Исповедальные формы в современной культуре.

В наше же время исповедь вернулась в религиозные круги, но формы исповеди остались. Правда теперь исповедником может быть кто угодно, а исповедующийся порой не имеет имени и кается в согрешениях анонимно. В пример можно взять сайт Живой Журнал, где человек под чужим именем или ник-неймом сознается в каком-то проступке и просит его простить, опять же возвращаемся к публичной исповеди, в социальной сети «ВКонтакте» существует сообщество которое называется «Индульгенция», где тот или иной пользователь соц.сети может «покаяться» в своем грехе выглядит это примерно так: «Сегодня в метро мой парень залез мне в карман. У него есть такая привычка. Я опешила и заорала, что меня грабят, а потом дала ему в нос. А на следующей станции его выпихнули из вагона.»

Анонимное голосование: Отпустите дуре?

да
2 565 33%
нет
5 200 67%
  [56]

Как видно, покаяние заключается в кратком рассказе о том или ином проступке абсолютно разного характера. Отпустителем греха является все сообщество. Но зачастую многие такие «грешки» являются вымыслом, дабы подогреть интерес к сообществу. Таким образом, можно проследить трансформацию исповеди, она становится не способом покаяния, а методом привлечения к себе внимания.

Кроме «ВКонтакте» существует социальная сеть «Одноклассники», различие в том, что «ВК» основным пользователем является молодежь, а «ОК» в основном посещают те кому «за 30». Естественно, что и реакция на какой либо такой грех различна, молодежь реагирует больше в шуточном характере и старается как то зацепить или поддеть исповедующегося, а посетители сайта «Одноклассники» реагируют остро на ту или иную проблему, порой не отличая правды от вымысла. Кроме текстовой вариации в интернете можно найти исповедальную форму через фотографию. Например, сайт «Instagram», куда пользователи выкладывают свои фотографии. Там можно найти фото разбитой машины или испорченного обеденного блюда, с подписью типа: разбил машину или неудачный эксперимент, но на этом сайте нет тех, кто выполнит функцию отпустителя.
Но на интернете современная культура не заканчивается, на телевидении есть масса ток-шоу где проводится публичная исповедь например «Пусть говорят». В программе «Военная тайна», однако, сохранилась форма анонимной исповеди, где тот или иной человек, у которого не видно лица, вымышленное имя и изменен голос, исповедуется в том или ином прегрешении.

Интернет-исповедь становится популярной в наше время это связано опять же анонимностью, так как кающемуся не надо смотреть в глаза свяннослужителю, психиатру или прокурору. А отпустители греха, также являются анонимными пользователями, которые фактически никак не могут повлиять на жизнь кающегося и изменить его сознание.

Можно также сказать о том, что в литературе форма исповеди тоже осталась и приобрела форму мемуаров, что в наше время является очень популярным среди женского населения. Мемуары это записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор мемуаров был знаком. Важная особенность мемуаров заключается в претензии на достоверность воссоздаваемого прошлого и, соответственно, на документальный характер текста, хотя в действительности не все мемуары являются правдивыми и точными.

Заключение.

На примере этого исследования мы видим, как исповедь зарождалась, переходила из одной формы в другую, исповедь видоизменялась в зависимости от эпохи. В различных формах христианства исповедь была публичной, одиночной, исповедь получила характер торгово-обменных отношений.

В своей работе я показал влияние исповедальных форм на культуру XIX - XXI вв., которая заключается во влиянии исповеди на литературу, советскую идеологию, на психоанализ и на современное общество.

В литературе выявлена исповедь героя, исповедь самого автора через героя и зарождении исповеди как жанра литературы. О появлении психоанализа как противовес исповеди, который фактически вывернул наизнанку ее значение.

В советское время исповедь видоизменилась в форму саморазоблачения, приобрела форму обязательной для всех граждан и наказание имеет уголовный характер, который карался смертью или ссылкой.

За всю историю существования термина «исповедь» она видоизменялась, приобретала новые формы, носила иной характер. Это связано с тем, что меняется культура, меняется сознание людей и конечно меняется форма исповеди.

В современном обществе исповедь вновь вернулась в лоно церкви, но в связи с распространением массовой культуры, она снова приобрела новую форму, теперь исповедаться может каждый в любое время, в любом грехе, но принимает покаяние не священник, а другие люди – такие же грешники, также исповедь приобрела форму анонимности.
Что ждет исповедь дальше никто не знает, какую форму она приобретет, во что перельется, может, останется в той форме в какой она есть сейчас, а может, приобретет черты книги Оруэлла «1984». И последними моими словами будет цитата из Евангелия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

Приложения.

Приложение 1

Исповедальные формы в современной культуре. - student2.ru

Приложение 2

Исповедальные формы в современной культуре. - student2.ru

Библиография.

1.Аврелий Августин Исповедь. // интернет-издание, URL: www.rchgi.spb.ru (дата обращения 03.06.2015)

2. А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» М.: Азбука-Аттикус 2010.

3.Аскетические опыты. Том II СЛОВО о МОЛИТЕ ИИСУСОВОЙ // интернет-издание, URL: http://www.pravbeseda.ru/library/?page=book&id=201 (дата обращения 03.06.2015)

4. Бегунов Ю.К. Кормчая Ивана Волка Курицына // ТОДРЛ. Т. 12. 1956.

5. В помощь кающимся св. Игнатий Брянчанинов М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2005

6. Говорун С. "ИНДУЛЬГЕНЦИИ В ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ"//Сретенский
альманах: История и культура. -
М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2001. .

7. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений М.: Азбука-Аттикус - 2010

8. Дадун Р. Фрейд. М.: «Х.Г.С.», 1994.

9. Исповедь священнослужителей - в облачении или без? // интернет-издание, URL: http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=3&t=548&start=30 (дата обращения 04.06.2015.)

10. Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока Смирнов С.И.

11. Как приготовиться к исповеди протоиерей Михаил Шполянский – М.: Изд-во Сретенского м-ря 2011.

12. Квазирелигия // Философский словарь

13. Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека: Ранние письма Ф.М. Достоевского - М, 2008

14. Макарий митроп. в “Истории русской Церкви” т. I - М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007.

15. О покаянии митр. Сурожский Антоний - М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2011

16. Опыт построения исповеди о. И.(Крестьянкин) - М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007

17. Перемена ума о. Игорь Фомин - М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2009

18. П.И. Мангилиев, Приписка к Апостолу М. : Рус. панорама, 1999.

19. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. - М. : Рус. панорама, 2010.

20. Срезневский И. И.. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. М. : Рус. панорама, 1998

21. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии./[Пер. с англ. В.И. Кузнецова]. – М.: Владос, 2000.

22. Таинство покаяния прот. Владимир Воробьев М.: Изд-во Свет Православия, 2003.

23. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина в его генезисе. // интернет-издание, URL: www.rchgi.spb.ru

24. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». Гл. 9.О психологии К. Юнга и прозе Г. Гессе. // «Церковь и образование». Вып. 7. Пермь: «Панагия», 2001.

25. Фрейд З. Введение в психоанализ – СпБ.: Питер, 2007

26. Федоров, Владимир Александрович (1926—2006). Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700—1917).— М. : Рус. панорама, 2003.

27. Что такое звездины, или за что советская власть «Муху-Цокотуху» запретила? // интернет-издание, 2011, URL: http://www.topauthor.ru/CHto_takoe_zvezdini__ili_za_chto_sovetskaya_vlast_Muhu-TSokotuhu_zapretila_5850.html (дата посещения 02.06.2015)

[1] Быт. 4:13

[2] Там же.

[3] Тит 3:6.

[4] 3 Цар.17:1

[5] Пс.2:4; 122:1

[6] Иез.18:30

[7] Иоил.2:13

[8] Иез.18:2

[9] Иез.18:31-32

[10] Коран. 4: 17-18

[11] Скирбекк Г., Гилье Н. История философии./[Пер. с англ. В.И. Кузнецова]. – М.: Владос, 2000 – 799с. – с. 183

[12] Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина в его генезисе.// www.rchgi.spb.ru

[13] Аврелий Августин Исповедь.// www.rchgi.spb.ru

[14] Филиппа Илиоса: Sygchorochartia // Ta istorika, Афины, t. 3 (1985), 22-23

[15] http://krotov.info/history/11/1/govorun_05.htm

[16] Архимандрит Даниил Аэракис , Где и когда подготовиться к исповеди

[17] Таинство Покаяния. Сайт «Азбука Веры»

[18]http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=3&t=548&start=30

[19] http://baku.eparhia.ru/answer/?ID=277

[20] http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/vorobiov_14.shtml

[21] http://www.pravbeseda.ru/library/?page=book&id=201

[22] Розенкампф Г.А. бар. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. (М. 1829; 2-е изд., СПб., 1839); зеркало

[23] В Румянцевском музее, № 230 по описанию Востокова, и в московской академии, № 54

[24] Макарий митроп. в “Истории русской Церкви” т. I стр. 113—140.

[25] Бегунов Ю.К. Кормчая Ивана Волка Курицына // ТОДРЛ. Т. 12. 1956.

[26] Жмакин В., “О Кормчей митроп. Даниила”, в его соч. “Митроп. Даниил и его сочинения” (М., 1881, стр. 743—751);// https://books.google.ru/books?id=m

[27] Срезневский И. И.. Обозрение древних русских списков Кормчей книги.

[28] П.И. Мангилиев, Приписка к Апостолу, с.395

[29] Павлушков А. Р. Пенитенциарная практика монастырей Вологды в дореволюционный период // Вологда : Краевед. альм. Вып. 4.— Вологда : Легия, 2003.— С. 276—295.

[30] Федоров, Владимир Александрович (1926—2006). Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700—1917).— М. : Рус. панорама, 2003.— С. 80—81.

[31] Дадун. С. 70. Автор предисловия к русскому изданию биографии Дадуна пишет: «Фрейд поторопился распропагандировать кокаин в качестве безвредного обезболивающего средства и в том числе рекомендовал его своему близкому другу, страдавшему от постоянных болей. Последний очень быстро стал наркоманом-кокаинистом» (с. 14).

[32] Дадун Р. Фрейд. М.: «Х.Г.С.», 1994. С. 119.

[33] Дадун. С. 140.

[34] Дадун Р . Фрейд. М.: «Х.Г.С.», 1994, С. 188. Не путать этот метод с теорией «раннего соблазнения», которую Фрейд развивал поначалу, но потом от нее отказался. По этой теории, больные неврозами в детстве пережили психологическую травму, будучи в той или иной мере совращены взрослыми. Позднее Фрейд склонился к мысли, что по большей части это - фантазии больных, основанные на их же собственных тайных желаниях.

[35] Введение в психоанализ. С. 137.

[36] Введение в психоанализ. С. 40. См. тж. с. 100.

[37] Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». Гл. 9.

[38] Введение в психоанализ. С. 313.

[39] Введение в психоанализ. С. 324-326.

[40] Дадун. С. 258.

[41] Введение в психоанализ. С. 417.

[42] «Эзотерическим» называется учение, самые важные положения которого скрываются от непосвященных, или считаются объективно недоступными их познанию.

[43] Введение в психоанализ. С. 13.

[44] Дадун. С. 275.

[45] См. О психологии К. Юнга и прозе Г. Гессе. // «Церковь и образование». Вып. 7. Пермь: «Панагия», 2001. С. 62.

[46] Баткин 1993 - Баткин Л.М. «Не мечтайте о себе». О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина. М.: РГГУ, 1993.

[47] . Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений

[48] Там же.

[49] . Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека: Ранние письма Ф.М. Достоевского с.92

[50] Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. – анализ. С.54

[51] Tillich P. Christianity and the Encounter of the World Religions. — New York, London, 1963.

Цит. по Забияко «Теологические трактовки квазирелигий».

[52]Там же.

[53] Квазирелигия // Философский словарь

[54] http://www.topauthor.ru/CHto_takoe_zvezdini__ili_za_chto_sovetskaya_vlast_Muhu-TSokotuhu_zapretila_5850.html

[55] А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», глава 3 Арест.

[56] http://vk.com/indulgencia?w=wall-44554509_15510410

Наши рекомендации