Познание как предмет философского анализа. Познание и практика. Творческий характер познания.
Познание определяется как процесс получения и совершенствования знаний, деятельность людей по открытию понятий, схем, образов, концепций, облегчающих воспроизводство и совершенствующих их бытие и самосохранение. Здесь возможность адекватного воспроизведения реальности выступает как мировоззренческая проблема.
Исходную структуру познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (науки о познании). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.
Существует несколько типов познания:
Мифологическое - тип познания характерный для первобытной культуры (тип объяснения действительности при помощи сверхъестественных существ)
Религиозное - объектом религиозного познания в монотеистических религиях, т.е. в иудаизме,христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность.
Философское - философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира.
Чувственное - для характеристики этого типа познания допустимо привести слова из книги Бытие «Познал Адам Еву, и родила Ева сына».
научное
Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств. Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Суждения и умозаключения - суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой. Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Умозаключения бывают различных видов: индуктивные (от частного к общему), дедуктивные (от общего к частному) и по аналогии (на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении).
Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. Вопрос все-таки надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального познания, а их внутреннее единство. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения) усмотрения истины.
Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, то есть способностями к выработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем, познанию неизвестного. Каждый ребенок, познавая новый для него окружающий мир, овладевая языком, нормами и культурой, по сути, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда является новым для общества.
Важнейшим механизмом творчества является интуиция. Здесь тоже отчетливо видна связь с познанием, ведь интуиция основана на полученных ранее знаниях, пусть и происходит на подсознательном уровне. Интуиция основывается на накопленных и бессознательно распределенных образах и абстракциях в системе памяти.
В настоящее время познание изучается не только философией. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.