле система
связей может быть представлена как система уровней преобразования и
замещения. Структуру превращений, а тем самым и структуру того
квазипредмета, каким является превращенная форма, можно представить в виде
следующей последовательности: выключение отношений из связей - восполнение
его иной предметностью и свойствами - синкретическое замещение
предшествующего уровня системы этим формообразованием. Иными словами,
превращенные формы регулируют систему путем восполнения отсеченных ее
звеньев и опосредований, замещая их новым отношением, которое и обеспечивает
"жизнь" системы. Исходное (реальное) отношение здесь не может осуществляться
в своем действительном виде в силу изъятости из определенной системы связей
или их стертости (в результате, например, того, что Фрейд называл
"переопределенностью" предмета, находящегося в слишком большом количестве
связей, возмущающих вследствие этого проявления каждую из них в предмете).
Его посредствующие звенья и зависимости замазаны действием других связей,
которые выталкивают его как нечто оголенное (до его восполнения),
самодовлеющее, как предмет-фантом. Это покоится на реальном моменте:
некоторые характеристики предмета, порождаемые его происхождением и
опосредованиями, могут не иметь значения для определенных аспектов его
функционирования. Так, действие капитализированной стоимости выступает вне
отношения к труду под влиянием времени обращения капиталов и их
взаимодействия, стирающих органическое строение капитала, то есть внутренне
различное отношение его частей к труду как общественному отношению. Это -
реальное существование предмета вне его исходной связи.
При конкретной интерпретации абстрактной структуры превращенной формы
подобное опускание связей может выступать, например, как отсутствие этих
связей и соответствующих им механизмов в сознании, через которое они
проходят и в котором они работают, но не фиксируются. Отсюда применимость
понятия превращенной формы к явлениям бессознательного - например, в психике
к так называемому "вытеснению", к бессознательным языковым явлениям, к
личностным структурам и т.п. Возможна интерпретация этого выключения как
неразвитости связей и строения какого-либо органа биологической системы,
призванного тем не менее выполнять ту же функцию в системе, что и развитый.
В пунктах опускания действительных связей предмет начинает пробегать
самостоятельный цикл движения, будучи определенным образом восполнен
квазисубстанциональными определениями. Последние "представительствуют" в
системе вместо опущенных звеньев, но превращенным, видимым образом.
Исследования З.Фрейда, например, ясно показали, в какой значительной мере
выпадающие связи оказываются способными к символической переработке (очень
похожей - по характеру использования вещественного материала - на "бриколаж"
Леви-Стросса, по логике которого описывается работа мифа). На место предмета
как системы связей становится квазипредмет, где проявление действия этих
связей привязано к какой-либо субстанции, конечной и нерасчленяемой, и
который, следовательно, восполняет их в системе в зависимости от "свойств"
такой субстанции. Или, скажем иначе, - он выполняет в ее материале (см.
проблему феноменологического "выполнения" у Гуссерля) отсутствующие,
выпавшие (и ненаблюдаемые) связи и тем самым заполняет "дыры" целого,
восполняя его до системной полноты и связности. Это - мнимости, или
квазиобъекты, существующие вполне объективно, дискретно и самостоятельно.
Мнимыми предметами являются, например, труд и капитал, имеющие цену;
материальные знаки различных видов языков, несущие в себе непосредственное
значение объектов; образы сновидений и галлюцинаций, объективированные
невротические представления и т.п. В этих предметах нет и на деле не может
быть непосредственной связи между стоимостью и трудом, между знаком и
объектом и т.д. Но именно из этого прямого замыкания связи на некоторого
"носителя" и развивается новое, восполненное (или восполняющее) отношение,
которое дает структуру и последовательность объективной видимости и которое
обозначает или косвенно реализует процесс, не проступающий прямо в этом
явлении (ср. с упомянутым выше символизмом). Упорядоченность и
последовательность элементов восполненного отношения отличаются от
действительной или может быть обратной ей, как, скажем, упорядоченность и
последовательность материальных элементов какого-либо кода не есть прямое
выражение упорядоченности и последовательности реальных отношений,
приводимых им в действие. Она скорее заполняется из свойств действия
возникшего квазипредмета. Здесь развивается специфическая структура связей
выражения, отличных по типу от содержательных связей. Таково исследованное
Марксом выражение процесса производства прибыли в таких образованиях, как
"процент", "предпринимательский доход", "цена издержек производства" и т.п.
В структуре связей выражения каузальные последовательности задаются целиком
свойствами квазипредмета (в данном случае - "цены капитала"), из материала
которых заполняются "пустоты" наблюдаемой изнутри (и выражаемой) системы:
дело представляется таким образом, что новое образование - процент -
предшествует реально произведенной промышленной прибыли, что на долю
промышленного капиталиста приходится "предпринимательская зарплата" из
некоторой самовозрастающей стоимости, что не произведенная стоимость
распределяется затем на различные части, а что, наоборот, они ее
конституируют, и т.д. То же явление восполненного (и тем самым
переработанного, "перераспределенного") целого имеет место и при ритуальном
выполнении содержательного действия у примитивных народов, а также в
явлениях символики социального и символики бессознательного в психике
(сновидения, психоневрозы и т.п.).
Вопрос о мнимых образованиях в превращенной форме шире проблемы возможной
мистификации (она - лишь частный случай, важный, например, при анализе
социальной роли религии). В искусственных технических системах дело
обходится без возникновения какой-либо мистики. Особая структура и
последовательность псевдосубстанциональных элементов, посредством которой на
деле реализуются другие отношения, может быть вообще в пространственно
отделенном от этих последних виде реально воплощена в технических
устройствах, давая, например, то, что можно было бы назвать псевдомышлением
кибернетических и электронно-вычислительных машин (в которых при опускании
человеческого сознания получаются тем не менее результаты именно его
функционирования).
Операция восполнения, осуществляемая в системе квазипредметом, может быть
и материальным действием естественной системы, и искусственным
конструктивным элементом в технической системе, и актом сознания как
непосредственного языка реальной жизни, и актом идеологическим. Например,
применяя те или иные лингвистические формы, люди не думают при этом об их
строении и законах, а думают о высказываемом содержании, об объектах.
Снятость этих законов в сознании компенсируется особой "вставкой",
непроизвольной конструкцией - отождествлением знака и предмета, которое
позволяет перевести целые слои языковой деятельности в область
лингвистического автоматизма.
Превращенный, восполненный внешний облик отношений не только отделяется
от того действительного движения, формой которого он является, но и
становится его готовой исходной предпосылкой, независимым условием. Это -
феноменологичное замещение, выполняемое превращенной формой. Синкретизм
превращенной формы позволяет системе действовать без учета или реального
проявления всех ее связей, суммарно. Весь процесс на этом уровне выступает
как реализация свойств превращенной формы, замещающих своим действием другие
уровни системы. Когда, например, знаковая культурная система замещает
определенные моменты содержательной работы сознания, она превращенно
выступает как конечная причина всего движения сознания, лишь проявляющая
себя в нем. На наблюдении этого обстоятельства основывалась, например,
гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа, предполагающая, что
структура того или иного языка определяет направление, в котором мышление
расчленяет действительность. По отношению к мышлению, к идеологическим
явлениям понятие замещения, осуществляемого превращенной формой, описывает
те образования, которые не требуют для своего действия теоретического
осознания и расчленения всех их элементов на уровне понятия или даже
исключают такое осознание. В частности, чтобы следовать внутренним
экономическим законам того способа производства, при котором живет и
действует человек, ему вовсе не нужно знать это внутреннее, скрытое -
достаточно, чтобы в сознании была дана превращенная форма этих законов,
которая и играет регулирующую роль, косвенно поддерживая и выполняя
действительные закономерности системы. Как показывал Маркс, люди "поставлены
в такие условия, которые определяют их сознание без того (то есть в данном
случае без того, чем определяется реально стоимость производимых ими
продуктов. - M.M.), чтобы они обязательно это знали" (Mаркс К., Энгельс Ф.
Coч., т. 26, ч. III, с. 166).
Эта же особенность превращенной формы наблюдается и внутри
научно-теоретического освоения действительности, когда функционирование
готового мыслительного содержания предполагает отождествление неосознаваемой
абстракции с объектом, то есть нерасчлененность объекта и способа
деятельности, объекта и знания. Здесь оно оказывается источником антиномий
теоретического мышления. В этом смысле деятельность теоретического сознания
как отдающая себе отчет в смысле и происхождении своих абстракций и понятий,
в границах и сферах их применения есть постоянно возобновляющееся
"распредмечивание" превращенных форм, снятие отождествления объекта и знания
и т.д.
Действие синкретического механизма превращенной формы основывается на
том, что отношение уровней системы оборачивается: продукты процесса
выступают как его условия, встраиваются в его начало в виде предваряющих
"моделей", "программ". Поскольку никакое воспроизводство отношений сложной и
многократно расчлененной системы связей не является сознательным, содержащим
"образ" всех связей системы в каждой ее точке, то система должна полагать
свои продукты и результаты в качестве предваряющих "моделей" и "программ"
деятельности производства, дающего эти продукты. Эти модели
представительствуют от лица множества точек, сокращая их в себе, в своем
синкретизме. Изоморфизм приобретает характер цикличной связи, кругового
движения: на уровне превращенной формы продукты системы определяются, по
сути дела, тавтологически, ими же самими. Превращенные формы обеспечивают
стабильность системы и противодействуют ее изменению. Внутренние же связи
дают о себе знать насильственно (например, в экономических кризисах, в
психических заболеваниях и, вообще, в условиях, когда не срабатывает,
разрушается какая-либо из генетически разнородных, но наслоившихся друг на
друга и одновременно существующих структур функционирования), а также в
процессах развития, которые прежде всего и разрушают превращенные формы.