Английская философия XVII-XVIII вв. (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк Д.Беркли, Д. Юм).
Философия Нового времени датируется XVII в. эта эпоха знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики. Развитие естествознания диктует основную проблему философии – проблему построения универсального метода и универсальной науки.
Метод науки должен быть универсальным, гарантировать получение вечной, неизменной, полной истины. Размышления о методе отодвинули на задний план вопросы о бытии, человеке, смысле жизни и т.п. Вокруг ответа на вопросы об универсальном методе и источнике научного знания сложилась позиция эмпиризма (сенсуализма).
Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт. Душа человека – чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. Индукция – универсальный научный метод.
Ф. Бэкон. Философ-материалист, формулирует гуманистические задачи философии, среди которых центральной является её взаимосвязь с науками.
Человеческое познание нужно освободить от тех препятствий, которые мешают открывать истину.
Б.: “Получить знание можно, если избавиться от заблуждений”- идолов, призраков:
· Призрак рода (люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества, человек судит о природе по аналогии с жизнью людей)
· Призрак пещер (каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности)
· Призрак площади или рынка (привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения).
· Призрак театра (в театре люди черпали образцы должного поведения, слепая вера авторитетам)
В “Новом Органоне” Б. изложил свои взгляды. Основная задача – разработка метода научного познания. Главный предмет изучения в науке – природа как движущая материя, она имеет собственные законы. Поэтому в познании нужно исходить не из авторитета и догм, а из опыта. Только опытное познание природы ведёт к открытию её законов, которые должны быть поставлены на службу человеку. На основе этих идей Бэконом был открыт индуктивный метод научного познания, который и заключает в себе путь от изучения отдельных фактов к установлению общих принципов и законов. Этот метод стал ведущим в естествознании Нового времени.
Томас Гоббс. Признает, что человеческий индивидуальный познавательный опыт должен опираться на некоторые "вспомогательные средства". Гоббс также считает субъективное, "конечное", индивидуальное познание внутренне слабым, смутным, хаотичным. Человек сам вырабатывает специальные вспомогательные средства, во многом преодолевающие конечность его личного познавательного опыта. Человек своеобразно использует чувственные образы и сами наблюдаемые чувственные вещи. Эти последние становятся "метками", благодаря которым мы в соответствующих случаях как бы воспроизводим в нашей памяти накопленные ранее знания, касающиеся данного объекта. Познание индивида становится единым, взаимосвязанным процессом.
Джон Локк утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: “Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал нам врожденных идей о себе, однако Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство... Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его ”'.
Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного–чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры–знание. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении – основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако отрицая врожденные идеи, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.
Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное(чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид–интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.
В Новое время сформировалась также идеалистическая версия сенсуализма. Всё, с чем человек сталкивается в опыте, - это его собственные чувственные впечатления, познаются не объективные вещи, а их субъективные образы.
Джордж Беркли выступал с критикой понятий материи как вещественной основы., материя – лишь отвлечённая идея.
Каждая единичная вещь – совокупность наших чувственных восприятий, т.к. ощущение вне сознания не существует, то существовать для каждой вещи – быть воспринимаемым. А если все люди заснули и отключились от восприятия? Беркли на это возражал так: Бог как вечный субъект всегда все воспринимает. Если Бога нет, тогда предметы, внезапно возникнув в момент восприятия, тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Беркли искренне верил в Бога.
Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны к воспринимающему субъекту. Беркли доказывает верную мысль–об относительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.
Продолжатель его идей - Дэвид Юм – идеи агностицизма (непознаваемость мира). Основа познания – ощущения, что является источником ощущений? Точка зрения скептицизма (может, они вызваны существованием вещей вне сознания, может, существует только в сознании). Отрицание объективного существования причинности, рассматривает это явление с психологической позиции – как определённую психол.ассоциацию – человеком руководит не разум, а привычка.