Проблема свободы и необходимости как основной вопрос философии.
Это проблема отношения мира и сознания, которое не только отражает мир, но и обратно на него воздействует. Г. В. Плеханов – обратил внимание на этот вопрос – «для философов этот вопрос как сфинкс – разгадай меня или я пожру твою систему» Встал вопрос о том существует ли объективная предопределенность (90). Попытки решения проблемы свободы и необходимости: Эпикур, стоики, Спиноза, Шеллинг.
Может ли человек по своей воле преобразовывать мир, и если способен, то насколько он волен в своих действиях? Человек при изготовлении чего-то предопределяет ход трансформаций материальных вещей – это называется ЦЕЛЕВОЙ предопределенностью. Но насколько мы вольны предопределять материальные процессы, насколько мы свободны в своих действиях изменять мир, каковы пределы этих возможностей, а свободны ли мы вообще? Возникает проблема свободы и необходимости.
А объективен ли внешний мир? Если да, то как в нём возможна свобода? Насколько человек волен направлять ход процесса? Здесь мы имеем целевую предопределенность – цель предопределяет ход действий. Возникает такой вопрос: в мире есть эта предопределенность вне зависимости от нас или нет? Есть ли объективная предопределенность процессов? Предопределенность, существующая вне зависимости от человека может приниматься по разному.
144. Телеология. Телеологией занимается философия религии. Есть Бог, есть великий разум, который ставит цели и все, что в мире происходит – реализация цели. Так что мир есть объективная предопределенность. Какая? Божественная, определяемая разумом. Применяя это к истории, т.е. говоря, что история – реализация цели какого-то разума, это называется провиденционализмом. Провиденционализм – вся история цель, поставленная каким-то высшим разумом. Телеология – учение о сверхъестественной предопределенности.
145. Возникновение абсолютного детерминизмаПредпосылки у милетской школы (Анаксимандра), развитие у Гераклита Эфесского (логос). Потом Демокрит (на основе Левкиппа). Нашли причинность (она же причинно-следственная связь). Исходил из того, что нет безпричинных явлений.
Абсолютный детерминизм в философии и естествознании Нового времени.
Долгое время была известна только одна форма детерминизма – абсолютный детерминизм, т.е. в мире есть не просто предопределенность, а абсолютная предопределенность. Все имеет естественную причину, т.е. причину в материальном мире. Это первая предпосылка. Вторая посылка – связь причины и следствия необходимая. Значит в мире существует абсолютная необходимость.
Абсолютный детерминизм - классическая механика. Если мы знаем все начальные условия, мы знаем как все вокруг движется. Это называется редукция – сведение всех форм движения к механическому. Возникал вопрос, ведь есть еще и вероятность, откуда она берется? От незнания. Когда мы не знаем все начальные условия мы не знаем и исход. Абсолютная предопределенность обеспечивает абсолютную предсказуемость. Если мы знаем все, легко предсказать. Если есть абсолютный детерминизм, свобода есть? Может быть свобода? Ни какой свободы нет. А что тогда свобода? Самообман (П. Гольбах).
Все французские материалисты были абсолютными детерминистами. Но и естествоиспытатели. Например, знаменитый Пьер Лаплас, великий математик, астроном. У него есть книга, которая называется «Философия вероятности». Там он сделал вывод, что в мире все предопределено, и что вероятность это результат нашего неполного знания. Не все знает, поэтому не можем абсолютно все точно предсказать.
После этого вопроса он может спросить где тогда существует свобода воли? Ответ: у Маркса, свобода воли = господство над природой, её изменение, при осознании необходимости и наличия ресурсов.
Индетерминизм и свобода.
Индетерменизм - взгляд на мир как на хаотичное нагромождение явлений, отрицание какой-бы то ни было предопределённости. Нет никакой предопределённости, значит, мир состоит из хаоса, где всё может быть. А раз так, то в таком мире может ли быть свобода? Нет.
Как видите не только абсолютный детерминизм, но и индетерминизм исключают свободу человека. Понятие абсолютного детерминизма это понятие абсолютной предсказуемости. Но не путайте, одно дело это предсказуемость, другое дело это предопределённость. Нет предсказуемости без предопределённости, но это не одно и то же. С точки зрения философов, из абсолютного детерминизма предсказать-то ничего нельзя. С их точки зрения все связи (связь причины и следствия он имеет ввиду) необходимые, т.е. все они одинаковы, если мы не знаем хотя бы одной связи, то мы не можем сказать, что будет дальше, т.е. абсолютный детерминизм оборачивается несвободой, т.е. непредсказуемостью.
Т.е. приходим к результатам, что и индетерминизм, почему? А вот почему. Что реально на самом деле есть? Реально есть связи несущественные и существенные, важные и неважные. Т.е. есть связи необходимые и случайные. Т.е. те, которые не могут не быть и те, которые могут быть и могут не быть. Что делают абсолютные детерминисты? Они поднимают случайность и даруют ему необходимость. И получается что положение о том, что всё необходимо равносильно тому, что всё случайно.