Тема 4. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Вопросы и задания:

1. Общество как саморазвивающаяся система. Социальное развитие: понятие, источники, субъекты и движущие силы.

2. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Общественный прогресс, его критерии, виды и типы.

3. Формационный, цивилизационный, культурологический и синергетический подходы к анализу исторического процесса.

4. Цивилизация как всеобщая форма существования человечества. Противоречивость и целостность современной цивилизации.

5. Природа и общество: диалектика взаимосвязи.

6. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность, типология, пути решения. Проблема будущего человечества в философии.

7. Напишите доклад по одной из глобальных проблем современности.

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

2. Егоров В.С. Философия открытого мира. – М., 2002.

3. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология/ Под ред. В.Л.Иноземцева. – М., 1999.

4. Семенов Ю.И. Философия истории. – М., 2003.

5. Хайек Ф.А. фон. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. – М., 2003.

6. основы философии в вопросах и ответах/Под ред. Е.Е.Несмеянова. – Ростов-на-Дону, 2002.

Следует иметь в виду, что общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, экономической теории, демографии, социологии и т.д. Поэтому необходимо выявить своеобразие философского под­хода к изучению общественных процессов. Философский смысл понятия об­щества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Проследите, как в истории философии рассматривались основные типы таких связей: духовные /Августин, Фома Аквинский/, конвенциональные /философы 17 - 18 вв./, материальные, основанные на взаимодействии людей /К. Маркс/. Другая сторона проблемы состоит в ответе на вопрос, почему, на основе каких закономерностей происходит объединение людей в некое единое целое, в общественный "организм". Отвечая на этот вопрос, рассмотрите три основных подхода: натуралистический /А. Чижевский, А. Гумилев, Ш. Монтескье, Л. Мечников и др./, идеалистический /Гегель, 0. Конт, Ф. Достоевский и др./, материалистический /К. Маркс/.

Отметим, что все возможные способы объяснения общества и хода ис­тории имеют нечто общее, а именно представление о системной организа­ции данного феномена и закономерностях его саморазвития.

Тообстоятель­ство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практи­чески никем из мыслителей прошлого и настоящего. Системная характерис­тика общества понимает его как определенную целостность, объединяющую индивидов разнообразными связями и отношениями. Общество - продукт че­ловеческого бытия и непременное условие существования самого человека. Общество - специфическое, надприродное, не имеющее аналогов в материальном мире творение человека. Проведите различия между природными и социальными системами. Докажите, что движущие силы развития общест­ва - это существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества. Проанализируйте структуру движущих сил общественного развития: природные факторы /де­мографические, географические, климатические/, общественные /матери­ально-экономические, социальные, политические, духовные, объективные и субъективные/. Раскройте содержание понятия «субъект» как носителя та­кой деятельности, которая приводит к общественнозначимым изменениям. Охарактеризуйте основные уровни субъектов социального развития: инди­вид; социальная группа; человечество в целом.

Дайте развернутую характеристику основных структурных элементов общества: экономики, обеспечивающей производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; политики, осу­ществляющей общее руководство и управление обществом; социальной сфе­ры, регламентирующей потребление и распределение всех благ и духов­но-культурной подсистемы, позволяющей человеку реализовать свои духов­ные потребности.

Покажите, что характер объединения элементов в систему трактуется в философии в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Поэтому основной системообразующий фактор мо­жет быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей. Приведите примеры конкретных теоретических моделей общества в соот­ветствии с этими критериями. Раскройте содержание понятий "формация", "цивилизация", "культура", показав их соотношение.

Следует подчеркнуть, что современная соци­альная философия выделяет следующие основные свойства общества как це­лого: самодеятельность, самоорганизацию, саморазвитие, самодостаточ­ность.

Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но и его подсистемам, то свойство самодос­таточности присуще только обществу в целом. Самодостаточность как спо­собность системы своей собственной деятельностью создавать и воссозда­вать все необходимые условия современного существования, производить все нужное для коллективной жизни - главное отличие общества от его составных частей. Раскройте содержание основных понятий, связанных с проблемой развития общества: "процесс", "функционирование", "измене­ние", "прогресс", "регресс", "эволюция", "факторы развития".

Изложите основные проблемы, отражающие характер развития общест­ва: направленность совершающихся в обществе изменений; источники или факторы развития; формы, в которых осуществляется развитие. При расс­мотрении первой из указанных проблем нужно раскрыть содержание понятий детерминизма и индетерминизма /волюнтаризма/. Охарактеризуйте функцио­нальные, природные, экономические, духовные факторы /причины/ общест­венных изменений. Раскройте содержание основных форм социального изме­нения: реформы и революции, их взаимосвязь и отношения.

Отметьте, что филосо­фия истории /термин, введенный в науку Вольтером/ как попытка осмысле­ния сути развития общества, его идеалов и целей возникла еще в антич­ности и связана с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха, Августина, Лейбница, Монтескье, Гегеля, Шопенгауэра, Шпенглера, Тойнби и других выдающихся мыслителей прошлого и настоящего. Все они, так или иначе, пытались найти и обосновать какой-то один фактор исторического развития /монизм/ или суммы многих факторов /плюрализм/.

Покажите, что в социальной философии уже давно идет спор о том, движется ли мир к единой цивилизации, ценности которой станут достоя­нием всего человечества, или сохранится и даже усилится тенденция к культурно-историческому многообразию, и общество будет представлять со­бой совокупность ряда самостоятельно развивающихся цивилизаций. Приве­дите аргументы сторонников этих подходов. Охарактеризуйте черты, поз­воляющие говорить о единстве и целостности современного мира: в сфере экономики, в политической сфере, в духовно-нравственной сфере, в соци­альной сфере.

Раскройте понятие общечеловеческой, земной цивилизации как одной из форм жизни во Вселенной, используя взгляды русских философов-космистов.

Покажите, какие существуют в философии точки зрения по проблемам направленности и пределах исторического процесса.

Введите понятие цивилизации как всеобщей формы существования и развития человечества. Выделите основные этапы развития мировой цивилизации.

Ответьте на вопрос, существует ли такой субъект деятельности (действующий агент истории) как человечество. Раскройте два основных подхода к решению этого вопроса в социальной философии.

Покажите, как от поколения к поколению нарастала целостность че­ловечества, утверждалась гомогенность всеобщей истории. Дайте объясне­ние, почему этот процесс ускорился с развитием капитализма.

Докажите, что целостность истоков, целостность современного сос­тояния и целостность будущего ассоциированного человечества - разные ступени, выражающие нарастание единения рода людей.

Во втором вопросе подробнее остановитесь на характеристике совре­менного этапа развития земной цивилизации. Покажите ее общечеловечес­кий характер. Докажите, что многообразие и одновременно единство и це­лостность суть отличительные черты современной цивилизации. Перечисли­те и проиллюстрируйте основные черты в сфере политики, экономики, со­циальной и культурно-духовной подсистеме, которые свидетельствуют об общечеловеческом характере современной цивилизации.

Обоснуйте вывод, что на исходе XX века перед человечеством все более четко вырисовывается историческая задача создания модели сложной общественной системы, сочетающей в себе максимум экономической эффек­тивности и максимум условий для обеспечения свободы личности, ее всестороннего развития и самовыражения.

Дайте характеристику глобальных проблем современности, выявите их специфику. Следует выяснить также, в чем их исторические истоки и причины обострения на современном этапе развития человеческого общества, и постараться ответить на вопрос: оп­равданы ли такие подходы, которые усматривают кризисную ситуацию глобальных проблем либо в самом прогрессе цивилизации, либо в "биологи­ческой природе человека"?

Рассмотрите основные типы глобальных проблем современности. Раск­ройте соотношение и взаимосвязь глобальных проблем, возможные последс­твия их обострения. Перечислите реальные пути решения глобальных проб­лем.

Покажите значение гуманизма как ценностной основы решения гло­бальных проблем современности. Далее отметьте, какие научно-техничес­кие, экономические и политические предпосылки необходимы для оптималь­ного решения глобальных проблем.

Охарактеризуйте футурологию как науку, охватывающую разработку концепций будущего, анализирующую возможные перспективы социальных процессов. Обоснуйте положение о социальном предвидении как опережающем отражении действительности, необ­ходимом условии целесообразной деятельности людей. Соотнесите понятия "социальное предвидение" и "социальное прогнозирование". Учитывая, что социальное предвидение в современных условиях становится результатом коллективного систематического и комплексного исследования представи­телей различных отраслей научного знания, покажите, какие обстоятель­ства определяют степень его достоверности и научности. Дайте характе­ристику основных методов социального прогнозирования и типов социальных прогнозов.

V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

1. Философия: понятие, предмет, социальные функции.

2. Философия как мировоззренческая система. Взаимосвязь основных исторических типов мировоззрения.

3. Философия и наука.

4. Космоцентризм античной философии.

5. Философские системы Платона и Аристотеля.

6. Теоцентризм средневековой философии.

7. Философское учение Фомы Аквинского.

8. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

9. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт.

10. Механико-метафизический материализм XVII в.: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц.

11. Сенсуалистская философия Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма.

12. Проблема человека и общества в философии Просвещения: Ф.М.А. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.

13. Классическая немецкая философия: основные представители и проблематика.

14. Философия И. Канта.

15. Философская система и метод Г.Ф.В. Гегеля.

16. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

17. Рациональная философия ХХ в. и проблема познания / нео- и постпозитивизм, неокантианство, герменевтика.

18. Иррационализм и проблема человека (философия воли Ф. Ницше, философия жизни А. Бергсона, неофрейдизм).

19. Существование и сущность человека (экзистенциализм, прагматизм, антропологическая философия).

20. Проблема общества в современной западной философии сциентизм и антисциентизм.

21. Традиции, основные периоды и особенности развития отечественной философии.

22. Проблема исторической судьбы России в отечественной философии.

23. Русская религиозная философия XIX - XX в.в.

24. Философская мысль в советский период.

25. Материалистическая традиция в философии России.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ.

  1. Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества.
  2. Исторические типы мировоззрения. Философия и наука.
  3. Космоцентризм античной философии. Раннегреческая натурфилософия.
  4. Философские системы Платона и Аристотеля.
  5. Теоцентризм средневековой философии. Основные проблемы и этапы развития.
  6. Философия Августина и Фомы Аквинского.
  7. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
  8. Новая философская картина мира в трудах Н.Кузанского, Дж.Бруно.
  9. Социальная философия Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанелла.
  10. Основные направления и проблематика философии Нового времени.
  11. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза.
  12. Философия Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро.
  13. Немецкая классическая философия. Философские взгляды И.Канта.
  14. Система и метод философии Гегеля.
  15. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
  16. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
  17. Иррациональная философия: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор.
  18. Исторические формы позитивизма.
  19. Основные философские направления 20 века.
  20. Специфика и основные этапы развития отечественной философии.
  21. Основные направления русской философии 19 века.
  22. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии: А.С.Хомяков, А.И.Герцен.
  23. Русская религиозная философия 19-20 вв.
  24. Советская философия.
  25. Бытие как философская проблема.
  26. Материя и дух. Материализм и идеализм.
  27. Категория «материя» и ее значение для философии.
  28. Движение, пространство и время как философские категории.
  29. Проблема метода в философии. Противоположность диалектики и метафизики.
  30. Философская картина мира. Разные способы видеть мир.
  31. Диалектика как учение о всеобщих связях, изменении и развитии.
  32. Категории, законы и принципы диалектики.
  33. Природа и сущность сознания. Структура сознания.
  34. Сознание и бессознательное.
  35. Проблема происхождения сознания.
  36. Индивидуальное и общественное сознание, их взаимосвязь. Структура общественного сознания.
  37. Познание, его возможности и границы. Знание и вера. Проблема познаваемости мира.
  38. Структура познавательной деятельности. Чувственная и рациональная ступени процесса познания.
  39. Многообразие форм знания, состав знания. Вненаучное знание.
  40. Проблема истины и ее проверки. Современные концепции истины.
  41. Научное познание и его специфика. Роль науки в развитии общества.
  42. Методы научного познания.
  43. Проблема ценностей в философии. Структура и иерархия ценностей.
  44. Нормы, идеалы, ценности. Сущность морали.
  45. Мир эстетики. Искусство, его сущность, структура.
  46. Природа и общество: диалектика взаимосвязи.
  47. Понятие общества в философии.
  48. Общество как развивающаяся система. Источники саморазвития общества.
  49. Основные сферы общественной жизни, их взаимоотношения.
  50. Проблема человека в философии.
  51. Природа и сущность человека.
  52. Проблема антропосоциогенеза
  53. Личность и общество, их взаимосвязь.
  54. Проблема свободы и ответственности. Свобода и необходимость.
  55. Смысл и цели жизни человека.
  56. Личность: понятие и структура.
  57. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Детерминация социального развития.
  58. Культура и цивилизация. Человек в системе культуры.
  59. Сущность общественного прогресса, его критерии и типы.
  60. Вопрос о смысле и направленности истории в философии. Единство и многообразие мировой истории.
  61. Проблема периодизации всемирной истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
  62. Научно-техническая революция: истоки и социальные последствия.
  63. Глобальные проблемы современности.
  64. Современная цивилизация и будущее человечества.

VI. Методические рекомендации студентам

В рамках курса «Философия» предусмотрены следующие виды самостоятельной подготовки студентов:

Работа на семинарах

Студенты должны показать систему философских знаний, уметь ориентироваться в истории философии, прослеживать единство в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов на человека. Курс призван привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, развивать способность самостоятельного анализа и осмысления важных мировоззренческих проблем на основе учебной и теоретической литературы. Выступления на семинаре показывают умение студентов в устной форме четко и доказательно высказать свое мнение по проблеме. 7 задание плана семинаров выполняется по желанию студента для получения дополнительных баллов.

Конспект произведения русского философа

По личному выбору студент изучает какой-либо философский текст и делает подробный конспект, выделяя узловые проблемы, смысловые центры, спорные положения. В заключении высказывается собственное отношение к позиции философа.

Сводная таблица «Диалектика как общая теория развития».

На основе учебной и теоретической литературы студенты должны кратко систематизировать материал по следующим разделам:

Диалектика: исторические типы Категории диалектики Принципы диалектики Законы диалектики
       

Обязательно в конце таблицы должен быть сформулирован самостоятельный вывод о роли и месте диалектики в познании мира. Необходимо показать умение работать с источниками и тезисно излагать материал.

Сочинение «Проблема смысла жизни человека в философии».

Работа носит творческий характер. На основе теоретической, учебной литературы и произведений конкретных философов студенты должны в письменной форме дома изложить свои взгляды на проблему по следующему плану:

  1. Понятие «смысл жизни» в философии.
  2. Основные теоретические подходы к вопросу о смысле человеческого существования.
  3. Мое отношение к данной проблеме.

Объем сочинения ограничен 3-15 стр.

Доклад «Глобальные проблемы современности».

Задача студента дать письменный анализ одной из глобальных проблем современности. В ходе работы следует раскрыть следующие вопросы: какие проблемы относятся к разряду глобальных, почему указанная проблема является таковой, каковы пути решения этой проблемы. Объем доклада – 3-5 стр.

Реферат

Тема реферата выбирается по последней цифре номера зачетной книжки студента. Студент защищает содержание написанного им и проверенного преподавателем реферата в личном собеседовании. Реферат – письменная работа объемом не менее 0,5 п.л. (12 стр.) может быть представлен как:

1) краткое изложение содержания философского произведения конкретного мыслителя (например: «Этика» Б.Спинозы);

2) анализ трудов философа по определенной проблеме (например: Проблема свободы в творчестве Н.А.Бердяева);

3) краткий обзор философских исследований разных авторов по одной проблеме (например: Проблема свободы воли в немецкой классической философии).

Работа над рефератом включает следующие этапы:

- выбор и формулировка проблемы;

- составление плана исследования;

- поиск и подбор литературы;

- работа с источниками, систематизация материала;

- анализ собранного материала, разработка собственного видения проблемы;

- письменное оформление реферата.

Содержание реферата должно включать:

а) введение, где обосновывается актуальность избранной проблемы, степень теоретической разработанности ее (краткий анализ литературы по теме реферата), цель и задачи исследования, новизна собственного подхода;

б) основную часть, где раскрывается и логически обосновывается алгоритм решения проблемы, путем разложения ее на два-три конкретных вопроса (каждый из которых может иметь подвопросы);

в) заключение, где формулируются собственные выводы по теме исследования, даются теоретические и практические рекомендации.

В реферате студент должен раскрыть тему, самостоятельно и аргументировано исследовать проблему, показать навык работы с теоретическими источниками, выразить собственную позицию по обозначенной проблеме.

Оформление реферата:

Реферат может быть представлен в рукописной и печатной формах. На титульном листе сообщается, в каком институте и по какой кафедре проведено исследование, название реферата, автор (фамилия, имя, отчество, студенческая группа). Страницы текста должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, но он не нумеруется, на следующей проставляется цифра «2» и т.д.

На протяжении всего реферата необходимо сохранять единообразие в расположении текста, заголовков, примечаний, в применении сокращений. Все ссылки на источники, на конкретных авторов, особенно при прямом цитировании, обязательно оформляются сносками, либо постраничными, либо в приложении, либо отправляющими к списку литературы. На всем протяжении реферата следует придерживаться какого-либо одного способа оформления сносок.

В конце реферата помещается библиография. Она представляет список использованной для написания реферата литературы. Объем литературы не ограничен, но должен включать не менее 5-10 теоретических источников по проблеме. Оформление литературы и сносок должно отвечать библиографическим правилам. Небрежно оформленные, содержащие грамматические ошибки, не отвечающие рекомендациям по содержанию и оформлению рефераты, могут быть возвращены студенту для доработки.

Зачет

Зачет по курсу «Философия» проводится в форме устного собеседования по одному из предложенных вопросов (см. вопросы к зачету). Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Студент должен не только назвать философские направления и перечислить имена философов, но и раскрыть содержание концепций и философских систем. Зачет может быть проведен в форме тестирования (4 варианта по 40 вопросов). Тест носит закрытый характер. Студенты должны из предложенных вариантов ответа выбрать один правильный. Для получения оценки «зачтено» необходимо правильно ответить не менее чем на 20 вопросов.

Экзамен

Проводится в устной форме по билетам. В билете содержится 2 вопроса, отражающих содержание основных разделов философского знания. Студенты должны показать знание предмета философии, иметь представление об основных принципах философствования, методологических подходах к познанию мира, на основе философских концепций раскрыть проблемы сущности и смысла жизни человека, взаимосвязи природы и общества, ценностей, свободы человека, противоречий развития современной техногенной цивилизации, будущего человечества и т.п. Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Студент должен не только назвать философские направления и перечислить имена философов, но раскрыть содержание концепций и философских систем. Итоговая оценка на экзамене может включать в себя призовые баллы за активную работу на семинарах, выполнение дополнительных домашних письменный заданий. Возможно проведение экзамена в письменной форме (тест). Критерии оценок: «отлично» - 40-39 правильных ответов; «хорошо» - 38-30; «удовлетворительно» - 29-20; «неудовлетворительно» - 19-1.

IX. Основная литература

1. Бучило Н.Р., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – 4-е изд. – СПб., 2004.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 2001.

3. Ермакова Е.Е. Философия. – М., 2002.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М., 2002.

5. Философия: Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. В.П.Кохановского. – 6-е изд. – Ростов –на - Дону, 2003.

Дополнительная литература

1.Бессонов Б.Н. Философия: курс лекций. – М., 2002.

2. Горелов А.А. Философия: Учебное пособие. – М., 2001.

3. Коплстон Ф. История философии: Древняя Греция и Древний Рим. – Т.2. М., 2003.

4. История философии: Учебник для вузов/Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова и Д.В.Бугая. – М., 2005.

5. Основы современной философии: Учебник для вузов/Отв. ред. М.Н.Росенко. – 3-е изд., СПб., 2001.

6. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М., 2000.

7. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для вузов. – М., 2002.

8. Титов В.Р. Философия: Учебник для вузов. – М., 2003.

9. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов/Под общ. ред. В.Л.Калашникова. – 2-е изд. – М., 2003.

10. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

11. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 2002.

12. История русской философии/Ред. А.И.Абрамов и др. – М., 2001.

13. Философия: Прошлое и настоящее/Под ред. А.М.Руткевича. – М., 2003.

14. Философское учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник для вузов/Отв. ред. В.Г.Кузнецов. – М., 2003.

Наши рекомендации