Обследование воспроизведения тембра голоса
Оцениваются эмоциональные характеристики голоса. Так как изменение окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоциональной речи, изучение ее особенностей у детей проводится на материале междометий и сказки «Колобок».
Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими голосовыми возможностями, может ли изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, способен ли передать голосом эмоциональные переживания и чувства персонажей сказки, может ли подражать голосам сразу нескольких животных.
Перед выполнением задания с детьми проводится беседа о возможных изменениях голоса. Детям говорится о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или писклявым, грубым или хриплым, веселым или печальным, жалобным или испуганным.
Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок
Материал для исследования: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».
Процедура: В предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят - одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.
Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили...»
Заяц - // - (звонким, задорным, чистым голосом).
Волк - // - (грубым, низким голосом, с угрозой).
Медведь - //- (громким, низким, спокойным).
Лиса - // - (мягким, ласковым, хитрым голосом).
Выделены три уровня развития интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста:
Ø Низкий уровень (0 – 4 б) – ребёнку очень сложно модулировать высоту голоса при воспроизведении фраз, проблематично повторить интонацию фразы, логическое ударение во фразах меняет с трудом, с ошибками воспроизводит ритмические структуры услышанного. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого.
Ø Средний уровень (5 – 9 б) – ребёнок допускает ошибки по постановке логического ударения, моделировании высоты голоса, воспроизведении интонации фразы, повторении ритмического рисунка, но в состоянии исправить их при помощи взрослого.
Ø Высокий уровень (10 – 14 б) ребёнок легко модулирует высоту голоса, хорошо воспроизводит интонацию фразы, правильно расставляет логическое ударение во фразах, без ошибок воспроизводит ритмические структуры услышанного.
Анализ полученных результатов.
В конце исследования мы проанализировали уровни развития интонационных элементов речи старших дошкольников со стертой дизартрией.
В этой части работы представлены данные, полученные при проведении собственного экспериментального исследования.
Результаты диагностики детей экспериментальной группы представлены в таблицах 1, а также в приложении
№ методики Имена детей | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 |
Иван Р. | |||||||
Мария Ш. | |||||||
Захар О. | |||||||
Павел В. | |||||||
Марина А. | |||||||
Елена Р. | |||||||
Данил В. |
Итоговые результаты констатирующего эксперимента по определению уровня сформированности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией представлены в таблице № 2
Иван Р. | Мария Ш. | Захар. О | Павел В. | Марина А. | Елена Р. | Данил В. | |
Кол-во баллов |
Вывод: По результатам диагностики выявлено, что наиболее сформирована интонационная сторона речи у Елены Р. 12 баллов и Ивана Р. 10 баллов. Эти дети успешно справились почти со всеми заданиями. Два ребенка (Мария Ш. 8 баллов и Данил В. 6 баллов) находятся на среднем уровне, они испытывали затруднения в выполнении заданий. И на низком уровне сформированности интонационной стороны речи находятся 3 человека (Павел В. 2 балла, Марина А. 2 балла и Захар О. 3 балла), они не справились с заданиями.
Формирующий эксперимент.