Аристотелево понятие метафизики
Исторически принято указывать на "Метафизику" как главный труд Аристотеля и на самого Аристотеля как создателя первой, по всей видимости, метафизики. Мы действительно вправе возводить к Аристотелю и открытие этой дисциплины, и первое определение ее проблематики. Следует, однако, принять к сведению то обстоятельство, что сам Аристотель не называл ее словом "метафизика". Создание термина нам придется приписать Андронику Родосскому, который, готовя в III в. н. э. издание трудов Аристотеля, дал заглавие "Метафизика" ряду его книг, остававшихся до той поры безымянными. Разумеется, весьма знаменателен тот факт, что сам Аристотель не дал этим книгам никакого специального названия, хотя в его школе
они соответствовали определенному кругу лекций и бесед. Впрочем, читателю "Метафизики" скоро становится ясно, что определить, в чем заключается единство и тем самым точный предмет комплекса исследований, представленного в этих книгах, — задача не из легких. В самом деле, по мысли античных издателей, заглавие "Метафизика" имело чисто классификационный смысл. Оно попросту означало, что в собрании сочинений Аристотеля ряд книг, носящих это название, идет "после Физики". И все же эта классификация не столь уж произвольна: она отвечает — как по идее самого Аристотеля, так и в традиции его школы — глубинной необходимости. Действительно, "метафизические" исследования Аристотеля представляют собой главным образом продолжение его физических исследований. На этом основании позднейшие интерпретаторы смогли перейти от чисто классификационного к содержательному пониманию термина "метафизика". В этом новом значении "метафизика" — это то, что "за пределами, по ту сторону физики". Об этом перетолковании можно, правда, сказать, что оно не соответствует этимологии слова: греческое meta может обозначать простую последовательность, но никогда не значит "за пределами, вне". Однако это филологическое возражение несущественно в философском плане. Настоящая философская проблема состоит скорее в том, до какой степени позволительно пренебречь случайностями этимологии ради того, чтобы придать термину столь фундаментальное значение. Когда под метафизикой понимают что-то, чему место по ту сторону физики, то тем самым обычно предполагается, что физика имеет дело с миром чувственным, а метафизика,
следовательно, — с миром сверхчувственным. Такое истолкование действительно может показаться оправдываемым некоторыми аспектами Аристотелевой метафизики. Но оно никак не согласуется с содержащимся в VII книге "Метафизики" анализом "сущности", который вполне приложим также и к чувственным вещам. Можно, таким образом, допустить, что метафизика обозначает что-то по ту сторону физики: трудность, однако, в том, чтобы выяснить, в каком смысле следует понимать это самое "по ту сторону".
а) По ту сторону наук в философии Платона
Первое указание мы отыщем в платоновском определении того, что находится за пределами научного знания. Конечно, науки, о которых идет речь у Платона, не имеют ничего общего с физикой. Аристотелю, и только ему, следует приписать как само именование физики, так и ее определение в качестве науки. Платон же усматривал в познании физического мира лишь материал для догадок и посторонних рассуждений. Дисциплины, к которым Платон относился со всей серьезностью, — это прежде всего математика и затем ее применение в астрономии и музыке. За их пределами он постулировал существование знания, понятие о котором и будет для нас первым определением того, что позже получит имя метафизики.
Платон доказывает необходимость знания за пределами науки, опираясь на критику дедукции — метода в основном математического. В самом деле, математика состоит из дисциплин, которые "по привычке мы не раз называли... науками"1, потому что они достигают доказательства и потому кажется, что они способны установить истину. Однако своим исходным пунктом дедуктивные доказательства имеют ряд понятий и положений, обоснование которых не дается. Эти первичные данные, из которых исходит математик, не могут быть,
1 Платон. Государство. VII 533 d // Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 345. Ср. наст. изд.
Гл. 2. С. 52.
следовательно, названы в собственном смысле слова "началами", если под началом подразумевать абсолютно достоверный и обоснованный исходный пункт мысли. Самое большее, их можно принимать как "гипотезы" или "предположения". А значит, математическое доказательство возможно только при наличии ряда предположений, так что математическая истина оказывается и ограниченной, и гипотетической. Выходит, не слишком правильно называть математику наукой2, ибо душа здесь "вынуждена пользоваться предпосылками и потому не восходит к его началу, так как она не в состоянии выйти за пределы предполагаемого"3, чтобы подняться выше. Главное для математики — процедура умозаключений, истинность начал — вне сферы ее интересов4. Метод же, который можно не обинуясь назвать методом науки3, или мысли6, таков: "отбрасывая предположения, он подходит к первоначалу с целью его обосновать"7.
Необходимость превзойти тот тип знания, который расхожее мнение считает научным, Платон выводит из недостаточности наук и потребности в таком абсолютном начале знания, чтобы его можно было в полном смысле слова называть "первоначалом". Знание, которое может требуемым образом достичь вершины, Платон отождествляет с диалектикой:
...Диалектика будет у нас подобной карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех8.
Мощь диалектики — вот что действует в абсолютном познании, которое Платон противопоставляет математике:
Пойми также, что вторым разделом умопостигаемого я называю то. чего наш разум достигает с помощью диалектической способности. Свои предположения он не выдает за нечто изначальное, напротив, они для него только предположения как таковые, то есть некие подступы и устремления к началу всего, которое уже не пред-
2 См. там же.
'Там же. VI 511 а. С. 319. 4См. там же. 510 Ь. С. 318. 5 См. там же. VII 533 е. С. 345. "См. там же. VI 511 d. С. 319. 'Там же. VII 533 с. С. 345. 8 Там же. 534 е. С. 346—347.
положительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним1.
В платоновском описании абсолютной науки перед нами встает во всей чистоте идеальный образ абсолютно рационального знания, которое движется от идеи к идее, не прикасаясь ни к чему чувственному. Остается только удивляться, почему такая наука названа "диалектикой". В самом деле, она состоит в основном в непрерывной дедукции из первоначала, нисходящей от одной идеи к другой — к следствиям, шаг за шагом выводимым из него. Вполне очевидно, что такая концепция абсолютного знания строит его методику по математическо-му образцу. В такой перспективе абсолютная наука — это дедукция, абсолютно уверенная в своем исходном пункте, иными словами, это математика, возведенная в абсолют. Похоже, именно в этом состояла интерпретация, которую Платон избрал для своего устного преподавания. Во всяком случае, об этом говорят разочарованные свидетельства его слушателей, которые после его лекции о благе возвращались с чувством, что они выслушали всего-навсего урок математики. О тех же платониках, которые сохранили верность этой философской ориентации, Аристотель говорит, что для них "математика стала... философией"2. Однако математик обычно не очень-то "искусный диалектик"3. Так, может быть, вовсе не из-за своей дедуктивной стороны, которая объединяет ее с математикой, абсолютная наука зовется диалектикой? Быть может, диалектика — это то, что предшествует дедукции и, отбрасывая предположения наук, восходит к первоначалу. Это восхождение Платон изображает в виде скачка, использующего предположения в качестве трамплина4. Но ведь скачок указывает на резкий разрыв с тем способом, каким осуществлялось движение прежде:
таким образом, это совсем не то, что метод, которому свойственно последовательное постоянство движения. Переход к абсолютной науке — это внезапная смена метода, чуть ли не полный отказ от метода. Не случайно Главкон в связи с этим говорит, — если дословно переводить его выражение, — не о том, "как удивительно высоко мы взобрались", а о бог знает каком головоломном прыжке5.
Самое большее можно сказать, что эта восходящая диалектика характеризуется критическим и полемическим подходом, пробиваясь, "словно на поле битвы, сквозь все препятствия"6. Но тогда неясно, как этот подход, в существе своем негативный, может преобразиться в непрерывную цепь позитивных дедукций из первоначала. Невозможно определить, "чем отличается эта способность рассуждать, из каких видов она состоит и каковы ведущие к ней пути"'. И в самом деле, Сократ прямо отказывается дать такое определение, без околичностей заявляя, что у его собеседника не хватит сил следовать за ним.
Пользы от весьма общего определения диалектики, которым довольствуются собеседники в "Государстве", и впрямь не очень много. То, что диалектика состоит в умении "привести разумный довод или его воспринять"8, иначе говоря, в умении аргументировать в форме диалога, — не более чем напоминание об этимологии слова "диалектика". Более конкретным является указание на то, что невозможно правильно вести спор, не обладая точным знанием о каждой вещи, и прежде всего о том, что есть благо. Вот где, стало быть, следует искать содержание диалектики и источник совершенства знания:
Когда же кто-нибудь делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага9.
Однако на просьбу разобрать "вопрос о благе"10 Сократ отвечает: "Что такое бла-
1 Платон. Государство. VI 511 be // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 319.
2 Аристотель. Метафизика. I 9, 992 а 32—-33 // Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 90.
3 Платон. Государство. VII 531 d // Соч. Т. 3. Ч. 1.С. 343.
"См. там же. VI 511 Ь. С. 319.
5 См. там же. 509 с. С. 317.
6 Там же. VII 534 с. С. 346.
7 Там же. 532 de. С. 344. 8Тамже. 531 е. С. 343. 'Там же. 532 ab. '»Там же. VI 506 d. С. 313.
го само по себе, это мы пока оставим в стороне"1. Платонизм — по крайней мере такой, каким мы его знаем из опубликованных и сохранившихся работ, — не формулирует точно предмета и результатов диалектики и не дает строгого определения ее природы и методов. Конечно, во многих местах диалогов утверждается необходимость наиболее высокого знания — науки о благе2. Но все эти слова не выходят за рамки программных заявлений. Сама эта наука не исследована и не определена, а ее результаты и содержание не предъявлены. Несомненно, причина тому — радикальная неспособность сделать это. Благо само по себе, такое, каким его желает знать платонизм, может быть только всеобщим благом. Это — не благо индивида, находящееся в ведении личной этики, это — коллективное благо человечества, которым ведает политика. Знание блага оказывается политическим знанием, политической наукой. Очевидно, что платонизм, предлагая возвести политику в достоинство науки, выдвигал программу, которую даже при нынешнем развитии науки и технократии непросто осуществить. Тем более что для науки о благе Платон требовал научного статуса более высокого даже, чем статус математики. Такая претензия не только преждевременна, но и не обоснована как таковая. Платон сам свидетельствует об этом в тех диалогах, где признается, что политика находится ниже уровня рациональной науки. Так, в "Меноне" выражается сомнение в том, что "знание... руководит государственными делами"3, и констатируется, что в этой области "правильное мнение приносит не меньше пользы, чем знание"4. Именно этого второго направления будет держаться Аристотелева этика, утверждая, что "не во всех рассуждениях" можно достичь "точности в одинаковой степени"5 и что, следовательно, невозмож-
1 Платон. Государство. VI 506 de // Соч. Т. 3. Ч. 1.С. 313.
2См.: Хармид. 741 b—d; Лахет. 190 de; Гор-гий. 503—505; Евтидем. 286 b — 290 d.
3 Платон. Менон. 99 b // Соч. Т. 1. С. 409.
"Там же. 97 с. С. 407.
'Аристотель. Никомахова этика. I 1, 1094 b 13 // Соч. М., 1983. Т. 4. С. 55.
но в политике иметь такие же научные доказательства, как в математике. В этом смысле платоновский проект такой абсолютной науки о благе, которая двигалась бы путем строгих дедукций из знания того, что есть благо само по себе, представляется неосновательным. По правде говоря, он и не мог принести другого результата, кроме разочаровывающих псевдоматематических спекуляций устного учения Платона.
Можно, таким образом, утверждать, что Платон представил первое критическое доказательство необходимости знания по ту сторону научного знания, но что при этом его собственные заявления по поводу этого абсолютного знания остались манифестацией программы, не более того. Платонизм не смог определить ни содержание этого знания (поскольку идея блага остается неопределенной), ни суть его метода, который лишь самым общим образом обозначен как диалектика.
Ь) Троякое направление метафизики Аристотеля
Решая вопрос о природе абсолютного знания и его связи через диалектику с началами наук, Аристотель постарался добиться большей, сравнительно с Платоном, определенности и связности. С этой целью он резко противопоставляет две стороны, которые кажутся смешанными в абсолютном знании Платона, — диалектику и дедукцию:
...Ни одно искусство, доказывающее природу чего-то, не есть искусство ставить вопросы... Диалектика же есть искусство ставить наводящие вопросы. Если бы она доказывала, то она не ставила бы вопросов, если не относительно всего, то по крайней мере относительно первоначал и начал, свойственных [каждой области]6.
Сущность диалектики — в вопрошании: диалектик то и дело ставит вопросы и тем самым ставит все под вопрос. Напротив, дедукция ведет доказательство исходя из начал, которые она может принять только, как они есть: не прими она их, никакого доказательства попросту не получится. Вот почему доказывающие науки, такие, как
6 Аристотель. О софистических опровержениях. 11, 172 а 15—20 // Соч. М., 1978. Т. 2. С. 556.
математика, непричастны диалектике. Значит, если допустить вместе с Платоном, что абсолютное знание предполагает доказательство1 и, следовательно, какую-то научность,
— нечего и думать, что такое знание может быть диалектическим. Действительно, если абсолютное знание доказывает и дедуцирует, значит, оно принимает свои начала без вопросов, тогда как диалектика только и делает, что ставит под вопрос как универсальные первоначала, так и частные начала каждой науки. Но ставить под вопрос, спрашивать
— еще не значит знать. Диалектика, таким образом, только подготавливает знание: "диалектика делает попытки исследовать то, что познает философия"2. Метод философии прежде всего предполагает исследование философской проблемы в виде диалектического вопроса. Но это всего лишь подготовительный прием: вслед за ним философия, поскольку она включает в себя абсолютную науку, принимается за дедуктивное доказательство. Однако есть трудность в определении абсолютного знания как науки, если оно в то же время должно быть постижением первоначала. В самом деле, "предмет научного знания — [это нечто] доказываемое"3. Однако первоначало или принцип, будучи источниками всякого доказательства, сами не доступны доказательству, так как "доказательство и всякое иное знание исходит из принципов"4. Постижение первоначала находится, стало быть, за пределами, по ту сторону науки. "Остается [сделать вывод], что для [перво] принципов существует ум"5:
А значит, должно быть так, что мудрец не только знает [следствия] из принципов, но и обладает истинным [знанием самих] принципов. Мудрость, следовательно, будет умом и наукой, словно бы заглавной наукой о том, что всего ценнее6.
Обычные науки вовсе не имеют головы7, ибо "ни одна наука не рассуждает диалек-
1 См.: Аристотель. Никомахова этика. VI 6, 1141 а 2—3 //Соч. Т. 4. С. 178.
2 Аристотель. Метафизика. IV 2, 1004 b 25—26//Соч. Т. 1. С. 123.
'Аристотель. Никомахова этика. VI 6, 1140 b 35 // Соч. Т. 4. С. 178.
"Там же. 1140 b 34.
5 Там же. 1141 а 7.
«Там же. 7, 1141 а 17—20. С. 179.
'См.: Платон. Горгий. 505 d // Соч. Т. 1. С. 338.
тически о своих началах, но довольствуется тем, что принимает их такими, как они есть, чтобы затем развернуть их следствия"8. Абсолютное знание вместе с наукой познает то, что зависит от начал, но оно, кроме того, приставляет голову к телу наук, ибо оно благодаря диалектическому исследованию возвысилось до продуманного и осознанного понимания начал. Таков новый синтез, как результат критического пересмотра платоновского определения абсолютного знания у Аристотеля. Отсюда можно обрисовать в общих чертах природу этой высшей дисциплины, которую Аристотель, следуя греческой традиции, называет то "софией" — той самой, к которой устремлена философия, то "первой наукой", то "первой философией". При этом можно признать, что трудности проекта абсолютной науки, заметные у Платона, в Аристо-телевом синтезе — более ясном, лучше структурированном, менее парадоксальном (хотя бы потому, что он признает науками те дисциплины, которые и у всех слывут таковыми), — похоже, не столь велики.
В самом деле, Аристотель называет наукой всякий "доказывающий"9 метод, а "началом" — все "то, откуда как от первого познается предмет... например, основания доказательств"10, то есть его фундаментальные гипотезы — предпосылки или предположения. Термин "гипотеза", заимствованный у Платона, значит здесь не произвольное допущение, но то, что необходимо предпослать, предположить, чтобы состоялось доказательство. Совершенно очевидно, что математические доказательства не были для Платона чем-то сомнительным: основания математики названы у него "предпосылками" ("гипотезами") не для того, чтобы бросить тень на их основательность, а только ради указания на тот факт, что сами они остаются необоснованными. Однако платонизм ограничивался здесь простой констатацией: математики в практике своей науки не обосновывают ее начал. Аристотель же докапы-
8 Alexandre d'Aphrodise. Commentaire aux Refutations sophistiques. II, 172 a 18.
'См.: Аристотель. Никомахова этика. VI 3, 1139 b 31—32 // Соч. Т. 4. С. 175.
10 Аристотель. Метафизика. V 1, 1013 а 14—16//Соч. Т. 1. С. 145.
вается до причины такого положения дел: начала и не могут быть доказаны именно потому, что они сами — основания доказательств, и нет возможности идти дальше, чтобы их в свою очередь обосновать. Выходит, они недоказуемы, — но не потому, что у них нет доказательства, а в гораздо более глубоком смысле слова, — в том смысле, что они выше всякого доказательства.
Однако, даже если согласиться, что фундаментальные положения доказывающих наук суть самые настоящие начала, сохраняется возможность выйти за их пределы к "первой науке", которая их превосходит. В самом деле, "среди начал одни присущи какой-то одной науке (как аксиомы и определения в геометрии), другие являются общими для всех наук"1. Начала, общие для всех наук, — это те, "на основании которых все строят свои доказательства, например положение, что относительно чего бы то ни было необходимо или утверждение, или отрицание и что невозможно в одно и то же время быть и не быть, а также все другие положения такого рода"2. Эти первичные положения представляют собой то же, что "в математике называется аксиомами"3. Ссылка на математические аксиомы вовсе не означает, что Аристотеля интересуют лишь принципы математики. Математика для него — всего лишь наука в ряду прочих, тогда как аксиомы, которыми интересуется философия Аристотеля, — это "универсальные недоказуемые начала, которые обеспечивают возможность доказательства в лю-бой области наук"4. Ссылка на математику, как и заимствование самого термина у этой науки объясняются тем, что "именно математики главным образом пользуются аксиомами, потому что преимущественно в их науке наличествуют доказательства, в которых они выступают под этим именем"5.
В том, как используют термин "аксиома" для обозначения недоказуемых начал
всякого доказательства Аристотель и математики его времени, есть что-то очень современное6. Аристотель определяет таким способом первую науку, которая представляет собой подлинную аксиоматику — поиск фундаментальных предпосылок любой мыслимой науки. Такая аксиоматика не может зависеть ни от какой частной науки. Каждая наука, с одной стороны, пользуется аксиомами, не задаваясь вопросом об их происхождении, с другой же стороны, ограничивает их применение той областью, на которую простирается ее собственная компетенция:
Аксиомы... имеют силу для всего существующего... Их применяют настолько, насколько это каждому нужно, т. е. насколько простирается род, относительно которого приводятся доказательства7.
Например, "геометрия, приняв аксиому, что две вещи, равные третьей, равны между собой, применяет ее к размерам (потому что она имеет дело с величиной фигур), но арифметика на свой манер применяет ее к числу"8. Стало быть, именно на долю этой "первой науки" выпадает изучение аксиом в универсальном смысле, и такая вот первая наука и может составить собственный предмет философского исследования. Но если первая наука имеет дело с абсолютным первоначалом, ей пристало сформулировать аксиому, которая предпослана всем прочим. В четвертой книге "Метафизики" действительно дается такая аксиома — это принцип противоречия:
Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении'.
"Именно такое начало есть наиболее достоверное из всех"10, так что оно может быть названо "свободным от всякой предположительности"" — без предпосылки. Последний термин, между прочим, пред-
1 Simplicius. Commentaire ä la Physique d'Aristote. I 1. Diels. P. 12, 5—7.
2 Аристотель. Метафизика. Ill 2, 996 b 28—31 //Соч. T. 1. C. 103.
3Там же. IV 3, 1005 a 20. С. 124.
4 Alexandre d'Aphrodise. Commentaire ä la Metaphysique d'Aristote. IV 3. Bekker. P. 649 b 11—12.
5 Ibidem.
6 Евклид будет говорить не об аксиомах, а об "общих понятиях".
7 Аристотель. Метафизика. IV 3, 1005 а 24—27 // Соч. Т. 1.С. 124.
8 Alexandre d'Aphrodise. Commentaire ä la Metaphysique d'Aristote. IV 3. P. 649 b 33—35.
9 Аристотель. Метафизика. IV 3, 1005 b 19—20//Соч. Т. 1. С. 125.
10Там же. 17—18, ср.: 22—23. "Там же. 14.
ставляет собой ту самую характеристику, которую Платон относил к идее блага. Разумеется, Аристотель совершенно сознательно заимствует данный термин, настаи-вая на том, что принцип противоречия не является гипотезой — "не есть предположение"'. Тем самым он ясно дает понять, что этот принцип может составить содержание — на сей раз до конца высказанное и определенное — "науки", которую законно назвать "первой", так как она содержит начала всех доказательств всех частных наук. Таким образом, не идея блага, а принцип противоречия будет подлинным первоначалом, "ведь по природе" он "начало даже для всех других аксиом"2.
Однако Аристотель оставляет этот последний тезис без доказательства. Он не показывает, каким образом из принципа противоречия могут быть извлечены те или иные следствия. Что же касается самого принципа противоречия, то он недоказуем, так как его первичность столь абсолютна, что о предшествующей аксиоме, из которой он мог бы быть выведен, нечего и думать. Наука о первоначале не содержит, следовательно, ни доказательства первого принципа самого по себе, ни доказательства его следствий. Здесь есть некоторое противоречие с идеей о том, что наука характеризуется способностью доказывать: познание пер-воначала не будет в таком случае наукой, хотя бы и первой. Но следует ли вообще стремиться доказать то, на чем основано всякое доказательство? "Ведь это невежест-'во — не знать, для чего следует искать доказательства и для чего не следует"3. Более того, "для всего без исключения доказательства быть не может, ведь иначе приходилось бы идти в бесконечность"4. Движение от доказательства к доказательству не имело бы предела, "так что и в этом случае доказательства не было бы"5. Здесь как раз видно, что абсолютное доказательство есть противоречивая идея и, следовательно, абсолютное знание не может быть доказывающей наукой.
1 Аристотель. Метафизика. IV 3, 1005 b 16 // Соч. Т. 1.С. 125.
2 Там же. 33—34.
3Там же. 4, 1006 а 6—8. С. 126.
"Там же. 8—9.
'Там же. 9.
Стремясь избавиться от противоречия между необходимостью первой науки и недоказуемостью первоначала, Аристотель приходит к мысли о том, что принцип противоречия можно доказать через опровержение6. Дедуктивное доказательство — дело того, кто развивает научное изложение: доказать какое-то положение означает в таком случае вывести его из других положений, принятых за истинные. Доказательство же через опровержение нацелено на то, чтобы припереть к стенке всякого, кто дерзнет оспаривать данный принцип. Ведь всякий враг принципа противоречия может быть опровергнут, "если только" он "что-то высказывает"7. Действительно, высказывать что-то, имеющее смысл, можно, только говоря что-то определенное, тогда как говорить о чем-то, что оно таково и не таково, — значит не говорить ничего путного. Достаточно, таким образом, попросить противника данного принципа высказать что-либо осмысленное, как он тут же автоматически подчинится его требованиям:
Исходная точка всех подобных доводов состоит... в том, чтобы сказанное им хоть что-то означало и для него, и для другого; это ведь необходимо, если только он что-то высказывает, иначе он ничего не говорит ни себе, ни другому. Но если такую необходимость признают, то доказательство уже будет возможно; в самом деле, тогда уже будет налицо нечто определенное8.
В некоторых отношениях такой прием аргументации превосходит доказательства. Ведь нельзя доказывать, не постулируя того, "что вначале подлежит доказательству"9. Если же тот, кто оспаривает принцип противоречия, не может ни помыслить, ни выразить что бы то ни было, не сообразуясь с требованиями этого принципа, то устраняется опасность petitio principii, доказательства от недоказанного: не кто иной, как сам оппонент поставляет элементы доказатель-ства и тем самым "поддерживает рассуждение"'".
6 См. там же. 11—12.
'Там же. 12—13.
"Там же. 18, 22—25. С. 126—127.
»Там же. 20—21. С. 126.
'"Там же. 26. С. 127.
Несомненно, приведенная аргументация убедительно показывает, что принцип противоречия необходим, ибо он — в основе всякой мысли и всякого значимого высказывания. Однако можно усомниться в том, что мы здесь имеем дело с собственно доказательством. Ведь Аристотель сам показывает, что тому, кто доказывает, незачем спрашивать, поскольку он развертывает доказательство, исходя из положений, считающихся истинными1. Когда же обосновывается принцип противоречия, приходится обращаться с вопросом к тому, кто оспаривает этот принцип, чтобы получить от него значимое высказывание, которое и послужит доказательством. Вспомним теперь, что умение ставить вопросы находится в ведении диалектического искусства, а вовсе не доказывающей науки. Выходит, Аристотель дает две противоречащие друг другу интерпретации знания о первоначале. С одной стороны, если первоначало есть предмет науки, даже если это первая наука, то оно должно быть доказуемым и его действительно можно "доказать путем опровержения"2. "Что же касается опровергающего доказательства", которое "отличается от обычного доказательства"3, тут приходится признать, что первоначало "есть нечто истинное и помимо доказательства"4.
Однако диалектическое доказательство приобретает чисто логический характер в той мере, в какой оно остается в пределах языка и мысли; но оно выходит за рамки чисто логической аргументации в той мере, в какой оно основывается на требовании значимой речи, то есть речи, несущей какой-то смысл. Означать для языка — это, строго говоря, делать знак, жест в сторону того, что язык выражает и заменителем чего он является. Иметь смысл для речи и мысли — значит отсылать к какой-то реальности. И если принцип противоречия имеет смысл, то вовсе не потому только, что он обеспечивает практику мысли и речи, а прежде всего по той простой причине, что в реальности есть разница между "быть" и "не быть".
'Ср. наст. изд. Гл. 1. С. 28. 2 Аристотель. Метафизика. IV 4, 1006 а 11—12 //Соч. Т. 1. С. 126.
'Там же. IV 4, 1006 а 15—16. С. 126. 4Там же. 27—28. С. 127.
Прежде всего, таким образом, ясно, что верно по крайней мере то, что слово "быть" или слово "не быть" обозначает нечто определенное5.
Таким образом, принцип противоречия
— не только основание мысли, он вытекает из самой природы бытия. Следовательно, первая наука, поскольку она имеет дело с первой аксиомой, тождественна науке о бытии6, той, что после Аристотеля будет названа "онтологией". Значимость принципа противоречия далеко не ограничивается одной только логикой. Ведь то, что мы называем логикой, а именно искусство мыслить и рассуждать, — для Аристотеля всего-навсего инструмент: "исследование начал умозаключения... есть дело философа"7. Если же принцип противоречия есть предмет первой науки, значит, он обозначает фундаментальную структуру бытия и имеет не только логическую, но и онтологическую значимость.
"Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе"8. Это определение первой науки годится и для определения науки о первой аксиоме. Ведь первое, что присуще бытию, — это быть непротиворечивым:
...Ибо есть — бытие, а ничто — не есть9. Но наука о бытии, как таковом, есть первая наука, потому что она отличается от любой частной науки, и особенно от физики. Дело в том, что наука о бытии, как таковом, исследует предметы всех наук с самой общей для них стороны и через то, что у всех у них есть общего, ибо у всех вещей только и есть общего, что они "есть". Напротив, любая частная наука изучает вещи, определяемые через их частные свойства: физика
— одно, математика — другое, теология
— третье. Вещи, которые изучает физика,
— это реальные объекты, подверженные возникновению и уничтожению, в то время как вещи, которые изучают математика и теология — первые в силу своей абстрактности, вторые благодаря отделенности от физического мира, — чужды становлению.
5 Там же. 29—30. 'См. там же. 3. С. 126. 'Там же. 1005 b 4—5. С. 125.
8 Там же. IV 1, 1003 а 25. С. 119.
9 Парменид. В 6 DK // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 288.
Если под "движением" вслед за Аристотелем понимать любую форму изменения (а не только перемену места, которую Аристотель специально называет "пространственным движением"), можно сказать, что физика — это наука о бытии, подверженном движению. Впрочем, следует сузить это определение, потому что оно распространяется и на произведения рук человеческих, тогда как физика занята только естественными объектами. Требуемое уточнение можно произвести двумя способами. С одной стороны, естественные объекты производят и воспроизводят себя сами, искусственные же произведены человеком. Тогда можно ограничить физику бытием, "сущим", которое "имеет начало движения и покоя"' в себе самом. С другой стороны, вещи, произведенные человеком, зависят от искусства, которое есть практическая деятельность, в то время как природные объекты рассматриваются физикой, которая есть теоретическая наука. Таким путем мы получаем окончательное определение:
Учение о природе [физика] должно быть умозрительным, но умозрительным знанием лишь о таком сущем, которое способно двигаться2.
Согласно этому определению физика "имеет... дело с некоторым родом сущего"3. Можно, следовательно, сказать, что у физиков "также есть некоторая мудрость, но не первая"4, а "есть еще кто-то выше тех, кто рассуждает о природе"5. Поэтому наука о бытии, как таковом, может претендовать на звание метафизики.
Итак, о каждой вещи можно сказать, что она есть. Но равным образом о ней можно сказать, что она есть единая вещь. "Быть" и "быть чем-то одним" становятся эквивалентами, так что единое бытие тоже оказывается предметом универсальной науки, потому что по сути только сущее и единое "сказываются обо всем существующем"6. Но именно абсолютно универсальный характер такой науки делает ее столь же аб-
' Аристотель. Метафизика. VI 1, 1025 Ь20—21 //Соч. Т. 1. С. 180. 2 Там же. 26—27. С. 181. 3Там же. 19. С. 180. 4Там же. IV 3, 1005 b 1—2. С. 124. 5 Там же. 1005 а 33—34. 'Там же. III 3, 998 b 20—21. С. 108.
солютно неопределенной. В самом деле, определено лишь то, что дифференцировано. Чтобы определить единое бытие, надо определить его стороны, показывая, что их различает. Именно так и действует любая наука, определяя внутри исследуемого рода отдельные виды и их специфические отличия. Такая деятельность по дифференциации и классификации и есть первая работа науки. Между тем "у каждого рода должны быть видовые отличия, и каждое такое отличие должно быть одним"''. Невозможно, следовательно, осуществить видовые различения для единого бытия, так как видовым отличием для всякого рода должно быть то, что от этого рода отлично. Например, определение "разумное" дифференцирует род живых существ вообще, давая определение вида "человек" как "живого существа, наделенного разумом" (одно из Аристотелевых определений человека). "Между тем ни единое, ни сущее не может быть родом для вещей"8, так как в таком случае всякому видовому отличию нельзя ни "быть", ни "быть чем-то одним" ("ни одно видовое отличие не будет ни сущим, ни единым")9. Приходится, таким образом, заключить, что каждая вещь "есть непосредственно нечто сущее и нечто единое, не находясь в сущем и едином как в роде"10. Правда, как раз такое непосредственное схватывание вещи как бытия ничего нам не дает: определить вещь как сущее (нечто, что есть), то есть как бытие и единство, — значит попросту сказать, что здесь есть нечто. Это истина чересчур общая, чтобы сделаться предметом науки. Мы не можем определять вещи, не относя их к определенному роду, то есть говоря: вот это — человек, а не вот это — сущее. Тогда только мы добираемся до того, что есть каждая вещь, или, на языке Аристотеля, что есть "сущность" каждой вещи. "Бытие же ни для чего не есть сущность" и не может ничего определять, "ибо сущее не есть род"".
Нельзя, следовательно, рассматривать бытие как род, охватывающий