Лекция 8. Основы психологической помощи при социальном отчуждении личности
Лекция 8. Основы психологической помощи при социальном отчуждении личности
План:
1. Методологические принципы психокоррекционной работы при социальном отчуждении личности.
2. Психологическое воздействие в рамках основных теоретических направлений профилактики социального отчуждения личности (психодинамическое направление, когнитивно-поведенческое направление, гуманистическое направление).
Психологическое воздействие в рамках основных теоретических направлений при профилактике социального отчуждения личности
Выбор методов психологической помощи при социальном отчуждении личности зависит от теоретического направления, в рамках которого данная помощь будет осуществляться.
Выбор направления определяется рядом факторов:
- квалификацией и приоритетами специалиста;
- особенностями клиента;
- спецификой проблемы;
- контекстом ситуации.
В психологии выделяют три основных теоретических направления: психодинамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально-гуманистическое.
Данные направления различаются по нескольким параметрам:
- взглядом на источник проблемы клиента;
- теоретическими аксиомами и теоремами, составляющими теоретический базис направления;
- целью психологического воздействия;
- приемами психологического воздействия;
- разделением ответственности между специалистом и клиентом как за процесс работы, так и за ее результативность.
Примеры приемов направленного воздействия на личность клиента в психодинамическом направлении.
Название: Метод свободных ассоциаций. Показание: наличие у клиента неосознаваемой им проблемы.
Цель: осознание проблемы. Алгоритм:
- клиент в свободном порядке высказывает возникающие у него мысли по поводу его переживаний;
- анализ последовательности и содержания высказываний;
- анализ блоков;
- осознание неосознанной проблемы.
Название: Анализ сновидений (с позиции Фрейда). Показание: прояснение скрытых от сознания переживаний.
Цель: интерпретация подавленных переживаний в приемлемой для сознания форме. Алгоритм:
- рассказ клиентом значимого для него сновидения из прошлого («вспомнившегося») или настоящего;
- инициирование специалистом клиента к свободному ассоциированию по поводу содержания рассказанного им сновидения;
- раскрытие латентного содержания сновидения и его интерпретация специалистом;
- осознание клиентом событий, спровоцировавших сновидение и раскрытие их подлинного значения.
Название: Анализ сновидений (с позиции Адлера «манера сновидения» совпадает с «манерой жить», символика сновидений интерпретируется с позиции значимости для клиента).
Показание: поиск ошибки в картине мира клиента.
Цель: коррекция картины мира клиента.
Алгоритм:
- рассказ клиентом важного с его точки зрения сновидения;
- выделение символики сна, значимой с позиции клиента;
- выяснение значения данной символики для сновидца;
- соотнесение смысла символов с жизнью клиента;
- осознание «ошибки» и ее коррекция.
Основой эффективности считается активная позиция клиента.
Главная задача специалиста в любой разновидности когнитивно-поведенческого направления — диагностически-обучающая.
Примеры приемов воздействия на личность клиента в когнитивно-поведенческом направлении.
Название: «Правило жизни».
Показание: наличие у клиента заложенных родителями программ, которые проявляются в настоящий момент его самореализации.
Цель: выработка новой адаптивной программы поведения.
Алгоритм:
- прояснение под руководством специалиста родительских посланий клиенту;
- осознание и вербализация данных посланий;
- их запись;
- прояснение чувств клиента к ним;
- выявление поведения, вызывающего негативную реакцию;
- переформулирование родительских посланий, вызывающих негативные реакции на положительные.
Название: «Самоконтроль».
Показание: выявление проблемной части личности клиента.
Цель: принятие, осознание, переработка проблемы таким образом, чтобы она вписалась в картину жизни клиента, не мешая его дальнейшей жизни.
Алгоритм:
- попросить клиента обнаружить свою «ахиллесову пяту» — эмоцию, контроль над которой он боится потерять больше всего;
- позволить выразить ее, используя для этого любые предметы, игрушки, в танце, в борьбе, в любом движении;
- изобразить свою эмоцию, свое впечатление от нее в рисунке, лепке;
- вернуться к чувству и посмотреть:
а) как изменилось оно;
б) как изменилось отношение клиента к нему;
в) принять его, «став его другом».
Название: «Систематическая десенсибилизация». Показание: наличие тревожных состояний, страхов. Цель: уменьшение, снижение силы страха. Алгоритм:
- обучение снижению мышечной релаксации;
- выстраивание иерархии стимулов, вызывающих страх или тревогу;
- предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, представлять объекты из данной иерархической системы (в случае повышения страха он дает специалисту об этом знать, специалист «возвращает» его в «здесь и сейчас», прорабатывает с клиентом ситуацию, после чего работа продолжается с п. 3); 4) экологическая проверка.
Название: «Мишень».
Показание: суицидальные мысли, чувство безнадежности.
Цель: пробуждение желания жить. Алгоритм:
- обнаружение причины и/или негативных установок, провоцирующих снижение у клиента вкуса к жизни;
- нахождение альтернативных способов поведения в противовес суициду;
- в процессе специально организованной беседы подвести клиента к осознанию абсурдности его желания;
- создание положительной установки на жизнь.
Гуманистическое направление
В основе данного направления лежат философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю) и феноменологии (Э. Гуссерль, П. Рикер). Соответственно, главный акцент ставится на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существования. Спецификой очерченного круга проблем является уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека, а его центром — решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствие ее бытия в мире ее внутренней природе. Индивидуальность рассматривается как интегративное целое. Человек воспринимается как изначально доброе или, в крайнем случае, нейтральное существо, предназначение которого быть свободным. В психологии направление представлено такими именами, как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франкл.
Основными принципами гуманистического направления являются:
- встреча специалиста и клиента есть встреча двух равных людей;
- разрешение проблемы у клиента наступает «само по себе», в том случае если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и самопринятию клиентом своих истинных чувств;
- клиент сам ответственен за выбор своего образа мыслей и поведения и жизни. Основные понятия гуманистического направления — «индивидуация», «самоактуализация», «самоактуализирующаяся личность».
В философии индивидуация понимается как разделение всеобщего на индивиды, на особенное. Принцип индивидуации (principum individuations) является основой существования особей как неповторимых сущностей (Аристотель, Локк, Шопенгауэр, Шеллинг, Лейбниц). В основу данной позиции положено понимание индивидуации как некой основы существования.
В психологическом аспекте индивидуация мыслится как процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Осознание данных моментов существования важно для индивидуальной эволюции субъекта, как поступательно-последовательных качественных изменений на ценностно-моральном и эстетических уровнях. Предполагается, что именно благодаря процессу индивидуации личность реализует себя как уникальное неделимое целое.
В индивидуальной психологии Адлера индивидуация одной из своих граней соприкасается с предлагаемой им идеей о бессознательном стремлении человека к совершенству.
В гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс) данное «бессознательное стремление» находит частичное воплощение в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, характеризующееся у разных субъектов различной степенью осознанности и определяемое в данном направлении термином «самоактуализация».
В экзистенциальной психологии, являющейся одним из направлений гуманистической, подчеркивается уникальность личного опыта, одной из главных сфер применения которого мыслится восстановление аутентичности (Бинсвангер, Босс М., Мэй Р., Бугенталь Дж.).
Индивидуация— процесс неизбежных качественных изменений, возникающих в результате становления личности на пути ее экзистенциального развития.
Важно понимать различие между понятиями «индивидуация» и «индивидуализация».
Индивидуализация представляет собой явление, возникающее в результате взаимодействия индивида с внешним миром: соприкасаясь с внешним миром на любом из уровней (материальный, идеальный), субъект вносит некие изменения в него посредством своей индивидуальности .
Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самоактуализирующаяся личность — человек, вышедший на уровень самоактуализации.
Таким образом, объектом воздействия в данном направлении является процесс становление личности. Причина проблемы понимается как блокирование внутриличностных ресурсов. Основная задача специалиста заключается в помощи в самоосознавании и личностном росте, интеграции адекватного целостного «Я» и расширении пространства бытия.
Примеры приемов воздействия на личность клиента в экзистенциально-гуманистическом направлении
Название: «Метод А. Янова».
Показание: невротическое поведение вследствие ранних неудовлетворенных потребностей или травм, пережитых в детстве и вытесненных в процессе взросления.
Цель: через соприкосновение и осознание заблокированных, болезненных эмоций обретение возможности их выражения и, как следствие, освобождения от них.
Алгоритм:
1-й этап: индивидуальная работа:
- осознание клиентом ранних обид;
- специалист инициирует клиента к «физическому» переживанию выведенных в сознание обид, болезненных воспоминаний; при этом психолог фиксирует все проявления психологической защиты (вербальный уровень, телесный).
Й этап: групповая работа.
В процессе групповой работы клиенты вступают друг с другом в различные взаимоотношения, что способствует «проживанию» разнообразных первичных проблем. Кроме того, руководитель обучает клиентов глубокому дыханию, изменению манеры речи.
Таким образом, невозможно определить направление, которое было бы наиболее эффективным.
Эффективность психотерапевтического воздействия определяется совокупностью ряда нюансов: наличие у клиента реальной, а не вымышленной проблемы; готовностью клиента решить проблему; квалификацией специалиста.
Контрольные вопросы:
1.Перечислите основные теоретические психотерапевтические направления.
2.В чем заключаются концептуальные различия данных психотерапевтических направлений?
3.Назовите процедуры психодинамического направления.
4.Каковы основные положения когнитивно-поведенческого направления?
5.Перечислите «жизненные правила клиента».
6.Какие проблемы рассматриваются в рамках гуманистического направления?
7.Сравните базисные принципы психодинамического, когнитивно-поведенческого, гуманистического направлений.
8.Дайте характеристику основных понятий гуманистического направления.
Лекция 8. Основы психологической помощи при социальном отчуждении личности
План:
1. Методологические принципы психокоррекционной работы при социальном отчуждении личности.
2. Психологическое воздействие в рамках основных теоретических направлений профилактики социального отчуждения личности (психодинамическое направление, когнитивно-поведенческое направление, гуманистическое направление).