Конфликт и его развитие в трагедии Шекспира «Гамлет»
«Гамлет» относится к «поздним» трагедиям, созданным Шекспиром с 1601 по 1608 гг. Это второй период творчества Шекспира, где он ставит и разрешает великие трагические проблемы жизни, причем к его вере в жизнь присоединяется струя пессимизма.
Почти регулярно, по одной в год, он пишет одну за другой свои трагедии: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1605), «Антоний и Клеопатра» (1606), «Кориолан» (1607), «Тимон Афинский» (1608). Он не перестает в это время сочинять и комедии, но все комедии, написанные им в этот период, за исключением лишь «Виндзорских насмешниц» (1601 — 1602), уже не имеют прежнего характера беспечного веселья и содержат в себе настолько сильный трагический элемент, что, пользуясь современной терминологией, их удобно было бы назвать «драмами» . Композиция «поздних» трагедий строится в соответствии с их сюжетной схемой. Сначала герой пребывает в согласии с собой и своим миром – своей естественной опорой; затем происходит некое событие, уничтожающее это единство. Далее – герой осознает случившееся и обретает внутреннюю опору в этом трагическом знании; наконец, в развязке он подтверждает (или утверждает) свою свободу смертью. При этом под «своим миром» героя в каждой трагедии понимается нечто особенное – привычная система ценностей и связанная с ней самооценка («Отелло» и «Макбет»); круг родственных и дружеских связей («Гамлет», «Тимон Афинский»); или единство того и другого («Король Лир», «Кориолан»).
Трагедия «Гамлет. Принц Датский» (1601 г.) – едва ли не самая популярная пьеса мирового театрального репертуара и в то же время – один из самых трудных для понимания классических текстов.
Студент Виттенбергского университета, весь ушедший в науку и размышления, державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, какие ему раньше "и не снились". С его глаз словно спадает пелена. Ещё до того, как он удостоверился в злодейском убийстве своего отца, ему открывается ужас непостоянства матери, вышедшей вторично замуж, "не успев износить башмаков", в которых хоронила первого мужа, ужас неимоверной фальши и развращённости всего датского двора (Полоний, Гильденстерн и Розенкранц, Озрик и другие). В свете моральной слабости матери ему становится ясно также нравственное бессилие Офелии, которая, при всей её душевной чистоте и любви к Гамлету, не в состоянии его понять и помочь ему, так как во всём верит и повинуется жалкому интригану – своему отцу.
Конфликт. В основе любого драматического произведения лежит конфликт, в трагедии «Гамлет» он имеет 2 уровня:
1- внутренний – Г. и среда датского двора
2-внутренний - внутренняя борьба Гамлета( смерть отца вместо того, чтобы возбудить в нем чувство мести заставило его задуматься о таких вещах как жизнь и смерть, времени, вечности, ничтожность, бессилие личности, ненависть к себе Суть завязки - сомнения Гамлета и необходимость выбора между феодальной формулой справедливой родовой мести «око за око» и ренессансным принципом человечности, снисходительности и прощения обусловлены кризисом гуманистической мысли. Гамлет – не трагедия мести, а трагедия выбора между новым ренессансным типом поведения и прежним феодальным. Конфликт «Гамлета» определяется столкновением двух исторических эпох, двух типов нравственности, двух концепций справедливости, двух представлений о правильных действиях, направленных на установление мировой гармонии.)
Также можно говорить о конфликте личностном и человека с эпохой:
Личностный - между принцем Гамлетом и королем
Клавдием, ставшим супругом матери принца после
предательского убийства отца Гамлета. Конфликт
имеет нравственную природу: сталкиваются две жизненные
позиции.
Конфликт человека и эпохи. («Дания-тюрьма» . «Весь
свет прогнил». )
С точки зрения действия трагедию можно разделить на 5 частей
1 часть - завязка, пять сцен первого действия. Встреча Гамлета
с Призраком, который возлагает на Гамлета задачу отомстить за подлое
убийство. 2 часть - развитие действия, вытекающее из завязки. Гамлету
необходимо усыпить бдительность короля, он притворяется сумасшедшим.
Клавдий предпринимает меры, чтобы узнать о причинах
такого поведения. В результате - смерть Полония, отца Офелии,
невесты принца.
3 часть. Кульминация, получившая название «мышеловка» :
а) Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия;
б) сам Клавдий сознает, что его тайна раскрыта;
в) Гамлет раскрывает глаза Гертруде.
4 часть:
а) отправка Гамлета в Англию;
б) приход Фортинбраса в Польшу;
в) безумие Офелии;
г) смерть Офелии;
д) сговор короля с Лаэртом.
5 Часть-развязка. Дуэль Гамлега и Лаэрта Смерть Гертруды, Клавдия
Лаэрта, Гамлета. Каждой части соответствует акт трагедии