Мышление и язык. Понятие и слово.
Немного истории.
1. 2,5 млн. лет назад появился человек умелый (homo habilis). В отличие от своего предшественника, австралопитека, он уже производил орудия труда. (Австралопитеки ничего не производили) НО! У них не было языка и социума.
2. 1.6 млн. лет назад появились _архантропы_ – умели говорить Эта дата является точкой начала формирования мышления (конец этого процесса 40 тыс. лет назад)
Научным фактом является то, что найденные дети «маугли» не обладали мышлением. Этот факт обычно является главным козырем при доказательстве того, что мышление – социальный процесс. Теперь немного мысленного эксперимента. Допустим у нас куча людей, но общаться они между собой не могут. Тогда, очевидно, от маугли они не отличаются. Отсюда и получается что мышление – общественный процесс. осуждение или одобрение действие одного человека со стороны другого (критика), споры и т.д. – все эти общественные явления определяют и способствуют развитию мышления. Так как общение между людьми происходит посредством языков, то мышление как процесс не может существовать без языка.
Понятия отражают качества, являются образами качеств. П. - мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфич. признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. По словам В. И. Ленина, П. есть «... высший продукт мозга, высшего продукта материи» (ПСС, т. 29, с. 149). Каждое понятие выражается словом. А слово является выражением понятия. Понятие и слово – неразрывно связаны. Слово, не обозначающее понятие, – это просто физический знак. Тем не менее, это разные вещи – понятие отображает, а слово – обозначает. Введем термин «имяпонятие», который одновременно обозначает и слово, и понятие. Оно отражает общее, является его образом и обозначает конкретные предметы (собака, кошка). Качественные понятия выражают общее, выделяющее всех собак от несобак, и в то же время обозначают каждую конкретную собаку.
Понятие знака. Треугольник Фреге: знак, предметное значение знака (денотат), смысловое значение знака (десигнат).
Готлоб Фреге(1848–1925). Огромное значение имеет его учение о знаках. Он ввел три понятия: знак, значение знака, смысл знака. Надо заметить, что ученики Фреге с тем, чтобы его учение было доступным и более понятным ввели своеобразную фигуру, которая называется треугольником Фреге или семантическим треугольником. Верхняя вершина треугольника – это знак(слово или имя). Каждый знак только постольку знак, что это знак обозначает. Вот то, что он и обозначает, называется предметным значением знака. Вместо термина предметное значение в логике, математике, семиотике применяется термин денотат(или референт) знака. Отношение знака к дентонату носит название обозначения. У слова может быть один денотат, тогда говорят, что слово является единичным знаком. (пример: А.С. Пушкин). Бывает, что у знака есть много денотатов, тогда этот знак обозначает каждый денотат (пример: собака).
Кроме этого Фреге ввел понятие смысла знака. Каждый знак не только что-то обозначает, но еще и выражает смысл (смысловое значение) или сигнификат или десигнат. В отличие от сигнификата денотат можно потрогать. А вот смысл доступен только уму, он умозрителен. Что такое смысл - ведутся споры. Семёнов считает, что смыслом является понятие.
Проблема природы понятий.
Смысл знака естествоязыка – это и есть понятие. Иными словами, понятия образуют смысл знака. И именно потому, что знаки имеет такой смысл у него такие, и никакие иные денотаты. Отсюда следует, что не может быть слова (знака) без понятия (иначе это был бы шум и больше ничего). Без слова нет понятия и без понятия нет слова. Так что слово и понятие образуют нерасторжимое единство, но очень противоречивое, ведь они друг от друга отличаются. Слово-то материально, а понятие оно идеально(оно есть субъективный образ объективного предмета). Понятие отражает, а слово обозначает, но не отражает! Когда мы говорим собака, то это что: понятие или слово? Это и то и то. Поэтому был введен такой термин слово-понятие.
Проблема природы понятий - это проблема что такое понятие по отношению к внешнему миру. Потом треугольник Фреге. Слово - обозначает денотат и выражает смысл, а понятие только отражает, но не обозначает. Слову “собака” соответствует каждая конкретная собака. А чему соответствует понятие “собака”? Собаке вообще, а никакой конкретной собаке. Имеет ли это понятие “собака” объективное содержание во внешнем мире? Этот же вопрос по-другому: есть ли в мире общее, а не только отдельное?