Архитектоника ада в «Божественной комедии» Данте.
Архитектоника ада в «Божественной комедии» Данте.
Википедия:
Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — строительное искусство) — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам.
Материал из волшебки:
Пересказ АДА. Ад. Перед тем, как спускаться в ад, Лючия, Сиракузская целительница (живет в раю) лечит глаза Данте (он плохо видел), и после этого они с Вергилием отправляются в путь. У ворот ада они видят ничтожных людей, не сотворивших ни добра, ни зла, недостойных ни ада, ни рая. Также здесь - те ангелы, которые в борьбе Бога с Люцифером не взяли ничью сторону. Важно помнить, что именно здесь находится папа Селестин V. Этот папа до своего папства был отшельником. Он был призван принести в мир добро, но отрекся, сложил тиару и отдал ее папе Бонифацию VIII, который сотворил много бед Италии. Он не заслуживает себе места ни в аду, ни в раю, в поэме даже не названо его имя. И это несмотря на то, что церковь причислила Селестина к лику святых. Что касается Бонифация, то Данте еще при жизни определяет ему место в аду, говоря, что душа его уже давно погибла, а на земле – только тело. Дальше – река Ахерон, граница ада. Тут души ожидают, когда приедет Харони увезет их. Харон превращен у Данте в беса ада. Круг первый (Лимб).В Лимбе никто не страдает, все скорбят. Здесь находятся младенцы, которые умерли до крещения, а также добродетельные нехристиане, те, в чью эпоху христианства не было. Это, например, великие поэты: Гомер, Овидий, Вергилий, Лукан и др. Их удел – вечно скорбеть, поскольку им недоступно райское блаженство. Круг второй – сладострастники.В этом круге сидит Минос,также бес ада. Он обвивает свой хвост вокруг каждого вошедшего. Сколько раз его хвост обовьется вокруг грешника, на такой круг ему и нужно отправляться. Среди сладострастников – Елена Прекрасная, Парис, Ахилл, Тристан.Разговаривает Данте с Паоло и Франческой.Франческа была замужем за злым мужем, а Паоло был его братом. Однажды муж Франчески застал их вместе и убил. С тех пор они в аду. В этом круге грешников истязают ужасными порывами ветра. Третий круг ада – чревоугодники.Здесь находится Цербер, тоже бес. Он пугает грешников и кусает их, отрывая куски мяса. Среди страдальцев – некто Чакко(с итальянского - свинья). Это был известный флорентийский обжора. Четвертый круг– скупцы и расточители. Бес - Плутос (богатство).В этом кругу грешники поднимают огромные тяжести и бросают друг в друга. Пятый круг – гневные.Их Данте видит в реке Стикс, где они злобно нападают друг друга и топят в зловонном болоте. Данте с Вергилием садятся в лодку, но тут один грешник уцепляется в нее. Это Филиппо Ардженти, богатый флорентиец, известный бешеным нравом, один из личных врагов Данте, который после изгнания поэта из Флоренции завладел его имуществом. Данте смотрит на его муки без жалости. Тут перед Данте и Вергилием открывается город Дис. Название города происходит от греческого Dis, так греки называли Аида. В этом городе страдают за более тяжкие грехи. Дис охраняют фурии, но прилетает ангел и отворяет ворота. Шестой круг – еретики.За ересь погибшие души лежат в могилах. Здесь находятся эпикурейцы, а также Фарината– вождь гибеллинов, победивший партию гвельфов (сторонником которых был Данте). Он был последователем Эпикура. Здесь же – Кавальканте дель Кавальканти,отец друга Данте Гвидо. Один из грешников заявляет, что во Флоренции осталось только два праведника: Данте и Гвидо. В пятом круге мучается папа Анастасий V,причисленный церковью к лику святых. Его Данте карает за ересь, потому что этот папа попал под влияние еретика Фотина. Седьмой круг – насильники, тираны, убийцы, разбойники, самоубийцы, моты, богохульники, содомиты.Бесом ада является Минотавр, как результат извращений Пасифаи. Здесь же находится скала, которая треснула в тот момент, когда распяли Христа. Первый пояс круга – кровавая река Флегетон.Тираны, убийцы, грабители и насильники плавают в кипящей крови, и чтобы они не выныривали, их охраняют кентавры с заряженными луками. Здесь, например, мучается Аттила Бич Божий и Аццолино – знаменитый тиран XIII века. Он истребил большую часть населения Падуи. Дальше – лес самоубийц. Люди, покончившие с собой, превращены в деревья, а в лесу летают гарпии и ломают ветки, принося деревьям невыносимую боль. Среди самоубийц – Пьер дела Винья, любимец императора Фридриха II. Он был обвинен в измене и ослеплен. Не выдержал и разбил голову об стену. Третий пояс седьмого круга – огненная пустыня.Здесь на развратников падает огненный дождь. Среди них – Франциск Д’Акоппо, епископ флорентийский.Восьмой круг (Злые щели, их 10) – обманувшие, сводники и обольстители, прорицатели, взяткодавцы, лицемеры, воры, лукавые советчики, зачинщики раздора, подельщики (слов, денег). Здесь самый известный – Улисс и Диомед, лукавые советчики, из-за которых пала Троя. Спуск в ад завершается замерзшим озером Коцит.Здесь находятся обманувшие доверившихся, предатели родины, родных, единомышленников, друзей, предатели благодетелей, величества божественного и человеческого. В центре холодного озера плачет и испытывает адские муки Люцифер. У него три лица. Первое, красное, символизирует гнев, второе, черное – зависть, третье, желтое – бессилие. В центральной пасти он держит Иуду, в двух других – Брута и Кассия, предателей Цезаря. После этого Вергилий и Данте садятся на спину Люцифера и летят в Чистилище.
Конспект + материал с волшебки:
Структура ада.
· У ворот ада – ничтожные, не сотворившие ни добра, ни зла, и ангелы, державшие нейтралитет в борьбе Бога и Люцифера; ("Взгляни и мимо»)
· Ахерон – река, граница ада;
· Ахерон, Стикс, Флегета, сливаясь, образуют ледяное озеро Коцит;
I. Невоздержанность:
· Круг Первый (Лимб) – языческие философы, Гомер, Овидий, Сократ, Эней, Юлий Цезарь, Вергилий, некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане. Это пограничная черта Ада,скорбь без боли. Данте видит разрешение в Лимбе — Христос спускался в Ад после крестной смерти и перед воскресением, искупив первородный грех, и вывел ветхозаветных праведников (следы землетрясения в Иерусалиме — символ спуска) в рай. Представления о Лимбе нет в Писании и в церковных преданиях. Лимб - позднее учение Фомы Аквинского (XIII век);
· Круг Второй – сладострастники кружатся в безумном вихре;
· Круг Третий – поддавшиеся обжорству находятся в нечистотах.
II. Буйное скотство:
· Круг Четвертый – скупцы и расточители идут «стенка на стенку»;
· Круг Пятый – гневные и унылые тонут в болоте Стикса. Город Дис;
2-5 круги: Предали разум власти вожделения. Это Верхний Ад. Нарушают тех, кто не умел обуздывать страстей.
Мотив нарушения границы и мотив подмены цели и средств. Люди наслаждаются тем, чем надо пользоваться и пользуются тем, чем надо наслаждаться. Живут для того, чтобы есть, а не едят для того, чтобы жить. Здесь все: Тристан, Клеопатра, Ахиллес (не видели в Ахилле воплощения насилия: античная доблесть = храбрости; средневековая = воинской отваге). Бедущее грешников — полное бытие в грядущем.
· 6 — 9 Владения Люцифера. Город Дит.
· Круг Шестой – еретики. Казнит. Ересь — заблуждение, а не злодейство. Наказыва етеретиков (бессмертие души) эпикурейцами. Лежали в горящих гробах. Им видно будущее. После суда -нет знания. «Оставь надежду всяк сюда входящий» - особенность Ада. Время сворачивается. Обратный отсчет времени, оторванность, изгнание;
Преступление против тела карается менее сурово, чем преступление против духа. Убийцы менее строго караются, чем самоубийцы, обманщики и предатели.
III. Нижний Ад. Обман («Обман и сила -вот оружие злых»- Вергилий):
· Круг седьмой (насилие) – Насилие творцу, себе и ближнему чинится. Насильники над ближними (Александ Македонский), тираны, убийцы, разбойники, самоубийцы, насильники надбожеством и естеством: а)богохульники (преступление) (не = еретикам (заблуждение)), б)содомиты, бичуемые огнем (Брунет Полотини (Данте почитал его своим учителем,беседует о будущем), в)Лихоимцы (ростовщики) — насильники над природой и искусством, не трудясь, увеличивают свое богатство. Паразитируют на времени, которое не создавали;
· Колодец гигантов. Немврод (строил Вавилонскую башню), Эфиальт (угрожал Зевсу), Антей.
· Обман страшнее насилия, потому что свойственен только человеку.
· Круг восьмой (обман) — простые обманщики, которые делятся на 10 рвов («Злые щели»):
1)сводники и обольстители бичевались бесами (Исом);
2) льстецы
3)Святокупцы (продают/покупают церковные должности). Они вбиты головой в землю.
4) прорицатели (поражены немотой, льют слезы, скручены так, что лица обращены назад)
5)взяточники. В кипящей смоле + бесы — загребалы не дают плавать по верхушке. «Нет на да меняют за казну»
6) лицемеры в тяжелых свинцовых мантиях мучают Калха (первого льстеца, который посоветовал убить Христа)
7)Воры. В клубке змей сгорают, воскресают и вновь сгорают.
8)Лукавые советчики ловят огни
9)Зачинщики раздора (пророк Магомед, предок Данте)
10)Самый глубокий ров: алхимики, клятвенники, фальшивомонетчики. Подделка слов (ложь — самое жестокое) (Одиссей — антипод главному герою Данте). Одиссей — горизонталь (любопытство, путешествие), герой Данте — вертикаль (поломник)
· Круг девятый (обман)Лед. Утрачена любовь — Люцифер (сердцевина Ада). Река Коцит, обманувшие доверие, предатели родины (Антинора), родных (Каин), друзей и сотрапезников (Толамея), величества божественного (Джудена (Иуда))и человеческого. Центр вселенной. Восхождение к южному полушарию. Люцифер некогда хороший Ангел пошел против Христа. По середине земли несет кару. «Гнет всех грузов ото всюду слился». Вергилий и Данте спускаются по шерсти Люцифера, перевернувшись на его брюхе, и поднимаются к южному полушарию, где находится остров Частилища.
Конспект: Ад, с точки зрения Данте, - царство торжества справедливости. В нем царствует равномерное воздаяние. Ад создан Троицей (надпись при входе в ад). Ад – совершенное создание, это механизм соразмерного наказания преступления: «скорбь да соразмерится делам».
Строгая архитектоника ада исполнена глубокого смысла, этот смысл герой воздает в процессе своего пути, а также благодаря рассказу проводника.
В 11 песне Ада, Вергилий разъясняет поэту, что такое искусство:
Искусство смертных - Божий внук. Искусство подражает природе, природа — божие творение.
1 песнь Ада содержит идею мини-сюжета — пролог ко всей комедии. Путь человеческой души в поисках спасения. Не короткий путь. Человек греховен, живет в окружении зла, соприкасается с ним.
3 песнь Ада: (сени) преддверие Ада — ничтожные (прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел, не оставили ничего, не стоят слов, не достойны внимания). Сюда Данте уместил и ангелов, которые не приняли ничью сторону в борьбе между Богом и Люцифером.
Философия композиции комедии: -соразмеренность (скорбь и радость соразмерены делам)
- вертикальность
Числовая структура основана на 3 (Троица), 9 (3х3) — число Биатричи
«Божественная комедия» - триптих. 3 этапа, по 33 песни. Ад — неправильный элемент, перевернут.
Ад — рассказ о мертвой неорганике (геологической)
В Аду происходит приближение к абсолютному комизму без юмора..Погружение в воронку Ада — отстранение от человечности.
Ад — царство торжества справедливости (Данте), совершенное творение Троицы («Был правдою мой зодчий вдохновлен»), соразмерное наказание преступления. Равномерное воздаление. Герой познает Ад опытным путем + рассказы Вергилия, который не сразу раскрывает принципы построения Ада.
14. Специфика гуманизма раннего итальянского Ренессанса (треченто) (дополнить конспектом)
Конспект: Место рождения Ренессанса — Италия (сер.XIV века). Возрождение подлинного, первоначального христианства. Так считал ряд ученых, один из них К. Бурдах, к ним склонился и Василий Розов. Возрождение — эпоха открытого, сурового астетического христианского идеала. Один из родоначальников Возрождения Кола ди Риенцо (нотариус, совершивший в 1347 году переворот, освободил Рим от Римских баронов, не прибегая к мечу, возрождение Рима и обновление христианства) Идеи Ренессанса — идеи духовного обновления, господство над застывшими догмами — не из противоречия, а из полноты.
Риенцо — последователь Данте.
Адагматизм -отличительная черта мышления художников и прочих в эпоху Возрождения.
Треченто — основная черта: бесконечное ожидание обновления. (начало эпохи Ренессанса)
1) если принимать идею Возрождения, как возрождение античности, то Ренессанс несет светский характер (Петрарка, Боккачо)
2) Если Возрождение — обновление христианства, то Ренессанс означает духовное обновление (Данте, Риенцо)
Петрарка -один из первых гуманистов. Он хотел разделить славу Творца с самим Творцом. Данте это не было свойственно. Он не мечтает о себе. Священная поэма потому и священная, что на ней отблеск святого величия — она подобие другого творения. В средние века поэты знали, что они уста Творца.
Петрарка чужд подобного смирения. Это автор, мечтающий о себе. Ему присущи славолюбие, самолюбие, он эгоистическая личность. Его основная деятельность — поэзия и гуманизм (грамматика, риторика, поэтика, филология, поэзия, история, политика). Он стремился вернуть античность в христианское сознание. Он избрал углубленное изучение античных авторов (Цицерон, Вергилий), изучение «золотой латыни», создание собственного стиля.
Салютати (1331 -1406): добродетель + ученость («humanitas studii»); познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам, которые совершенны и украшают человека, составляют целостность человеческого духа.
Гуманисты как движение (вторая половина XIV века). Они основали свою программу новой жизни, увидели истинность духовного обновления.
1 власть — церковью
2 власть — Император
3 власть — создать господство идеала образованности гуманистической на основе древнего знания античного.
Идеальный добродетельный монарх (по Данте) НЕ= идеальному образованному монарху гуманистов
Гуманисты заняты человеком, но предполагали сдвиг от Бога ветхого завета к новому человеку, обновленному и возрожденному. Основа — слова апостольских посланников в Новом Завете.
Билет из волшебки: Гуманизм в эпоху Возрождения значил не то, что сейчас: в узком смысле это занятие “гуманистическими штудиями”, т.е. грамматикой, риторикой, историей, моралью и философией, обязательно на основе греко-римской образованности. Гум. в широком смысле слова – изучение всей полноты человеческой природы, как противоположности животного мира. Только тот человек, кто преодолел в себе природную дикость. Гуманисты стремились противопоставить средневековой концепции личности свою: признание за человеком права своими силами утверждать свое “я” в мире. Считалось, что возможности человека безграничны. Человек – смертный бог (оксюморон). Этот миф полнее всего выражен в искусстве Высокого Возрождения. Главная тема Выс. Возр. в Италии – прославление красоты и достоинства человека. Это воскрешало принцип единства прекрасного и доброго. Человек – в центре мира. Пико делла Мирандола писал, что человек стоит на земле, но головой касается неба. Такое положение человека для того, чтобы ему легче было проникнуть взором во все окружающее. Личность человека изначально Богом не предопределена, человек сам должен себя ковать.
Понятие гуманизма сочеталось с понятием гармонии. Мир и природа в средние века считались силами, которые мешаю человеку соединиться с Богом. В Ренессансе наоборот, поэтизация мира, гармонии человека и мира => убежденность в том, что в мире будут господствовать разум и просвещенность, где человек сможет осуществить себя. Возникали ренессансные утопии, всякие Телемские обители и миры рассказчиков “Декамерона”. Эти две штуки сильно отличались от “Утопии” Мора и “Города Солнца” Кампанеллы. У последних – не счастье индивида, а благополучие целого, строгая регламентация, фантастический мир, у Рабле и Боккаччо – стремление вписать идеальное общество в реальное пространство. Вот это и называется ренассансной утопией. Возникла она из-за убежденности, что “золотой век”, “полнота времен” уже наступила. Это библейское выражение в Средние века применялось для Царства Божия, в Ренессанс – для настоящего времени. Идеальный город – город, где жизнь человека очищена от беспорядков и представлена во всей полноте. Он видится как возможный, построенный. А потом – крах иллюзий.
15. Особенности композиции «Декамерона» Дж. Боккаччо (в том числе, значение рамы, 101-ой новеллы и т. д.)
(лекции с сайта, то же, что и в конспекте)
Джованни Боккаччо.
Много, сказанное о Петрарке применимо к Джованни Боккаччо (1313-1375), сына купца, финансистом, связанного с банкирским домом Барди. Он тоже профессиональный писатель: «занятием его жизни была благая поэзия». Он также человек, мифологизирующий свою жизнь, учённый занимающийся античными авторами, комментатор, биограф своих старших современников: Данте, Петрарки. Он фиксирует уже созданное в духовной империи, нарождающейся третей власти. Вокруг стареющего Боккаччо возникает первое во Флоренции первое гуманистическое сообщество: Салютари, Мирсилье, Траверсали. Ему также знакома раздвоенность, сомнения, а его последнее произведение «Ворон» считается своеобразным покаянием человека, который осознал нравственною недопустимость своих прежних произведений. Если Данте создаёт величественную сумму всех средневековых знаний в форме не временной потусторонней вертикали придает ей вектор религиозного обновления, то Боккаччо в своих 100 новеллах снимает другой срез, живой, человеческий. Это первая человеческая комедия в истории европейской литературы.
«Декамерон» (1348-1351).
Это тоже сумма посюсторонняя, погруженная в свое историческое время и имеющая свою чёткую авторскую цель: «развлечь, поддержать, утешить читательниц и преподать полезный урок, они узнаю, чего им надлежит избегать, а к чему стремиться». Полу дидактическая цель, но дидактики в чистом виде Боккаччо избегает. Кроме того, цель автора – пробудить сочувствие, участие в людях: «соболезновать страждущим – черта чисто человеческая». Она пишется для человека, переживающего или пережившего чуму. Из вступлению к Декамерону следует, что «воцарился невиданный упадок нравов».Боккаччо с помощью 10 своих рассказчиков рисует объективную картину современных нравов. Примерно 1\3 новел из 100 посвящена предметам серьёзным и людям, каковы они должны быть. Остальное – каталог грехов и пороков. 101 новеллу он читал сам о гусыне.
Боккаччо в след народной молве называет свою книгу «Принцем Галиота».
«виновна не книга, она лишь точно и нелицемерно воспроизводит действительности. Всё на самом деле происходило так, как об этом повествуют». Его рассказчики знают, что в их городе «царит роман, а не любовь и верность».
В основе жанра новеллы лежит новость.
Декамерон – широчайшее критическое обозрение на злобу дня в средневековой литературе в форме сборника отдельных новелл, вести Средиземноморского мира. Викторио Бранно, наиболее известный исследователь Боккаччо, назвал эту книгу «купеческой эпопей». Всем в Декамероне правит пополанский (народный) дух. Критическое обозрение такой ширины встретится лишь 2 века спустя.
Источники сюжетов: городской анекдот, религиозно-дидактический пример, сюжеты куртуазной поэзии и рыцарского романа, сюжеты античной литературы, устные рассказы флорентийских сюжетов. Происходит из многих жанров повествовательной позиции.
Композиция: значение рамы, сюжет чумы, значение 101 новеллы. Общество рассказчиков в раме – утопия, выборные короли и королевы, установление распорядка жизни, удовольствия рассказчиков разумны. Земной рай противопоставлен земному аду чумы, хаосу, разрушению всех связей, выявление человеческих пороков.
Декамерон – попытка силой разумного порядка преодолеть хаос. Десятиднев Боккаччо имеет в качестве непосредственно модели средневековый шестоднев, первые 6 дней сотворения мира.
Движение новелл: из глубины падение к вершине добродетели: от духовного отступничества к высокой смиренной любви. Но эта обрамляющая вертикаль не так явственна как у Данте. Земной мир и человек – забота Боккаччо. Не многие современники поняли его. Эту книгу моментально перевели почти на все европейские языки.
Материал из волшебки:
Рассуждая о композиции Декамерона необходимо говорить о двух точках зрения:
1) считается, что Боккаччо подражает Данте, изображая на протяжении Декамерона путь от «ада» к «раю», ведь первой новеллой является история сера Шаппелетто, отъявленного негодяя и грешника, а сотой новеллой служит рассказ о Гризельде, смиренной и терпеливой жене, претерпевающей все жестокие испытания, которые ей устраивает муж; таким образом как бы вырисовывается галерея пороков и добродетелей, того, от чего и к чему должен стремиться человек;
2) Нинель Ивановна склонна считать, что «дантовское» построение Декамерона является надуманным, т. к. на основе крайних двух новелл рассуждать о композиции не стоит, тем более что внутри книги, среди остальных новелл, отсутствует прямое «движение от порока к благодетели»; скорее Боккаччо просто представляет при помощи собрания новелл разнообразие мира, а темы дней, в которых «король» или «королева» просят рассказать о великодушии или влиянии судьбы, являются лишь связующим новеллы звеном, элементом «рамы».
Говоря о «рамах», подразумевают сюжетное «окаймление» новелл, и таких «рам» насчитывают две: «рама», заключающая в себе предисловие, «авторское отступление» примерно в середине книги и заключение автора, где автор рассказывает о том, что его побудило к написанию данной книги — желание усладить досуг прекрасных дам подобным чтивом, а также рассуждает о том, стоило ли ему браться за это дело и проч.; вторая «рама» являет собой описание чумы, буйствовавшей во время повествования и послужившей причиной создания общества Декамерона, а также повествование о самом обществе, его обычаях, передвижении и действиях — так вторая рама вводит повествователей новелл — компанию молодых людей, желающих удалиться прочь от чумы и заняться приятным времяпрепровождением. Притом чума являет, с одной стороны, собой воплощение кризиса прежнего порядка и мироустройства, а с другой — сюжетно — обосновывает пристойность любого поведения, ведь во время чумы в городе были отброшены все старые порядки, и все жили так, как могли, и «никто не удивился бы, если бы кто-нибудь одел себе на голову штаны», а также косвенно обосновывается и пристойность любых, даже самых скабрёзных историй, рассказываемых членами общества Декамерона. Так, в городе, где оставшиеся в живых выбирают между двумя путями жизни — строгой аскезой, как одни, или расточительное и развратное «пиршество во время чумы», образуется и выделяется общество новых людей, которые предпочитают уйти из зачумлённой области и попробовать создать новую формацию — утопическое общество. Общество это основывается на свободной воле, т. к. каждый волен делать то, что он желает для удовольствия своего и других, однако каждый день избирается новый «монарх», которого «коронуют» лавровым венком так, что каждый из участников общества празднует по дню; в обязанностях «монарха» лежит организация быта общества, а также выбор темы рассказов в день его правления; каждый же из членов общества обязан рассказывать для удовольствия себя и слушателей истории на предложенную «монархом» тему, за исключением Дионео, испросившего себе привилегию рассказывать истории, не подпадающие под тему дня, дабы развеселить слушателей, коли они будут утомлены чересчур умными или скучными предшествующими новеллами. Таков принцип расположения новелл в каждый день Декамерона: каждый из участников общества по очереди рассказывает новеллу, затем следующий рассказчик может, неким образом связывая предыдущую историю со своей, приступать к повествованию; предпоследним рассказывает свою историю сам «монарх», а последним — Дионео; притом каждый новый день Декамерона предваряется и заключается второй «рамой», в которой рассказывается о том, как проводили день до и после повествования новелл участники общества.
Превалирующие темы:
I день – тема религии и церкви (2-4, 6) + остроумные ответы и острые слова с неким нравственным уроком (3, 5 – 10). 3 и 6 – в обе группы.
II день – превратности и повороты судьбы (продолжается в V дне). 10 новелла – переход к III дню, т.к. превратность истолкована иронически.
III – чувственная любовь.
IV – любовь в более облагороженном, трагическом виде.
V – 1-3 любовная тема в связи с превратностями и приключениями (см. II день, IV, 3 и 4). Все новеллы этого дня заканчиваются счастливо. 4-10 – любовная тема. Мотивы IV и III дней.
VI – остроумные ответы, точнее, остроумное поведение.
VII – проделки жен, обманывающих мужей.
VIII – тема адюльтера (1, 2, 8). 1, 2, 4, 7, 8, 10 – мотив изобретательной мести в различных эротических историях. 3, 6 – озорные проделки Бруно и Буффальмако. (= IX, 3, 5, 8, 10).
IX – своей темы нет, продолжение уже начатых тем.
X – самый высокий регистр. Тема великодушия как высшего проявления человечности и доблести.
Достижением Боккаччо в «Декамероне» считается сведение в одном произведении новелл, ведущих своё произведение из разных литературных направлений — городских анекдотов и баек и рыцарско-куртуазных легенд. Этого Боккаччо добился возвышением описания любви и любящих в первой группе произведений (когда, например, крестьянка Гризельда (X, 10) являет собой верх добродетели и верности своему мужу), и принижением, «приземлением» вторых, когда история всадника, мстящего своей возлюбленной за её отказы и холодность (V, 8), используется для того, чтобы «вразумить» других дам, и те «становятся сговорчивей»). Также в произведении великолепно пародируются «экзампли», вид церковных нравоучений, где описывались примеры из жизни различных святых, который должны были вразумлять и призывать к покаянию прихожан (I, 1) (где описывается «замечательная жизнь» Святого Шаппелетто), византийские авантюрные романы (II, 7) (где раз за разом изображается одно и то же похищение красавицы, которая вместо того, чтобы беречь свою честь, каждый раз быстро забывает про старого возлюбленного и отдаётся новому похитителю; а после оказывается вновь дома, где говорит, что всё время странствий вела благочинный образ жизни, а после отправляется снова к жениху).
16. Основные черты европейского Ренессанса
Конспекты: Ренессанс — название условно и неточно, потому что оно заслоняет другие течения: неоплатонизм, герметизм, реформацию, натурфилософию. Эпоха неоднородна. Возрождением только назвать нельзя.
Возрождалась античная культура. Гуманисты сделали это. В итоге создали синтез античности с христианством.
Стремление к религиозному обновлению — причина неприятия консервативной схоластики. Жажда религиозного обновления была свойственна Эразму Ротердамскому (1466 — 1536) (нидерландский богослов, католик, ученый гуманист). Критиковал римскую церковь, создал концепцию светского богословия, подготовил перевод (критическое издание) Нового Завета. Но это не привело к разрыву с церковью. Стремился вернуть христианству тот изначальный дух, который призывал черпать из Евангелия и послания Апостола Павла. Возрождение — возрождение религии Христа.Искрення вера, духовная свобода, философия морали близка.
Мартин Лютер (1483 — 1546). Эразм и Лютер — типы, рожденные для противоборства: разум/страсть, эволюция/революция, культура/сила.
В 1517 году впервые выступил Лютер, многие сочли его последователем Эразма. Но они идейные антагонисты. Лютер хотел расколоть, а не обновить церковь. Трактат Эразма «О свободе воли» (воля может возвысить человека и человечество)/ Трактат Лютера «О рабстве воли» (благодать — единственный путь к спасению).
Гуманизм не создал свою философию, не стал идеологией масс, не создал оригинальной модели мироздания (но он и не стремился), не создал ренессансного государства (возможно, помешала реальная политика европейских дворов.Никто не хотел уступать свое место Богу). Есть основания полагать, что одной из целей было создание обновленного христианского государства в Европе, воплощения града Божиего на земле.
Архитектоника ада в «Божественной комедии» Данте.
Википедия:
Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — строительное искусство) — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам.
Материал из волшебки:
Пересказ АДА. Ад. Перед тем, как спускаться в ад, Лючия, Сиракузская целительница (живет в раю) лечит глаза Данте (он плохо видел), и после этого они с Вергилием отправляются в путь. У ворот ада они видят ничтожных людей, не сотворивших ни добра, ни зла, недостойных ни ада, ни рая. Также здесь - те ангелы, которые в борьбе Бога с Люцифером не взяли ничью сторону. Важно помнить, что именно здесь находится папа Селестин V. Этот папа до своего папства был отшельником. Он был призван принести в мир добро, но отрекся, сложил тиару и отдал ее папе Бонифацию VIII, который сотворил много бед Италии. Он не заслуживает себе места ни в аду, ни в раю, в поэме даже не названо его имя. И это несмотря на то, что церковь причислила Селестина к лику святых. Что касается Бонифация, то Данте еще при жизни определяет ему место в аду, говоря, что душа его уже давно погибла, а на земле – только тело. Дальше – река Ахерон, граница ада. Тут души ожидают, когда приедет Харони увезет их. Харон превращен у Данте в беса ада. Круг первый (Лимб).В Лимбе никто не страдает, все скорбят. Здесь находятся младенцы, которые умерли до крещения, а также добродетельные нехристиане, те, в чью эпоху христианства не было. Это, например, великие поэты: Гомер, Овидий, Вергилий, Лукан и др. Их удел – вечно скорбеть, поскольку им недоступно райское блаженство. Круг второй – сладострастники.В этом круге сидит Минос,также бес ада. Он обвивает свой хвост вокруг каждого вошедшего. Сколько раз его хвост обовьется вокруг грешника, на такой круг ему и нужно отправляться. Среди сладострастников – Елена Прекрасная, Парис, Ахилл, Тристан.Разговаривает Данте с Паоло и Франческой.Франческа была замужем за злым мужем, а Паоло был его братом. Однажды муж Франчески застал их вместе и убил. С тех пор они в аду. В этом круге грешников истязают ужасными порывами ветра. Третий круг ада – чревоугодники.Здесь находится Цербер, тоже бес. Он пугает грешников и кусает их, отрывая куски мяса. Среди страдальцев – некто Чакко(с итальянского - свинья). Это был известный флорентийский обжора. Четвертый круг– скупцы и расточители. Бес - Плутос (богатство).В этом кругу грешники поднимают огромные тяжести и бросают друг в друга. Пятый круг – гневные.Их Данте видит в реке Стикс, где они злобно нападают друг друга и топят в зловонном болоте. Данте с Вергилием садятся в лодку, но тут один грешник уцепляется в нее. Это Филиппо Ардженти, богатый флорентиец, известный бешеным нравом, один из личных врагов Данте, который после изгнания поэта из Флоренции завладел его имуществом. Данте смотрит на его муки без жалости. Тут перед Данте и Вергилием открывается город Дис. Название города происходит от греческого Dis, так греки называли Аида. В этом городе страдают за более тяжкие грехи. Дис охраняют фурии, но прилетает ангел и отворяет ворота. Шестой круг – еретики.За ересь погибшие души лежат в могилах. Здесь находятся эпикурейцы, а также Фарината– вождь гибеллинов, победивший партию гвельфов (сторонником которых был Данте). Он был последователем Эпикура. Здесь же – Кавальканте дель Кавальканти,отец друга Данте Гвидо. Один из грешников заявляет, что во Флоренции осталось только два праведника: Данте и Гвидо. В пятом круге мучается папа Анастасий V,причисленный церковью к лику святых. Его Данте карает за ересь, потому что этот папа попал под влияние еретика Фотина. Седьмой круг – насильники, тираны, убийцы, разбойники, самоубийцы, моты, богохульники, содомиты.Бесом ада является Минотавр, как результат извращений Пасифаи. Здесь же находится скала, которая треснула в тот момент, когда распяли Христа. Первый пояс круга – кровавая река Флегетон.Тираны, убийцы, грабители и насильники плавают в кипящей крови, и чтобы они не выныривали, их охраняют кентавры с заряженными луками. Здесь, например, мучается Аттила Бич Божий и Аццолино – знаменитый тиран XIII века. Он истребил большую часть населения Падуи. Дальше – лес самоубийц. Люди, покончившие с собой, превращены в деревья, а в лесу летают гарпии и ломают ветки, принося деревьям невыносимую боль. Среди самоубийц – Пьер дела Винья, любимец императора Фридриха II. Он был обвинен в измене и ослеплен. Не выдержал и разбил голову об стену. Третий пояс седьмого круга – огненная пустыня.Здесь на развратников падает огненный дождь. Среди них – Франциск Д’Акоппо, епископ флорентийский.Восьмой круг (Злые щели, их 10) – обманувшие, сводники и обольстители, прорицатели, взяткодавцы, лицемеры, воры, лукавые советчики, зачинщики раздора, подельщики (слов, денег). Здесь самый известный – Улисс и Диомед, лукавые советчики, из-за которых пала Троя. Спуск в ад завершается замерзшим озером Коцит.Здесь находятся обманувшие доверившихся, предатели родины, родных, единомышленников, друзей, предатели благодетелей, величества божественного и человеческого. В центре холодного озера плачет и испытывает адские муки Люцифер. У него три лица. Первое, красное, символизирует гнев, второе, черное – зависть, третье, желтое – бессилие. В центральной пасти он держит Иуду, в двух других – Брута и Кассия, предателей Цезаря. После этого Вергилий и Данте садятся на спину Люцифера и летят в Чистилище.
Конспект + материал с волшебки:
Структура ада.
· У ворот ада – ничтожные, не сотворившие ни добра, ни зла, и ангелы, державшие нейтралитет в борьбе Бога и Люцифера; ("Взгляни и мимо»)
· Ахерон – река, граница ада;
· Ахерон, Стикс, Флегета, сливаясь, образуют ледяное озеро Коцит;
I. Невоздержанность:
· Круг Первый (Лимб) – языческие философы, Гомер, Овидий, Сократ, Эней, Юлий Цезарь, Вергилий, некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане. Это пограничная черта Ада,скорбь без боли. Данте видит разрешение в Лимбе — Христос спускался в Ад после крестной смерти и перед воскресением, искупив первородный грех, и вывел ветхозаветных праведников (следы землетрясения в Иерусалиме — символ спуска) в рай. Представления о Лимбе нет в Писании и в церковных преданиях. Лимб - позднее учение Фомы Аквинского (XIII век);
· Круг Второй – сладострастники кружатся в безумном вихре;
· Круг Третий – поддавшиеся обжорству находятся в нечистотах.
II. Буйное скотство:
· Круг Четвертый – скупцы и расточители идут «стенка на стенку»;