Сатирическое изображение великосветского общества
Все образы романа «Война и мир» созданы пристрастной авторской рукой. Изменчивые и зигзагообразные судьбы людей, которые интересны Толстому, он описывает подробно и глубоко, по законам изобретённой им диалектики души. Это люди достойные, честные, бескорыстные, хотя и совершающие ошибки.
Но диалектика души остаётся в стороне и автором кладутся сатирические, уничтожающие краски, когда речь заходит о людях недостойных, мелких, фальшивых, корыстных. Именно так, резко сатирически, без привычного глубокого погружения, изображено в романе великосветское общество Петербурга. Всё неестественно и чопорно в салоне Анны Павловны Шерер: пустая болтовня, сплетни, прикрытые светскими манерами, интриги и разврат.
Только из соображений личной выгоды действует важный и чиновный» министр Василий Курагин. Порочность князя, его умение «пользоваться людьми» передались и его детям: Анатолю, Элен и Ипполиту. «Подлая, бессердечная порода» - так охарактеризует Курагиных Пьер.
Все нравственно чуждые автору персонажу существенно не меняются на протяжении романа. Анатоль, Берг или Борис Друбецкой делают успехи только в области карьеры и материального благополучия. Мир их мыслей и чувств беден и ограничен. К судьбе России они безразличны. Князь Андрей называет людей светского общества «придворными лакеями и идиотами». Александр I также показан бездарным и тщеславным военачальником, не понимающим совершающихся в России событий.
«Придворным трутням» противопоставлен старый князь Болконский, который считает, что долг дворянина – служить родине. Мысли о России не покидают его даже в предсмертные часы.
Кутузов и Наполеон в романе
Для Толстого Кутузов – идеал исторического деятеля и идеал человека, потому что вся его деятельность была направлена не на возвеличивание своей особы, а на то, чтобы победить врага, «облегчая, насколько можно, бедствия народа и войска».
Кутузов в изображении Толстого – простой человек. Во время военного совета крестьянская девочка Малаша называет его «дедушкой». Солдаты также считали его своим «товарищем».
Образ Кутузова несколько приземлён, но при этом исторически правдив. Он произносит вслух то, что «лежало…в душе каждого русского человека». В силу своей убеждённости он на совете в Филях объявляет об отступлении, будучи уверен в том, что враг всё равно оставит Москву. А когда он услышал, что Наполеон из Москвы ушёл, то отвернулся к иконам и заплакал.
Толстой считал, что движущими «пружинами» исторического хода выступают не выдающиеся личности, а народ. Кутузов в его изображении – национальный герой, избранный главнокомандующим «против воли государя и по воле народа». Мудрость его как полководца Толстой видит не в гениальных тактических планах, а в умении принять «необходимость покорности общему ходу дел». «Простая, скромная и потому истинно величественная фигура» Кутузова никак не укладывается в «лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми». Таким показан в романе Наполеон.
В начале века дворянская молодёжь, в том числе Пьер и Андрей, видели в Наполеоне «великого человека». Но в романе Наполеон – полный антипод Кутузова.
Толстого упрекали в том, что Наполеон показан им в неприглядном виде. Но автор целенаправленно разрушал миф о «властителе дум». На поле Аустерлица, на фоне грандиозного неба, император предстаёт перед Болконским мелким, тщеславным, самодовольным «ничтожным человеком». Наполеон, в отличие от Кутузова, упоён своим величием. Для него сражение – игра, а к раненым и убитым он равнодушен.
Окончательно развенчивает Наполеона осаждённая Москва: задуманное им театральное представление не удалось. «Гений и злодейство – две вещи несовместные».
В романе есть ещё более жалкие, маленькие копии Наполеона – своего рода «наполеончики», которые ползут даже к маленькой власти, не забывая при этом о своём личном благе. Масштаб наполеонизма разный: Бонапарту нужна всемирная слава, а «маленьким наполеонам» - орден, пост, выгодное место. Среди этих «маленьких» - Друбецкой, Берг, Растопчин, Шерер, Курагины.
Война 1812 года стала испытанием для всей русской нации. И «мысль народная», которую вывел Толстой, определяет и философские выводы гениального писателя и мыслителя, и изображение конкретных исторических событий и исторических деятелей.