Структурные концепции и модели профессиональной культуры специалиста
Культура профессиональной деятельности будущего специалиста как показателя его соответствия эталону профессиональной компетентности может быть результатом саморазвития студента. Будучи целевой и содержательной характеристикой современного специалиста, она выступает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта профессиональной деятельности. Культуру профессиональной деятельности будущего специалиста, по мнению ученых, ее нельзя сформировать не включив студента в учебно-познавательную деятельность; он должен пройти через последовательность ситуаций, близких к реальным и требующих от него компетентных действий, оценок, рефлексии приобретенного опыта (В.В. Сериков).
Концепция формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста базируется на идее о том, что целостность и гомогенность исследуемого качества будущего специалиста на всех уровнях реализации компетентностного подхода закономерно обеспечивается интеграцией культурологического, деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, при сохранении системообразующей роли последнего и требует выражения результата в единых показателях.
Культурологическая концепция формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста базируется на идее о том, что целостность и гомогенность исследуемого качества будущего специалиста на всех уровнях реализации компетентностного подхода закономерно обеспечивается интеграцией культурологического, деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, при сохранении системообразующей роли последнего и требует выражения результата в единых показателях: личностное и профессиональное становление, самоактуализация, саморазвитие и самореализация в профессиональной деятельности.
Концептуальная модель реализации компетентностного подхода в формировании культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода:
- сконструирована на принципах: культуроличностного выбора и самоопределения в культуре (развитие механизмов профессионального самоопределения, активизация разных видов рефлексии, актуализация нерефлексивных форм самоопределения, динамика ценностно- смысловых образований студента, движение к ценностям, закрепленным в культуре);
На основе вышеупомянутых организационно-педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих специалистов предлагаем составляющие основной модели методических подходов, которые соответствуют целям, этапам и компонентам становления профессиональной культуры: - — гуманистический и организационный подход — для целеполагания, подготовки и обеспечения формирования профессиональной культуры учащихся, где основой формирования профессиональной культуры воспитанников является целенаправленная работа инженерно-педагогических работников, основанная на интегрированном подходе к профессиональному и культурологическому образованию; - личностный и аксиологический подход — для работы с учащимися в процессе подготовки их к восприятию профессиональной культуры, что предполагает ориентацию на развитие личности и обеспечение готовности к восприятию профессиональных ценностей и культурологических основ профессии; - компетентностный и культурологический подход — для гармонизации профессиональных и культурологических составляющих подготовки на основе развития творческих компетенций будущего специалиста.
21. Методы психодиагностики ПВК в опасных профессиях.
Метод Профе́ссиогра́мма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.
Сопоставление ПВК и профессиограммы.
В.Д. Шадрико отмечает, что профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности.
Согласно А.В. Карпову , профессионально важные качества можно разделить на четыре основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:
абсолютные ПВК – свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;
относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);
мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);
анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.
Метод тестирования с помощью личностных опросников и методик, например методики исследования профессиональной компетенции, профориентации
Психодиагностика деструкций
Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека. Работа может способствовать личностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия. Вероятно, нельзя найти профессиональной деятельности, которая вообще не имела бы таких отрицательных последствий. Проблема в балансе — соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Те профессии, или та конкретная работа, где баланс не в пользу положительных изменений, и вызывают так называемые профессиональные деструкции. Профессиональные деструкции проявляются в снижении эффективности труда, в ухудшении взаимоотношений с окружающими, в ухудшении здоровья и главное — в формировании отрицательных личностных качеств и даже — в распаде целостной личности работника.
выделиляют следующие тенденции развитияпрофессиональных деструкции
1. Отставание, замедление профессионального развития
2. Несформированность профессиональной деятельности.
3. Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда и возникающие на этой основе профессиональные конфликты
4. Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, результатом чего является полная или частичная дезадаптация.
5. Рассогласованность отдельных звеньев профессионального труда, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает.
6. Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления
7. Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств
8. Появление деформаций личности (эмоционального истощения и «сгорания», а также ущербной профессиональной позиции
9. Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери работоспособности.
Метод тестирования с помощью личностных опросников и методик, например методики оценки нервно-психической устойчивости, диагностики стресса. (Бойко выгорание, мло адаптивность)