Миф и табу: инцест и убийство кровного родственника
Итак, миф как способ сакральной социализации человека вводит в культуру основные ценности, онтологические представления, типы поведения и социальные нормы. Он действует от противного, отрицая профанную повседневность, а затем отрицая и самих богов и героев как нарушающих основные табу. Герои основывают «греховные», «проклятые династии», члены которых несут на себе грехи предков (Кадм, Атрей, Каин) и обречены на «вечное возвращение» — повторение трагических ситуаций. Табу, налагаемое шаманом на «виновные» в человеческих несчастьях объекты и слова, выступает универсальным способом регуляции поведения и трансформации знаково-символического окружения. Таков долгий путь структуризации синкретичного архаического сознания, отрицания внешнего характера нравственных норм, их недифференцированности от обычая, права и ритуала, преодоления неразделенности индивида и общины. Библия, древнегреческие мифы и эпос дают многочисленные примеры мононорм, развитие, увеличение универсальности и абстрактности которых приводит к выделению специфического морального регулирования. Так, из десяти заповедей Моисея четыре носят религиозный, три — правовой, и лишь остальные три - собственно моральный характер («Почитай родителей», «Не прелюбодействуй», «Не желай чужого»).
Первые фундаментальные табу — на инцест и убийство кровного родственника — несли в себе черты включенности человека в
Раздел 111. Прикладные исследования
систему кровнородственных связей и задачу ее сохранения. Эти запреты постепенно освобождались от специфических признаков, сохраняя только наиболее общее и абстрактное содержание — «не убивай» (шестая заповедь Моисея) и «не прелюбодействуй» (седьмая заповедь Моисея). «Священные символы.., - замечает К. Гирц, — соотносят некую онтологию и космологию с некой эстетикой и моралью: их особенная сила исходит из присущей им способности идентифицировать факт с ценностью на самом фундаментальном уровне, придать тому, что в противном случае было бы лишь действительным, всеобъемлющий нормативный смысл»1. Но для этого предстояло забыть сложную историю трансформации мифических архэ и деление мира на божественную, праздничную и повседневную части, одновременно усвоив на уровне подсознания урок мифа: позволенное богам и героям в сакральном мире может символически воспроизводиться в праздничном ритуале, но строжайше запрещено людям в сфере повседневной реальности. Мы до сих пор читаем без должного понимания классические тексты, в которых кровные родственники — Адам и Ева — становятся по божьему промыслу родоначальниками человечества, праведные отец с дочерьми зачинают потомство (история Лота) и, следуя этому примеру, фараоны и короли систематически заключают браки на грани сознательного инцеста. Наши мифические предки, как следует из мифа, религиозных и эпических источников, постоянно и сознательно посягали на жизнь ближайших кровных родственников: таковы истории Каина и Авеля, Ореста и Клитемнестры, Тантала и Пелопса, Полинейка и Этеокла. Неудивительно, что порочность властителя (лучшего из людей, божьего избранника) издавна стала фундаментом этиологических мифов, объясняющих причины социальных и даже природных катаклизмов (история Эдипа).
Э. Канетти проводит различие между двумя типами властителей древности. На одном полюсе находится «священный король» — раб множества ограничений, служащий символическим отрицанием изменчивой реальности. Он должен находиться постоянно на одном и том же месте и оставаться неизменным, к нему нельзя приближаться и его нельзя непосредственно лицезреть. Король настолько тождествен себе, что не может даже постареть. Ему следует
GeertzC. Interpretation of Cultures. N.Y., 1973. P. 127.
Глава 20. Табу, мораль и эпистемология за] грета 43 5
быть зрелым, сильным, здоровым мужчиной: лишь только появлялась седина или слабела мужская сила, его могли убить.
«Статичность этого типа, которому запрещено собственное превращение, хотя от него исходят бесчисленные приказы, ведущие к превращениям других, вошла в сущность власти... Властитель - это тот, кто неизменен, высоко вознесен, находится в определенном, четко ограниченном и постоянном месте. Он не может спуститься "вниз", случайно с кем-нибудь столкнуться, "уронить свое достоинство" но он может вознести любого, назначив его на тот или иной пост. Он превращает других, возвышая их или унижая. То, что не может случиться с ним, он совершает с другими. Он, неизменный, изменяет других по своему произволу»1.
На другом полюсе находится «мастер превращений», который может принять образ зверя или духа, трикстер, вбирающий в себя всех других благодаря превращениям,-любимая фигура мифов североамериканских индейцев. В качестве шамана он достигает подлинной власти: возможности превращений становятся безграничны, ему открыты глубины морей и небесные высоты, понятен язык животных и птиц, подвластны стихии, духи и демоны. По-видимому, именно текучесть человеческой природы, ее многообразие и приспособляемость легли в основу тяги к стабильности и запрету превращений. «Вечный превращенец» шаман стал источником первых ограничений — табу, которые распространились и на превращения, придав им ореол тайны и заманчивость искушения. Безвластный вождь-арбитр превращается во всевластного короля при посредстве шамана. Священный король - это окаменевший, обожествленный шаман, это миф, в котором умирает магия, это моральный закон, снимающий многообразие нравственной жизни.
Противоположность положительного героя, «священного короля» и трикстера символизирует собой онтологический и этический дуализм уже на ранних этапах развития общества. Именно тогда происходит осознание человеком своего Я как отличного от общины с ее культом племенного бога. Разложение мононормы приводит к выделению специфической моральной регуляции.
1 Канетти Э. Превращение // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 500-501.
Раздел III. Прикладные исследования
Способ этого разложения скрывают древние ритуалы табуирова-ния. Не говори, как говорил раньше, требует шаман из Волгекопа. Откажись от видимых богов, учит Авраама Яхве. Не верь ушам своим, наставляет Эдипа Дельфийский оракул. Замолкни вообще, коли язык — враг твой, говорит Иову Господь. Не помышляй о грехе -урок Иисуса из Назарета. Итог этих запретов для непослушного человека — рождение абстрактно-символического мышления и критической рефлексии, рост самосознания личности в процессе интериоризации внешних санкций.