Глава 3. Что значит быть лондонской цветочницей? О Прометее
Пигмалионе и прочих специалистах по сознанию............53
Предуведомление........................... 53
К постановке проблемы........................ 54
Краткий исторический экскурс..................... 58
Онтология или эпистемология?..................... 62
Случаи Хиггинса и Франкенштейна................... 71
Глава 4. Эпистемологияvs философия языка: путь к взаимности.......74
Полюса философии языка....................... 74
Язык и речь: грани смысла....................... 77
От социума к языку........................... 79
От языка к социуму........................... 81
Язык и время.............................. 83
Глава 5. Многообразие опыта и опыт многообразия.............87
К этимологии термина и истории понятия................87
Современные подходы.........................92
Смерть опыта?.............................96
Глава 6. Коммуникация и творчество...................101
К истории.............................. 101
Понятия творчества и коммуникации................. 103
Коммуникативный контекст творчества................ 108
Креативность смысла......................... 113
6 Оглавление
Глава 7. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные
проблемы............................... 119
О понятии.............................. 119
Кант: математика как конструктивная наука.............. 120
Логический конструктивизм...................... 122
Методический и радикальный конструктивизм............. 124
Конструктивистская теория символа.................. 126
Конструктивистская философия интерпретации............ 127
Социальный конструктивизм..................... 128
Конструктивизм vs реализм? Отвага глупости.............. 130
Глава 8. Пространство и время: бытийственная основа знания.......142
Этапы и формы концептуализации пространственных параметров. ... 142 Теория познания и гуманитарные науки: новое методологическое взаимоотношение...........................145
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе.......... 155
О понятии.............................. 157
Синкретизм повседневности - вызов социальной эпистемологии .... 161
Специально-научные подходы к анализу повседневности........ 162
Приключения в мире техники..................... 167
«Цивилизация юзеров»........................ 168
Ориентация покупателя как форма социализации............ 173
РАЗДЕЛ П. ИСТОРИЯ ПОЗНАНИЯ: ПРИНЦИПЫ И ПРИМЕРЫ . . . 181
Глава 10. Эпистемология и идея истории..................182
Актуальность истории......................... 182
Три интерпретации историзма в эпистемологии............ 186
На пути к синтезу........................... 190
Историзм, относительность, репрезентативность............ 192
Метод ситуационных исследований и феноменология.......... 196
Две стороны культурной универсалии................. 197
Глава 11. Исторические типы знания. Миф, магия, религия........202
Магическое мировоззрение...................... 202
Миф................................. 213
Повседневность и миф........................ 222
Притча о «человеке дождя»...................... 224
Религия................................ 227
Глава 12. Смиренный разум и непокорная вера. Случай Иова........ 235
Договор и свобода........................... 235
Геологическая катастрофа духа..................... 238
Обман слуха и отказ от речи...................... 240
Главное открытие Иова ........................ 243
Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания................ 248
Актуальность Юма.......................... 248
Знание vs реальность......................... 249
Каузальность vs феноменализм.................... 252
Оглавление
> Привычка vs следование правилу.................... 256
Индукция vs гильотина........................ 263
Интенциональностьуз рефлексивность................. 269
Натурализм vs скептицизм....................... 274
Глава 14. Язык и сознание как элементы социокода. Истоки современного
дискурс-анализа........................... 280
Идея гуманитарной науки....................... 280
{ Культура как знак........................... 293
< За пределами письма......................... 301
i Современное значение понятия «дискурс»............... 309
Формы и типы дискурса........................ 311
РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ............321
Глава 15. Социальные институты и рациональная коммуникация......322
К понятию коммуникативной рациональности.............322
Рациональность социальных институтов................324
К типологии социальных институтов..................332
Глава 16. Междисциплинарное исследование: к понятию
и типологии............................. 337
Терминологические замечания..................... 337
i Самодостаточность дисциплины?................... 339
Дисциплинарный империализм или дисциплинарная демократия? . . . 343
Типы междисциплинарности: критика, заимствование, синтез..... 344
М-исследования как тип познавательного процесса?.......... 355
Глава 17. Социально-технологическое конструирование знания
и междисциплинарные исследования.................357
К терминологии и причинам ее туманности............... 358
К.типологии и определению СТ.................... 358
К российским предпосылкам проблемы: критика и апология СТ..... 360
Социальные ракурсы междисциплинарное™.............. 360
Междисциплинарность: наука и общество............... 363
Междисциплинарность и инновация.................. 364
Процесс оценки м-исследований.................... 365
, Междисциплинарность в информационном обществе.......... 366
Эпистемологические проблемы м-исследований............ 367
Глава 18. Теория социальных технологий: возможности и границы.....369
Вводные замечания.......................... 369
Концептуальный каркас case study СТ: ситуация, риск, конфликт .... 373
Ситуация............................... 373
Типология ситуаций.......................... 377
, Риск................................. 380
К дефиниции............................. 382
Конфликт.............................. 383
Подходы к понятию «риск» в теории управления и системных
исследованиях............................ 385
К понятию риска в экономике..................... 390
8 Оглавление
Аспекты психологического понятия риска.............. . 393
Взаимосвязь эмпирических и теоретических методов при анализе
и оценке рисков............................ 398
Типы рисков............................. 400
Проблема приемлемости риска.................... 402