Советская психология в 50-60 годы XX века: Леонтьев, Ананьев, Мясищев, Теплов, Смирнов, Запорожец, Божович.

Мясищев Владимир Николаевич(1893–1973),отечест-

венный психолог, психоневролог и психотерапевт. Получил медицинское образование в Петроградском психоневрологи-ческом институте. С 1919 по 1921 год В. Н. Мясищев работал в лаборатории труда Института по изучению мозга и психи-ческой деятельности. С 1922 года до конца жизни трудовая деятельность В. Н. Мясищева была связана с Ленинградским психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева 30-е годы В. Н. Мясищевым была сформулирована кли-нико-патогенетическая концепция неврозов, в рамках кото-рой невроз рассматривался как следствие патогенного проти-воречия в условиях неадекватно разрешаемой ситуации.

В. Н. Мясищев разработал концепцию личности как сово-купности отношений. По мнению В. Н. Мясищева, каждый человек от своего рождения и до смерти включён в систему объективных социальных отношений, что в свою очередь де-терминирует субъективные отношения человека ко всем сто-ронам действительности. В. Н. Мясищев трактовал понятие «отношение» как форму отражения человеком действитель-ности. В. Н. Мясищев полагал, что все психические процессы человека опосредованы отношениями к миру. Трансформация субъективной картины мира неизбежна в условиях изменяю-щейся реальности, в которой живёт человек, так как у челове-ка неизбежно изменяется его роль и положение в мире.

1960 году вышла в свет монография В. Н. Мясищева «Личность и неврозы», в которой им была высказана идея

необходимости организации целенаправленной работы с личностью в контексте толкования целостной личности как совокупности (ансамбля) отношений. В. Н. Мясищев считал, что патологии личности обусловлены определёнными нару-шениями в системе отношений, в свою очередь мешающих достижению значимых для человека целей. По В. Н. Мясище-ву, эффективная психотерапия неврозов возможна в случае изменения системы отношений человека в целом.

В. Н. Мясищев полагал, что деятельность (игра, труд и т.д.) играет важную роль в развитии личности, однако процесс фор-мирования нравственного ядра личности может оказаться ней-тральным процессом, если между участниками деятельности не организованы отношения, требующие сотрудничества и взаимопомощи, стимулирующие нравственные поступки.

В. Н. Мясищев был убеждён в том, что человек, не име-ющий серьёзной теоретической и профессиональной психо-логической подготовки, человек, не имеющий знаний о ли ности, индивиде и индивидуальности, не имеет права зани-маться экспериментально -психологическим обследованием личности. В этой связи В. Н. Мясищев призывал исследова-телей корректно использовать методы общей психологии для исследования лиц с психической патологией.

Теплов Борис Михайлович(1896–1965),отечественныйпсихолог, основоположник отечественной дифференциаль-ной психофизиологии. Получил образование в Московском университете на историко- филологическом факультете. В 20-е годы XX века работал в военных научно-исследователь-ских учреждениях. В 1929 году Б. М. Теплов начал професси-ональную деятельность в Институте психологии, где прошёл путь от заведующего лабораторией до заместителя директо-ра по научной работе.

1940 году Б. М. Теплов защитил докторскую диссерта-цию на тему «Психология музыкальных способностей». В 1947 году вышла в свет монография Б. М. Теплова «Психоло-гия музыкальных способностей», на страницах которой, была представлена оригинальная модель структуры музыкальных способностей. Данная модель состояла из следующих компо-нентов: 1) ритмическое и ладовое чувство и 2) способность

произвольному оперированию музыкальными слуховыми представлениями. Б. М. Теплов трактовал феномен музы-кальности как единство музыкальных способностей и эмоци-ональной отзывчивости на музыку. Данная монография была издана за рубежом и неоднократно переиздавалась в СССР.

Занимаясь разработкой проблемы индивидуальности, Б. М. Теплов собрал интереснейшие материалы о судьбах и творчестве русских композиторов. Осуществленный анализ позволил Б. М. Теплову оценить специфику музыкальных способностей, рассмотреть музыкальные способности того или иного композитора в контексте их связи с задатками и с общей одарённостью.

1957 году Б. М. Теплову было присвоено звание заслу-женного деятеля науки РСФСР. В период с 1958 по 1965 год

Б. М. Теплов являлся главным редактором журнала «Вопро-сы психологии».

Леонтьев Алексей Николаевич(1903–1979),отечествен-ный психолог и педагог. Получил образование на факульте-те общественных наук Московского университета. С 1924 по 1927 годы А. Н. Леонтьев занимался научно-исследователь-ской и преподавательской работой в Институте психологии,

в 1927 он перешёл на работу в Академию Коммунистичес-кого Воспитания им. Н. К. Крупской, где он проработал до 1931 года. В этот период А. Н. Леонтьев, сотрудничая с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, активно участвовал в разработке культурно-исторической теории развития психики. С 1927 по 1929 год А. Н. Леонтьев трудился также в Медико-педагоги-ческой станции Г. И. Россолимо, начав в качестве ассистента пройдя путь до заведующего педологической лаборатории.

1931 году А. Н. Леонтьев принял приглашение На-родного комиссара здравоохранения Украинской ССР С. И. Конторовича и переехал в Харьков, где возглавил от-дел экспериментальной психологии в Украинском психо-неврологическом институте (с 1932 года – Всеукраинской психоневрологической академии). Вокруг А. Н. Леонтьева группируются харьковские психологи В. И. Аснин, Ф. В. Бассин, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Г. Д. Луков, А. Н. Розенблюм и др. В этот период Харь-ковской группой были продуктивно исследованы дискур-сивное мышление дошкольника, овладение понятием в процессе учения, процесс забывания. После возвращения в Москву А. Н. Леонтьев работал в Высшем коммунисти-ческом институте просвещения, который просуществовал до 1937 года. В 1937 году А. Н. Леонтьев перешел на работу в Институт психологии.

1941 году А. Н. Леонтьевым была защищена докторс-кая диссертация в Ленинградском государственном педаго-гическом институте им. А. И. Герцена. В декабре 1941 года А. Н. Леонтьев был эвакуирован в Ашхабад, затем в 1942 году

Свердловск, где возглавил опытный восстановительный гос-питаль. Итогом научного руководства госпиталем стала моно-графия «Восстановление движения: Исследование восстанов-ления функций руки после ранения», написанная в соавторс-тве с А. В. Запорожцем и опубликованная в 1945 году.

1951 году А. Н. Леонтьев стал заведующим кафед-рой психологии МГУ им М. В. Ломоносова. В 60–70 годы А. Н. Леонтьев разрабатывал теорию деятельности, положе-ния которой были интегрированы в исследования воспри-ятия, мышления, памяти и других форм психического отра-жения.

1975 году была опубликована фундаментальная мо-нография А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Лич-ность», на страницах которой в качестве основного критерия деятельности была рассмотрена её предметность.

С 1966 по 1979 год А. Н. Леонтьев был деканом факульте-та психологии МГУ им М. В. Ломоносова.

Ананьев Борис Герасимович(1907–1972),отечественныйпсихолог, один из основоположников Ленинградской психо-логической школы. Получил образование на общественно-экономическом факультете Горского педагогического инсти-тута во Владикавказе.

1929 года Б. Г. Ананьев работал в Институте мозга им. В. М. Бехтерева. В 1939 году защитил докторскую диссерта-цию по педагогике на тему «Формирование психологической науки в СССР».

Во время Великой Отечественной войны, находясь в эва-куации в Тбилиси, Б. Г. Ананьев руководил психологическим кабинетом в эвакогоспитале. В 1944 году Б. Г. Ананьев стал руководителем отделения психологии Ленинградского госу-дарственного университета им. А. А. Жданова.

Б. Г. Ананьевым была разработана система человекоз-нания, в рамках которой он интегрировал информацию о человеке как индивиде, личности и индивидуальности, полученную в разных отраслях научного знания. С 1966 года Б. Г. Ананьев организовал проведение комплексного иссле- дования развития целостной личности–индивидуальности, в ходе которого были выявлены связи между психологически-ми, биологическими и социальными компонентами структу-ры индивидуальности. Б. Г. Ананьев считал, что основными системами свойств человека являются индивид и личность, интеграция которых формирует структуру субъекта и его индивидуальности. Индивидуальность трактуется Б. Г. Ана-ньевым как система сознательной саморегуляции и способ-ность к жизнетворчеству.

1967 по 1972 год Б. Г. Ананьев был деканом факультета психологии Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. При участии Б. Г. Ананьева в Ленинграде были открыты Научно-исследовательский институт педаго-гики Академии педагогических наук РСФСР и Научно-иссле-довательский институт комплексных социальных исследова-ний. В 1968 года Б. Г. Ананьев стал действительным членом Академии педагогических наук СССР.


Наши рекомендации