Религия, мораль и право: философия морали и философия права религии.
В истории философии используются близкие по смыслу понятия: мораль, нравственность, этика. Науку, которая была призвана изучать данные этические добродетели, выявлять достоинство того или иного характера человека, Аристотель назвал этикой. Таким образом, уже изначально эти два понятия означали разное, хотя в разговорном языке они порой совпадали (и по сей день некоторые авторы не делают различия между понятиями «этика», «мораль» и «нравственность»). Однако все же необходимо различать мораль (нравственность) как объект ее изучения, а этику как определенную часть, отрасль философского знания.
Мораль – (от лат. moralis – нравственный), особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Термин «мораль» – и по содержанию, и по истории возникновения – латинский аналог термина «этика». В латинском есть слово «mos» (множественное слово – «mores»), соответствующее древнегреческому этосу и обозначавшее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. Цицерон образовал прилагательное «моральный» (moralis). Уже позднее, приблизительно в IV веке, появляется слово «мораль» (moralitas). В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной – этикой.
Нравственность – понятие образовано от слова нрав – обычай. В русском языке есть термин «нравственность», являющийся эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Проблема морали в истории философии103. Античная этика была, прежде всего, учением о добродетелях, о добродетельной личности. Она исходила из убеждения, что нравственное совершенство личности доступно ей самой. Она показала, что мораль или нравственность выступает как совокупность нравственных качеств человека, как максимальное развитие возможностей личности, которое служит основой социальной гармонии. Таким образом, целью этики провозглашалось преобразование личности, ее нравственное возвышение.
Важнейшие элементы морали являются: нравственное сознание, нравственное чувство, нравственные нормы, нравственные оценки.
Нравственные чувства – это чувства любви, сострадания, благоговения, стыда, совести, ненависти, злобы и др. Нравственные чувства отчасти являются врождёнными, т.е. присущими человеку от рождения, данные ему самой природой, а отчасти они поддаются социализации и воспитания. Уровень развития нравственных чувств субъекта характеризует нравственную культуру данного субъекта. Нравственные чувства человека должны быть обострёнными, чутко и правильно реагирующими на происходящее. Выдающийся моралист XX века Альберт Швейцер писал, например, о совести, что «чистая совесть есть изобретение дьявола»104. Вл. Соловьёв в качестве субъективной основы морали принимал три чувства, которые считал врождёнными у человека, и уже потому общечеловеческими – это стыд, сострадание и благоговение.
Нравственное сознание – это совокупность определённых чувств, воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла. В нравственном сознании обычно выделяют два уровня: психологический и идеологический. При этом необходимо сразу же выделить различные виды нравственного сознания: оно может быть индивидуальным, групповым, общественным. Но в истории общества требования морали часто вступали в противоречие с устремлениями индивида. В нравственном сознании это отразилось в виде мысли об извечном конфликте между склонностью и долгом, практическим расчетом и возвышенном мотивом, что послужило основой для формирования ригористической традиции, в русле которой находятся этические концепции стоицизма, кантианства, христианства, восточных религий.
Нравственная норма – это правило действий человека, сформулированное его разумом на основе тех или иных моральных ценностей. Нормы рассматриваются в этике как один из важнейших элементов нравственности в целом. И это связано с регулятивной функцией морали как её важнейшей социальной функцией. Однако нормы играют важную роль не только в морали, но и в праве, в политике, в религии и в других сферах деятельности. Каково соотношение между нравственными и юридическими нормами как основными видами социальных норм? С формальной стороны нравственные и правовые нормы могут и не различаться. В структуре нравственной нормы, как и в правовой норме, выделяются, во-первых, диспозиция, выражающая содержание и характер требования, во-вторых, гипотеза, которая указывает на условие исполнения нормы, в-третьих, санкция, выражающая способы или средства обеспечения её дееспособности. В основе норм лежат те или иные ценности. Собственно, норма – это определённое требование к поведению субъекта по реализации той или иной ценности. Количество нравственных норм и принципов не ограничено. В течение жизни они могут изменяться, дополняться, уточняться.
Нравственная оценка. Моральная оценка должна быть максимально объективной, т.е. учитывать все компоненты поступка в их взаимосвязи и по возможности конкретной, т.е. основанной на анализе условий, в которых совершено оцениваемое действие. Кроме того, отдельный поступок следует оценивать в контексте всей нравственной предыдущей деятельности для того, чтобы понять является ли конкретный поступок типичным для субъекта, вытекающий из его ценностных ориентаций. Безусловно, любая моральная оценка предполагает субъективную эмоциональную сопричастность, что может повлиять на объективность анализа. Причем дисгармоничность эмоционального и рационального не всегда свидетельствуют о неправильности оценки. Интуитивная, эмоциональная реакция нравственно развитой личности может быть более адекватной, чем рациональный анализ ситуации. Чаще всего в своей оценке субъект опирается на собственный опыт как единственно достоверную для него реальность. Поэтому никто не застрахован от заблуждений и неверных моральных оценок. Объективная оценка морального поведения другого – показатель собственной моральной зрелости.
Этика (греч. ethika, от ethos – обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность105. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. Аристотель пишет: «Свое название, если нужно исследовать истину исходя из буквы (а это, пожалуй, нужно), этическая добродетель получила вот откуда: слово ethos нрав, происходит от слова ethos, обычай, так что этическая добродетель называется так по созвучию со словом привычка. Уже отсюда ясно, что ни одна добродетель внеразумной части души не возникает в нас от природы: что существует от природы, то уже не изменится под влиянием привычки»106. В дальнейшем Аристотель образовал от этого слова прилагательное «этический», чтобы обозначить им группу добродетелей (качеств), относящихся к характеру человека – мужество, умеренность, щедрость, доброжелательность и т.п.
От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы – учение о субстанции и ее модусах. Этика – наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т.н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.
Категории этики. В истории этики сложилась система категорий, которые отражают в своем содержании нравственные ценности общества. В число основных категорий включены: добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, любовь, дружба, смысл жизни. Эти категории являются не только теоретическими понятиями этики, но и основными понятиями морального сознания, которыми пользуется человек, оценивая те, или иные поступки людей, и через которые общество осуществляет моральную регуляцию поведения людей.
Счастье. Это такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, обозначает наиболее полное воплощение человеческого предназначения. Еще в древнегреческой этике делали различие между эвтихией – благосклонностью судьбы – и эвдемонией – способностью чувствовать эту благосклонность, чувством счастья. Эвтихия – ценность, основанная на отношении вещей, а эвдемония – ценность блага, относящаяся к внутреннему состоянию. Обе ценности этического значения не имеют. Чувство счастья зависит не от достижения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым. Но способность быть счастливым относится к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни.
Понятие счастье не просто характеризует определенное конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно для него является блаженством. Счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала. Состояние полного, высшего удовлетворения, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия. Поэтому понятие счастья имеет нормативно-ценностной характер. Одно из первостепенных выражений счастья заключается в удовлетворенности человека тем, как складывается у него жизнь. Но это вовсе не значит, что счастье субъективно. За субъективным чувством и представлением о счастье обязательно стоит какой-то образец счастья. Не случайно А.Толстой писал: «Счастье есть ощущение полноты физических и духовных сил в их общественном применении».
Формула счастья. Английские ученые «вывели» формулу счастья. Ученые опросили тысячу человек. На основе ответов на вопросы они открыли формулу: Счастья = Р + (5×Е) + (3×Н), где Р – означает «личностную характеристику» (сюда входит мировоззрение, способность адаптироваться к новым условиям, способность переносить невзгоды), Е – это «бытие» (в это
понятие разработчики вложили состояние здоровья, финансовую стабильность, дружбу и пр.), а Н – это индекс «высших стандартов» (самоуважение, амбиции и даже чувство юмора). Насколько эта формула соответствует реальному счастью каждый может подсчитать самостоятельно, однако счастье не только не поддается математической формализации, но и ускользает от строгой философской рефлексии в мир, не поддающихся однозначным определениям чувств, образов, тончайших оттенков индивидуального мироощущения. В истории культуры сформировалась прикладная этическая дисциплина о счастье – фелицитология.
Философия религии. Вопросы религии интересовали философию с давних времен. Философское осмысление сущности религиозного комплекса, представляющего собой целостное единство религиозного сознания, религиозной деятельности и религиозных организаций всегда было в центре внимания философии.
Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Существуют различные типы человеческих представлений о богах: политеизм (язычество) представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни; пантеизм – вера в Бога, тождественного природе и миру в целом; деизм – идея Бога – Творца универсума, не вмешивающегося в человеческую историю; монотеизм или теизм (эти понятия часто используют как синонимы) – вера в единого Бога – высшее Бытие, личное и моральное, Творца, ответственного за свое творение.
Философия религии – это философское мышление, имеющее религию в качестве своего предмета. Философствовать о религии может не только верующий, но и атеист, и агностик. Философия религии принадлежит философии, а не теологии. Это такое философское мышление, которое проясняет сущность и способ бытия религии, отвечает на вопрос: Что есть религия как таковая?
Первобытные формы религии. К первобытным формам религии относятся такие религии как фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, табу, шаманизм, культ животных и предков, Вуду и сантерия. Эти формы религии имеют следующие особенности:
1) Древние люди поклонялись непосредственно материальным предметам, природным явлениям, животным и растениям, которые наделялись сверхъестественными свойствами и качествами. Почитание сводилось к их невидимости, неосязаемости или неуязвимости;
2) Смешение жизни и культа: неукоснительное соблюдение обрядов, правил и предписаний;
3) Каждое племя имело свои собственные религиозные культы: одни поклонялись животным, а другие верили в чудодейственную силу умерших предков. В настоящее время не менее 100 млн человек: из них 80 млн от этого числа живут в Африке, 18 млн – в Азии и Латинской Америке и около 2 млн в Австралии и Океании.
Мировые религии. Наиболее значимые из религий являются мировые религии: буддизм, христианство и ислам.
Буддизм – древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н.э. Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества. Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.
Христианство – самая распространенная мировая религия, насчитывающая в своих рядах более 2 млрд человек (минимальные данные –
1,4–1,5 млрд). Оно сформировалось в начале I в. н.э. в Палестине – исторической области в Западной Азии, на территории которой располагаются современные государства Израиль, Сирия и Иордания. Христианство, одна из трех т.н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм.
Православие – одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9–11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с кон. 10 в. (см. Крещение Руси), с 1448 Русская православная церковь. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих.
Католицизм – одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских государствах, среди верующих католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии. Последователи католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Литве), в западных областях Белоруссии, Украины. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054–1204; в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр – папство, глава – римский папа, резиденция которого – Ватикан. Источники вероучения – Священное писание и Священное предание.
Особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. С 60-х гг. в католицизме проводится модернизация догматики, культа, организации и политики. Ок. 900 млн приверженцев (1990).
Протестантизм – (от лат. protestans, род. п. protestantis – публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения – Священное писание. В 19–20 вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения). Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Общее число приверженцев протестантизма ок. 325 млн человек.
Ислам (араб., букв. – покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи – мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель – Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому богу – всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком – посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат). В Казахстане в последние годы интенсивно (не без помощи государства) расширяется сеть для отправления религиозного культа. В Республике насчитывается свыше полутора тысяч мечетей. Больше всего их в Южно-Казахстанской области – около 500107;
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.
Число последователей ислама оценивается в 880 млн (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Основные направления – суннизм и шиизм.
Сунниты – в буквальном смысле этого слова – мусульмане, которые руководствуются «сунной» – сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм – доминирующая ветвь ислама. «Сунна» объясняет священную книгу мусульман – Коран – и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование «сунне» главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких-либо модификаций. В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями «сунны».
Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает «приверженцы» или «партия Али». Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников – Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка. Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов. В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю – в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.
Современное состояние религии. Кризис традиционного теизма проявляется в различных формах. Наиболее ранние формы кризиса – ереси и атеизм. В современном теизме все больше проявляются такие кризисные формы как клерикализм и фундаментализм.
Ереси (от греч. hairesis – особое вероучение), в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов; в России – стригольников. В переносном смысле – отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое; заблуждение.
Догматика христианской апологетики уже на ранних ее этапах подвергалась критике. Одними из первых ересеархов были Арий из Александрии и Несторий из Константинополя.
Атеизм (франц. atheisme, от греч. безбожный) – исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека, отрицание существования каких-либо сверхъестественных сил, например, Бога, богов, духов, других внематериальных существ, или отсутствие веры в их существование. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.
Как правило, в странах с высокими экономическими показателями уровень религиозности относительно низок, единственное исключение – США. Совершенно иная ситуация в развивающихся странах: как правило, чем беднее страна, тем важнее для населения религия. В исламских странах, таких как Иран, Судан, Пакистан и Саудовская Аравия религиозно-правовой нормой является шариат, по которому отказ от ислама расценивается как измена и наказывается смертной казнью. Больше всего атеистов в Чехии (от 49 до 55 % по разным данным) и в Нидерландах. Некоторые организации проводят исследования распространённости атеизма в разных странах. На 2005 год первое место в списке 50 самых атеистических стран мира, составленным американским колледжем Питцер, занимает Швеция (45–85 % жителей являются атеистами). За ней следует Вьетнам (81 %), Дания (43–80 %), Норвегия (31–72 %), Япония (64–65 %), Чехия (54–61 %), Финляндия (28–60 %), Франция (43–54 %), Южная Корея (30–52 %) и Эстония (49 %). В целом все меньше людей, относят себя к верующим, и в этом плане религиозные организации пытаются усилить свою деятельность. Но всё чаще слышны заявления о необходимости противостоять клерикализации общества.
Клерикализм (лат. clericalls – церковный) – общественно-политическое направление в западных странах, которое пытается усилить позиции религии и церкви в различных сферах общественной жизни. Для того чтобы укрепить влияние церкви на массы, современный клерикализм создает свои партии, профсоюзные, крестьянские, молодежные, женские и другие массовые объединения. Используя эти организации, церковные лидеры пропагандируют идеи «социального мира». Клерикализм пользуется влиянием в Италии, ФРГ, Испании и ряде др. стран. В странах СНГ предпринимаются попытки оживить влияние клерикализма.
В 2007 г. 10 академиков Российской АН направили открытое письмо Президенту о попытке РПЦ ввести изучение основ православия в школах и вузах, что вызвало общественную дискуссию на эту тему. Академики по-научному точно поставили диагноз: клерикализм. Особую тревогу академиков вызвали решения Всемирного русского народного собора (ВРНС), который на последних заседаниях попытался оспорить понятие прав
человека, ввести понятие «конфессионально ориентированной науки», а также внедрить в принудительном порядке основы Православия в школы. Наука не может быть конфессионально ориентированной. Не может быть «православной физики», «иудейской математики», «мусульманской химии» и т.п. Наука может быть либо истинной, либо ложной. Академики приводят документ РПЦ: «В циркуляре Алексия II от 9 декабря 1999 г. сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «Закон Божий». Содержание этого курса подтверждает правоту академиков, да и на местах, например, в Воронеже, между управлениями образования и РПЦ заключаются договоры, где вещи называются своими именами: «О сотрудничестве в области организации преподавания основ православного вероучения».
Фундаментализм (основание) – общественное идеологическое религиозное или политическое движение, провозглашающее приверженность исходным идеям, принципам, идеалам определенных учений или доктрин, выдвигающее требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и «возвращения к истокам», возрождению ритуалов и обычаев. Фундаментализм близок к различного типа ортодоксии. Он возникает в условиях кризиса какого-либо движения и, как правило, противостоит, в том числе насильственными средствами, процессу перемен, обновлению (модернизму). В 1970-х годах фундаментализм потерял своё влияние и популярность. В настоящее время популярен термин «исламский фундаментализм» – идеология, следуя которой мусульманам необходимо жить в соответствии с самыми ортодоксальными требованиями Корана и по законам Шариата. По мнению профессора из Кембриджа Э. Геллнера современный ислам, так же как и христианство претерпевает серьезные деформации, в том числе и в сфере прав человека108. Возможно, следует различать две разновидности правителей: традиционалисты (Саудовская Аравия, северная Нигерия) и модернисты, т.е. «новые мамлюки», выпускники военных и технических школ на Западе.
Аятолла Хомейни в своей книге утверждает: «Ислам – религия непримиримых личностей, стремящихся к правде и независимости. Это школа борьбы против империализма. Но слуги империализма представили Ислам в совершенно в ином свете. Они создали в умах людей неверное понятие об Исламе». Хомейни считает, что ислам извратили в том, что представляют его религией, лишающей человека свободы действий, что законы ислама мешают развитию общества, что он не имеет своей формы правления, что он устанавливает лишь правила ритуального очищения, что он может иметь только этические принципы, «что Ислам – чисто моральное, но не политическое явление»109.
Теология (от греч. theos – Бог и logos – слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.
Православное богословие: под системой православного богословия как науки понимается набор различных богословских дисциплин (отрасли богословия), каждая из которых излагает различные стороны вероучения.
В исламе в 10 в. создана система теоретического богословия – калам. Представители калама, мутакаллимы, в отличие от мусульманских традиционалистов, разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально-логические доводы.
Философия права - это самостоятельная дисциплина, которая обладает собственной богатой традицией и специфическим понятийным аппаратом.
Несмотря на то, что философия права имеет длинную и богатую историю, сам термин "философия права" возник сравнительно поздно, в конце XVIII века.
Первоначально термин "философия права" появился в юридической науке. Его автором был немецкий юрист Г. Гуго, который пользовался им для более краткого обозначения "философии позитивного права".
Широкое распространение данный термин получил с гегелевской "Философией права" (1820 г.) немалая значимость и влияние которой сохранились до наших дней. Предмет философии права Гегель формулировал следующим образом: "Философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление"[1].