Учение Будды в древних притчах

1. В давние-давние времена было государство, где избавлялись от стариков. В этом государстве любого человека, достигшего преклонного возраста, относили далеко в горы и оставляли его там. Но один министр не мог бросить своего старого отца. Он вырыл в земле глубокую яму, устроил в ней жилище и укрывал там своего отца.

Однажды с неба сошел Бог и задал царю трудный вопрос: "Вот перед тобой две змеи. Которая из них самец и которая самка? Не отгадаешь, сотру с лица земли твое государство". Царь не знал, как отличить самца от самки. Никто этого не знал и среди придворных. Тогда царь издал указ по всему государству и обещал щедро вознаградить того, кто отличит самца от самки.

Министр рассказал отцу про загадку, заданную царю Богом. "Эта загадка простая. Надо положить обе змеи на мягкую подстилку. Та змея, которая будет сильно извиваться на подстилке - самец, а та, которая будет неподвижно лежать, — это самка", научил отец.

Министр рассказал царю, как надо отличить самца от самки. Так была загадка отгадана. Бог начал задавать новые, более трудные загадки. И царь, и его придворные не могли отгадать их. Но министр с помощью мудрого отца смог все их решить.

Вот эти вопросы и ответы на них.

"Про кого говорят, что он бодрствует, когда спит, и что он спит, когда бодрствует?"

"Это про человека, который идет по пути просветления. Про человека, не знающего об этом пути и спящего, обычно говорят, что он бодрствует. А про человека, знающего этот путь и бодрствующего, говорят, что он спит". "Как определить вес огромного слона?" "Надо слона посадить в лодку и сделать отметку на том месте, до которой лодка погрузится в воду. Затем ссадить слона и в ту же лодку грузить камни до тех пор, пока лодка не погрузится до сделанной отметки. А потом взвесить вес камня, погруженного в лодку".

"Что значит, одна чашка воды больше большого моря?" "Если с чистой душой зачерпнуть воды и напоить ею старых родителей или больных, эта добродетель вовек не забудется. Сколько бы ни было воды в большом море, она может истощиться, а добро нет. Поэтому говорят, что чашка воды больше моря".

Тогда Бог призвал худого человека, у которого были только кости да кожа. Худой человек спросил:

"Есть ли на свете люди, голодающие больше, чем я?" "Есть. Если у человека черствое сердце и бедная душа, он не верит в три сокровища, а именно: в Будду, в Дхарму и в Сангху, не уважает своих родителей и учителей, его душа не только голодная, но и в возмездие в ином мире ей суждено стать претом, то есть голодающим духом, и долгое время страдать в нечеловеческих муках".

"Вот тебе доска квадратной формы из сандалового дерева. С какой стороны она ближе к корню?" "Если положить эту доску в воду, одна сторона должна намного больше погрузиться в воду, чем другие. Она и ближе к корню".

"Вот перед тобой две лошади, совершенно одинаковые. Это мать и ребенок. Как их отличить?" "Надо дать им травы. Мать непременно будет подкладывать траву своему детенышу. Поэтому их сразу можно различить".

Выслушав ответы на эти вопросы, Бог порадовался. Порадовался и царь. Когда царь узнал, что это ответы мудрого отца министра, спрятанного в яме, он издал указ, чтобы больше не избавляться от стариков, а уважать их.

2. В государстве Видеха в Индии царица увидела во сне белого слона с шестью бивнями. Она захотела иметь эти бивни и попросила царя, чтобы он ей подарил их. Царь, безумно любивший свою царицу, не мог отказать ей в этой просьбе. Он объявил по всему государству, что щедро одарит того, кто знает, где находится слон с шестью бивнями. Этот белый слон жил недалеко, в Гималаях. Он готовился стать Буддой. Однажды он спас охотника. Вернувшийся на родину охотник увидел царский указ. Узнав, что, тот кто знает о слоне, будет щедро одарен, он, забыв о том, что слон спас ему жизнь, пошел в горы, чтобы убить его в взять бивни. Так как он знал, что слон готовится стать Буддой, он, чтобы обмануть слона, надел рясу и обрядился в монаха. В горах он нашел слона. И, когда тот отдыхал, ни о чем не подозревая, выпустил в него отравленную стрелу.

Смертельно раненный, слон почувствовал, что пришла его смерть. Но он не рассердился на предавшего его охотника, а жалея его, пленника мирских страстей, спрятал его под собой, закрыв его своими ногами, чтобы защитить от разгневанных товарищей, хотевших разорвать коварного охотника на клочки. Слон спросил охотника, почему он покушается на его жизнь, и когда узнал, что тому нужны его бивни, он сломал свои бивни о большое дерево и дал их охотнику. "Этим кончились мои испытания. Теперь я смогу родиться в мире Будды. Когда я стану Буддой, я прежде всего выну из твоего сердца три отравленные стрелы: жажды, гнева и неразумия", - поклялся белый слон.

3. У подножья Гималаев в бамбуковых зарослях вместе с другими птицами и зверями жил один попугай. Однажды поднялся сильный ветер. От трения стволов бамбука друг о друга возник огонь. Раздуваемый ветром, огонь начал быстро распространяться по всем зарослям, и начался большой пожар. Птицы и звери, отрезанные огнем, закричали и завыли. Попугай, чтобы отблагодарить бамбуковые заросли, которые предоставляли ему кров в течение долгого времени, а также, чтобы спасти птиц и зверей, полетел к расположенному неподалеку пруду, бросился в воду, намочил свои крылья, поднялся в воздух и начал отряхиваться над горящими зарослями, роняя вниз капли воды. Из благодарности к бамбуковым зарослям и из сострадания к другим птицам и зверям, попугай продолжал это делать, не обращая внимания на усталость.

Такое сострадание и самоотверженность птицы поразили Бога, находящегося на небе. Он спустился с неба и спросил попугая: "Я понимаю твое горячее желание, но как ты сможешь каплями воды потушить бушующий пожар?" Попугай ему ответил:

"Я это делаю из чувства благодарности и сострадания. И поэтому невозможного для меня нет. Я буду тушить. Хоть и умру, я буду бороться с огнем".

Бог, тронутый таким ответом, начал помогать попугаю, и они вместе затушили пожар.

4. В Гималаях жила двуглавая птица.

Однажды одна голова увидела, что другая ест вкусные плоды и из зависти решила съесть ядовитый плод. Она съела, и обе головы подохли.

5. У одной змеи хвост начал спорить с головой.

"Голова, ты всегда впереди. Это несправедливо. Дай и мне стать вперед".

А голова ему отвечает: "Я всегда впереди, так уж сделано. Я не могу тебе позволить стать вперед".

Долго они спорили, но сколько бы они ни спорили, голова все же была впереди. Рассерженный хвост тогда зацепился за дерево, чтобы не дать голове двигаться вперед. А когда голова остановилась в недоумении, хвост отцепился от дерева и пополз вперед. Вскоре он упал в яму с огнем и сгорел.

У каждой вещи есть свое место, и ей отведена особая роль. Если вещь, недовольная своим местом, перестанет исполнять отведенную ей роль, она погибнет.

6. Был один очень вспыльчивый человек. Однажды перед его домом разговаривали два человека.

"Хозяин этого дома очень хороший человек. Один только у него недостаток: он очень вспыльчивый".

Услышав об этом, человек рассердился, выскочил из дома, набросился на них и избил до крови.

Умный человек, когда ему укажут на недостаток, стремится исправить свой недостаток. А глупый человек, когда ему укажут на недостаток, не только не исправляет его, а даже совершает еще большую ошибку.

7. Был богатый, но глупый человек. Однажды он увидел трех этажный дом с высокой и красивой башней и решил себе построить точно такой же.

Он позвал плотника и приказал ему построить такой дом с башней. Принявшись за дело, плотник прежде всего построил фундамент, возвел второй этаж и принялся за третий. Видя это, богатый хозяин нетерпеливо сказал ему:

"Мне не нужны ни фундамент, ни первый и ни второй этаж. Мне нужна высокая башня на третьем этаже. Скорее строй мне эту башню.

Глупый человек не знает труда. Он требует только хороших результатов. Но как не может быть третьего этажа без фундамента, так и не может быть хороших результатов без труда.

Когда один человек варил мед, к нему пришел близкий друг. Он решил угостить его медом и стал веером охлаждать мед, не снимая его с огня. Точно так же невозможно добиться прохладного просветления, не загасив огня мирских страстей.

Два черта спорили и не могли поделить между собой одного ящика, одного посоха и пары башмаков. Целый день они спорили, кому что взять, но так и не решили.

Увидев их, один человек спросил:

"Что вы так спорите? Что же хорошего в этих вещах, что вы не можете поделить их между собой?"

Черти ответили:

"Из этого ящика можно достать все, что захочешь: и пищу, и драгоценные камни. С этим посохом можно победить любого врага. А если надеть на ноги эти башмаки, можно свободно летать по воздуху".

Тогда человек сказал: "Тогда нечего вам спорить. Вы отойдите немного от меня. Я вам поделю все поровну".

Отдалив от себя чертей, человек взял ящик, посох и, надев на ноги башмаки, поднялся в воздух и был таков.

Здесь под чертями подразумеваются иноверцы, а под ящиком - подаяние. Они не знают, что из подаяний рождаются разные сокровища. Посох означает сосредоточие души. Они не знают, что сосредоточием души можно победить бесов мирских страстей.

А башмаки - это священная заповедь. Они не знают, что благодаря этой священной заповеди можно преодолеть любой спор. Поэтому они спорят и не могут поделить между собой ящика, посоха и башмаков.

10.Один путешественник однажды вечером остановился в опустелом доме. Вдруг среди ночи пришел черт. Он принес труп человека и бросил его на пол.

Вскоре пришел еще один черт. Он сказал, что это его труп. И два черта начали спорить.

Тогда первый черт сказал второму:

"Так мы с тобой ничего не добьемся. Давай приведем свидетеля. Он и рассудит, чей это труп".

Второй черт согласился. Первый черт вывел из угла дрожащего путешественника, который с ужасом наблюдал за этой сценой, и попросил его сказать, кто первым принес труп.

Дрожащий путешественник почувствовал себя в безвыходном положении. Если он поддержит одного черта, то обидит другого и будет им непременно убит. Поняв, что ему не миновать смерти в любом случае, он решился и сказал все так, как он видел.

Как он и предполагал, другой черт разгневался и оторвал у него руку. Тогда первый черт взял руку трупа и приставил ее человеку вместо оторванной руки. Еще более рассерженный второй черт оторвал другую руку и ноги, он оторвал также и туловище и даже голову. А первый черт все это заменил рукой, ногами, туловищем и головой трупа.

Когда черти устали спорить, они съели разбросанные по комнате руки и другие части тела человека, утерлись и ушли.

Путешественник остался один в пустом доме. Руки, ноги, туловище и голову, то есть все, что он получил от родителей, у него съели черти, а взамен он получил все это от трупа совершенно незнакомого человека. И тут он перестал понимать, он — это он или не он. На рассвете он, как полоумный, покинул дом, где провел страшную ночь. Увидел буддийский храм, обрадовался, зашел в него и рассказал все, что с ним случилось вчера ночью, и попросил совета, как ему быть. Люди, выслушав этот рассказ путешественника, постигли истину несуществования своего "я" и обрадовались.

11. Однажды в один дом пришла очень красивая, очень хорошо одетая женщина. Удивленный хозяин спросил ее: "Кто вы?" Женщина ответила: "Я богиня счастья, приношу людям счастье". Хозяин обрадовался, пригласил гостью в дом и оказал ей теплый прием.

Через некоторое время пришла другая женщина. Бедно одетая и безобразная. Хозяин спросил ее, кто она. Та ответила, что она богиня нужды. Пораженный хозяин хотел ее прогнать. Но богиня нужды сказала:

"Богиня счастья - моя старшая сестра. Мы очень дружные сестры и всегда живем вместе. Если прогонишь меня, уйдет и моя сестра". Когда богиня нужды ушла, не стало и красивой богини счастья.

Если есть жизнь, есть и смерть. Если есть счастье, есть и несчастье. Если есть хорошее, есть и плохое. Надо это знать людям. Неразумный человек избегает несчастья и ищет одного только счастья. Человек же, идущий по пути просветления, должен быть выше этих двух понятий и не иметь привязанности ни к одной из них.

12. Жил в старину бедный художник. Оставив жену, он пошел на заработки в чужие страны. Три года он трудился в поте лица и заработал много денег. Возвращаясь на родину, в пути он увидел, что совершают обряд приношений буддийским монахам. Он обрадовался.

"Я еще ни разу не сеял семена счастья. Сейчас я нашел поле, где могу их посеять. Как я могу упустить такой случай?" - воскликнул художник и, не жалея, истратил все деньги на приношения монахам. Домой он вернулся с пустыми руками.

Увидев мужа с пустыми руками, жена рассердилась и начала расспрашивать, куда он дел все заработанные деньги. Муж ответил, что ценности он хранит в надежном складе. Когда жена спросила, что это за склад, он ответил, что это община благородных монахов.

Рассерженная жена донесла судье, ее мужа арестовали и начали допрашивать. Он ответил:

"Заработанные в поте лица деньги я истратил не зря. До сих пор я не сеял семян счастья, но, когда увидел обряд приношений, который является полем для посева семян счастья, я проникся верой и, не жалея, отдал на приношения все, что имел при себе. Потому что я понял, что настоящее богатство - это не ценности, а душа".

Судья вместе с другими, слушавшими художника, пришел в восторг и похвалил его. С тех пор художник стал пользоваться всеобщим доверием, он разбогател и стал жить с женой счастливо.

13.Жил один человек недалеко от кладбища. Однажды ночью он услышал голос, зовущий его из одной могилы, и задрожал от страха. Когда рассвело, он рассказал об этом своим друзьям. Один из друзей, храбрый человек, решил, если на следующую ночь опять раздастся голос из могилы, пойти и посмотреть, что это значит.

На следующую ночь, как и в предыдущую, опять раздался голос и начал звать человека, живущего около кладбища. Тот задрожал, услышав этот голос. А храбрый его друг пошел на голос на кладбище, нашел место, откуда доносился голос, и спросил, кто это.

Из-под земли голос ответил:

"Я сокровище, спрятанное под землей. Я хотел отдаться тому, чье имя я звал, но он, испугавшись, не приходил ко мне. Ты очень храбрый человек, ты достоин меня. Завтра утром я вместе с семью слугами приду к тебе в дом".

Храбрый человек сказал: "Хорошо, я буду ждать тебя. А как мне тебя встретить?"

Голос ответил: "Мы придем к тебе в виде монахов. Прежде всего соверши омовение и очистись, прибери комнату и приготовь воду. Поставь восемь чашек с жидкой кашей и жди нас.

Когда мы поедим, отведи каждого из нас в отдельную комнату. Там мы обратимся в сосуды с золотом".

На следующее утро он сделал так, как ему было сказано. Совершил омовение, очистился, прибрал комнаты и начал ждать. - Вскоре пришли восемь монахов собирать приношения. Он пригласил их в дом, поднес им кашу и воду, а потом каждого отвел в приготовленную отдельную комнату. Все восемь монахов обратились в сосуды, наполненные золотом.

Об этом услышал завистливый человек. Ему тоже захотелось золота. Он тоже убрал свои комнаты, пригласил к себе в дом восемь монахов, поднес им каши, а потом запер их в угловую комнату. Но восемь монахов не захотели стать золотом, они рассердились, зашумели, обратились к судье, и завистливого человека арестовали.

Трусливый человек, живущий возле кладбища, тоже узнал, что его имя звали сокровища. Он тоже захотел сокровищ, и решил, что если сокровища звали его, то значит - это его сокровища. Он пошел в дом к другу и хотел забрать сосуды с золотом. Но там оказались змеи. Они набросились на трусливого человека. Про это узнал царь. Он рассудил, что золото принадлежит храброму человеку. "Точно так же все устроено на этом свете, - наставлял царь при этом. - Глупый человек желает только удачи, но одной только удачи не бывает. Это похоже на человека, который формально соблюдает заповеди, а в душе у него нет настоящей веры. Поэтому он не может достичь истинного покоя души".

Наши рекомендации