Тема 5. Современная философия ХХ века – 2 часа.

План лекции

1. Характерные черты, главные направления западной философии ХХ века.

2. Проблема языка и знания в неопозитивизме.

3. Сущность и ведущие мотивы русской религиозной философии к. XIX- н.XX вв.

1) Характерные черты, главные направления западной философии ХХ века

Конец 19 – начало 20 века – это время широкого распространения различных течений в современной западной философии. Проблема разграничения естественно--научного и гуманитарно-философского знания привела к возникновению двух противостоящих друг другу трактовок философии – сциентистской и антисциентистской.

Основные направления современной западной философии.

«Философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Шпенглер) пыталась подойти ко всем явлениям с точки зрения одного принципа – жизненной реальности, лежащей в основании мира, которая иррациональна, невыразима в понятиях. Это некоторая энергия, воля, жизненный порыв, импульс, чистое стремление, пафос, который сообщает человеку движение, но не дает ничего готового.

Экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр) возник в 20 г. ХХ века.

В центре внимания индивидуальные смысложизненные вопросы: вины и ответственности, смерти и выбора. Предшествующая философия знала бытие как познанное; бытие выступало как нечто безличное и объективное. Экзистенциализм говорит об особом бытии, человечески окрашенном, которое неотделимо от сознания. Это есть бытие-сознание, для которого существуют все феномены бытия, но которое не может быть объектом познания. Бытие должно быть постигнуто как некая изначальная непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта. Говорят о переживании человеком своего бытия в мире. Бытие здесь дано непосредственно в виде существования или экзистенции.

Герменевтика (Дильтей, Шлейермахер, Гадамер) - искусство и теория истолкования текста, имеющая целью выявить его смысл, исходя их объективных (грамматическое значение слов) и субъективных (намерение автора) оснований. Говорят о «понимании» как методе гуманитарных наук в противовес «объяснению» в естествознании, связанным с установлением закона.

Структурализм (возник в начале ХХ века в лингвистике, психологии, этнологии, эстетике, литературоведении - Клод Леви-Стросс, Фуко, Лакан) – направление, которое специально исследует анализ структуры в различных областях бытия и знания, поиск логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры, которые являются продуктом бессознательной и сознательной деятельности людей.

Феноменология (Гуссерль)- учение о феноменах чистого сознания, априорных структурах сознания, попытка прояснения в сознании различного рода явлений. Познание возможностей, то есть условий и предпосылок существования какого-либо феномена, независимо от того, реален он или нет. Постижение всего многообразия интенциональных актов сознания, то есть исследование тех актов, в которых происходит конституирование смыслов (направленность сознания на предмет).

Неотомизм – течение современной католической философии (Жильсон, Маритен, Войтыла). Защищая религиозное видение универсума и человека, утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство эмпиризма и рационализма, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности, религии и науки.

2)Проблема знания и языка в неопозитивизме

В середине 19 века возникает тенденция объявить метафизику (учение о сверхчувственных основах бытия) лишенной ценности, поскольку ее предметом являются оторванные от жизни ложные идеи. Возникает позитивистское движение, представленное 3 волнами:

«Первый позитивизм» (Милль, Спенсер) –19 век;

«Второй позитивизм» или эмпириокритицизм (Мах, Авенариус) –на рубеже веков;

«Третий позитивизм» или неопозитивизм – 20 г ХХ века.

Главный тезис – все подлинное, позитивное знание о действительности может быть получено лишь в результате научных достижений, а философия как самостоятельная наука не имеет права на существование, так как никакой познавательной ценности не дает. Проблемы и понятия философии (о бытии, причинах, сущностях) позитивизм объявил ложными или лишенными смысла, поскольку в силу их высокой абстрактности они не могут быть проверены опытом.

Неопозитивизм занимается изучением логики языка и методов науки.

Исторически первый вариант – логический позитивизм, в центре которого оказывается проблема значения, эмпирической осмысленности научных утверждений.

На смену логическому позитивизму пришла философия лингвистического анализа, которая отказалась от принципа верификации в его «жестком варианте». Принцип фальсификации, согласно которому важно не подтверждение суждения, а скорее возможность его опровергнуть. Язык интересует этих философов не в его чисто лингвистических качествах, а как носитель значений. Задача – выявить реальный подлинный смысл слов.

3) Сущность и ведущие мотивы русской религиозной философии ХХ века.

Этот период в истории русской культуры получил несколько названий: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс». Духовный ренессанс представляет собой комплекс религиозных, философских установок, реализация которых, по мнению богоискателей, может привести к созданию «религиозной общественности» – главной силы возрождения России. Соловьев, Розанов, Булгаков, Бердяев, Шестов, Франк, Флоренский и др.

Общие черты:

1.Онтологизм, чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас, которое одновременно объективно и самоочевидно. Задача – проникновение в само бытие, которое является первичным и самоочевидным.

2. Ориентация на гуманитарное знание, тесная связь с литературой символизма (Гиппиус, Сологуб, Бенуа, Блок, Ремизов). Философия по своей сущности является не только наукой, она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, которое стоит в непосредственной связи с религиозной мистикой.

3. Этицизм. Главный интерес представляет нравственное совершенствование человека, поэтому предлагались различные проекты нравственного обновления мира, который «лежит во зле»..

4. Историософичность, внимание к проблемам развития истории, смысле истории, конце истории. Русская идея – история трансцендентная. Это то, что думает о России Бог, поставивший русскому народу свои провиденциальные цели. Это идея особой судьбы и предназначения России.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Дайте сравнительный анализ сциентизма и антисциентизма.

2. Какова основная интенция экзистенциализма?

3. Проследите этапы развития позитивистского направления в истории философии.

4.Раскройте смысл понятий верификация и фальсификация.

5. Каковы идейные истоки русской религиозной философии ХХ века?

Литература

Основная

1. История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX-XX вв.) /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1998.

2. Западная философия ХХ века. М., 1994.

3. Современная западная философия: Словарь. М., 1990.

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.

2. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1992.

3. История современной зарубежной философии. Компаративистский подход: В 2 ч. СПб., 1998.

4. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989.

5. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1990.

6. Лосев А.Ф. Соловьев и его время. М., 1990.

7. Пассмор Дж. Новейшие философы. М., 1993.

8. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

9. Сартр Ж-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

10. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М., 1996.

11. Соловьев В.С. Теоретическая философия //Сочинения: В 2 т. Т.1. М., 1988.

Тема 6. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание– 4 часа

План лекции:

1. Категория бытия, ее смысл и специфика.

2. Философское учение о материи

3. Пространство и время.

4. Движение как способ существования материи

5. Сущность сознания, его генезис и свойства

6. Проблема идеального

1) Категория бытия, ее смысл и специфика

Философская категория, обозначающая существование всего объективного мира. Бытие выражает самую общую определенность мира философии. Каждая наука изучает какой-то ряд одинаковых явлений, к которым она применяет свои категории. Философия также постулирует одинаковость всего того, что изучает. Это понятие возникло в решающий период становления философии, в период самоопределения философии, когда было важно решить, может ли теоретическая мысль получить знание о действительности, основываясь только на своих возможностях, независимо от опоры на опыт. Основные формы бытия:

1. бытие вещей, процессов делится на бытие вещей природы как целого и бытие произведенных человеком вещей;

2. бытие человека делится на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3. бытие духовного (идеального) делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное

4. бытие социального делится на индивидуальное социальное бытие и бытие общества.

2) Философское учение о материи

В любой форме материализма категория «материя» является исходной в изложении понимания мира. Содержит в себе две основных идеи: субстанциальности (онтологический) и объективности (гносеологический).

В истории философии понятие материи связывалось, как правило, с идеей субстанции (бескачественная основа сущего).

1этап связан с поисками чувственно-конкретной основы всех веществ (вода, огонь).

2этап – попытка подняться от чувственного к абстрактному (атомы, апейрон).

3этап – вещественно – субстратное представление о материи в Новое время. Материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств. Отождествление материальности с набором известных науке физических свойств Развитие науки показало ограниченный характер существующей физической картины мира. Наука проникла вглубь материи и открыла ее новые свойства.

Начался пересмотр целого ряда понятий, выработанных прежней физикой, которая исходила из метафизического отождествления материи с определенным представлением о ее строении. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин пишет о том, что материя исчезает – это означает, что исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Ленин дает гносеологическое определение материи, которое выражает единственное свойство – идею объективности. «Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

4 этап – философско-гносеологическое представление о материи, которое не приписывает материи каких-либо конкретных физических свойств, оно объединяет то, что присуще всем явлениям – их объективность.

5 этап – субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое пытается рассматривать материю как систему множества атрибутов (истоки у Спинозы). Лосев: «Последовательный материалист должен понять материю личностно, с точки зрения категории личности».

3) Пространство и время

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени, которые можно свести к двум: субстанциальная (Декарт, Ньютон, классическая физика), согласно которой они понимаются как нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Реляционная (Аристотель, Лейбниц), согласно которой пространство и время – формы существования материальных объектов. Пространство выражает структурность и протяженность материальных объектов, порядок их существования, а время – длительность материальных процессов, последовательность их смены друг другом.

Свойства времени: одномерность и однонаправленность (от прошлого к будущему); необратимость (необратимость изменений); бесконечность (как вечность бытия изменяющейся природы, ее неуничтожимость).

Свойства пространства: трехмерность (широта, высота, длина) – система координат, изотропность, безграничность и бесконечность, однородность.

4) Движение как способ существования материи

Исходные положения диалектической концепции движения были сформулированы в античности Гераклитом, согласно которому материальная субстанция, оставаясь тождественной сама себе, есть в то же время форма пребывания изменения. Движение в применении к материи – это изменение вообще. Этой категорией охватываются все типы изменчивости, начиная от перемещения объекта в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции.

Движение – коренной способ бытия материи, выражение ее внутренней активности, то есть самодвижения. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно существует. Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическая, физическая (притяжение, отталкивание, электричество), химическая, биологическая и социальная. Основные принципы классификации:

--развитие от простого к сложному,

-принцип связи с материальным носителем,

--принцип генетической и структурной связи между формами,

--принцип качественной специфики каждой формы,

--принцип связи каждой формы с группой наук.

Энгельс предсказал, что по мере приближения классических наук к завершению исследования «своей» формы движения материи, наиважнейшие открытия будут сделаны на стыках наук (биохимия, кибернетика, квантовая механика). Сама классификация в некоторых пунктах устарела, но принципы нет.

5) Сущность сознания, его генезис и свойства

В истории философии сознание трактовалось по разному: крупнейшие представители идеализма от Лейбница до Гегеля полагали, что реальная действительность всецело зависит от сознания, рассматриваемого ими в качестве активной деятельности «духа». Решая психофизическую проблему, о взаимодействии мысли и тела, Декарт рассматривал сознание как деятельность «мыслящей субстанции», существующей независимо ни от тела, ни от мира, которые представляют собой «протяженную субстанцию». Спиноза считал эти мышление и протяжение формами проявления единой субстанции – бога.

Специфика содержания сознания состоит в том, что его содержание не является содержанием его самого как реальности. Содержанием сознания является отраженная им объективная реальность. Эта специфика содержания сознания вызвала необходимость особой формы его существования, которой является система идеальных образов, абстрактных понятий, категорий. Оно проявляет себя в характере и структуре нашей деятельности, в процессе превращения идеального в материальное, создания человеком нового предметного мира. Таким образом, сознание – это продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение материальный действительности, регулятор целенаправленной деятельности человека, сложный информационный процесс

Сознание – результат длительного развития природы и общества.

Возникновение сознания возможно: с изготовлением орудий труда, которое предполагает, что человек должен осознавать не прямую, а опосредованную связь между своими действиями и явлениями внешнего мира; с возникновением и использованием языка. В отличие от «языка» животных, который характеризуется ситуативностью, язык человека представляет собой оперирование знаками. Слово-знак есть символ, а символ есть смысловое отражение действительности; при наличии общества. Сознание имеет общественную природу: индивидуальное сознание развивается лишь при наличии коллектива, складывается в той мере, в какой человек вступает в отношения к окружающему миру и к другим людям. Самосознание формируется под решающим воздействием общественной среды, является результатом реальных взаимоотношений человека с себе подобными, возникает в процессе совместной деятельности и общения. 4. в условиях активного воздействия на природу. Сознание представляет собой творческую силу в отличие от психической деятельности животных.

6). Проблема идеального в философии

Сознание не только отражает мир, но творит его. Высшей формой отражения объективного мира в нашем сознании выступает идеальное. Метафизический материализм трактовал идеальное как образ внешнего мира, возникающий в голове в результате пассивного созерцания. Марксизм подчеркивает, что идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Марксизм не сводит идеальное к состоянию мозга, а рассматривает как особую функцию человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием.

Эта проблема дискуссионная. Советский философ Д. Дубровский: идеальное сугубо личностное явление, реализуемое мозговым нейродинамическим процессом определенного типа.

Другая точка зрения принадлежит Э. Ильенкову: идеальное есть отражение материальной действительности в общественно определенных формах мыслительной деятельности. Идеальное существует как деятельная способность человека. Это бытие вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта в виде ее внутреннего образа. Непосредственно идеальное представляется через «тело» слова, опирается на языковые значения, осуществляется в символе. Символ содержит в себе значение, смысл и основные очертания того объекта, идеальным бытием которого оно является. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств и связей.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте смысловое содержание категории бытия в историко-философской традиции.

2. От чего зависит содержательное наполнение категории бытия?

3. Проследите этапы формирования понятия материя.

4. Раскройте философский аспект проблемы антропогенеза.

5. В чем суть метафизической концепции движения?

6. Раскройте основные концепции пространства и времени.

7. Что такое идеальное?

8. Назовите базовые категории онтологии.

9. В сущность диалектики бытия и небытия?

10. Назовите наиболее существенные атрибутивные свойства пространства и времени.

Литература:

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003.

2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

3. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб, 2002.

4. Философия: Учебник. М.: Русское слово, 1999. Ч. 2. Гл. 1. С.133-152.

5.Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.

6.Философия. Учебник для вузов. (Под ред. В.П. Кохановского). Ростов н/Д, 2000.

7. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.19-140, 192-230.

Дополнительная

1. Гарбичевский А.Г. Пространство и время //Вопросы философии. 1994. №.3.

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в западноевропейской философии. М.,1987.

3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

4. Жаров А.М. Материя и сознание: Учебное пособие. Спб.,1994.

5.Жуков Н.И. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.

6.Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Искусство и коммунистический идеал. М, 1984.

7. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия Учебник. СПб., 2001.

9. Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М., 1993.

10.Канке В.А. Философия. М., 1997.

11. Кучевский В.В. Философское учение о бытии и субстанции. М., 1993.

12. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.

13. Мамилев Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. № 10.

14. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990.

15. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000.

16. Основы онтологии. СПб., 1997.

17. Прист С.Т. Теория сознания. М., 2000.

18.Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993. № 5-6.

19.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 1998.

20.Черняков А.Г. Онтология времени. СПб., 2001.

21.Хрестоматия по философии. Саратов, 1996. С.16-22.

22.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

Наши рекомендации