Взаимодействие человека и природы. Основные идеи экологической философии

Человеческое общество одновременно и противостоит природе, и включено в нее, испытывает воздействие природы и в то же время оказывает активное обратное воздействие. Внутренне противоречивые взаимоотношения человека и природы обусловили существование в истории следующих моделей их взаимодействия - мифологической, научно-технологической, диалогической.

Мифологическая модель взаимодействия человека и природы характерна, прежде всего, для восточной цивилизации и ранних этапов развития западной цивилизации, включая античность. Доминирующими в мифологическом сознании были две установки: признание господства природы над человеком и персонификация, одушевление природных явлений. Человек не противопоставлялся природе, он мыслился как одна из ее частей. Природа понималась как закономерно организованная и совершенная. Человек должен жить в согласии с природой, быть ее прилежным учеником. Поскольку природа считалась одушевленной, человек относился к ней бережно.

Иное понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом до человека и для человека, отданное ему во владение и пользование. Самостоятельной ценности, без соотнесения с человеком, природа не имеет. Природа стала считаться неодушевленной, и, следовательно, менее ценной, чем человек. Все эти идеи стали фундаментом начавшей формироваться в Новое время научно-технологической модели взаимодействия человека и природы. Ее главной установкой стало провозглашение целью науки и техники господство над природой. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и смысла.

Утилитарно-прагматическое отношение к природе доминировало вплоть до середины ХХ в. Люди все больше убеждаются в опасности бесконтрольного и непродуманного употребления своей постоянно возрастающей научно-технической мощи. На современном этапе искусственно созданная человеком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: масса всех артефактов (техномасса) значительно превосходит биомассу. Совокупная человеческая деятельность способна коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию. Осознание этой опасности заставило мировое сообщество начать поиск новой модели устойчивого развития, что зафиксировано в ряде документов ООН, в том числе глобальной программе «Повестка дня на XXI век». На основе этой программы в ведущих развитых странах развернулась интенсивная работа по составлению национальных стратегий. У нас также разработана «Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 г.». Под категорией «устойчивое развитие» понимается «создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей сегодняшнего дня, не подвергая риску способность окружающей среды поддерживать жизнь в будущем, то есть, ставя под угрозу возможность будущих поколений в удовлетворении их потребностей».

Поиск модели устойчивого развития актуален по следующей причине. Последние двадцать лет ученые ежегодно вычисляют дату, когда человечество израсходует весь годовой ресурс Земли и начнет жить «в долг». В 1987 г. этот день наступил 19 декабря, в 1995 г. – 21 ноября, в 2006 г.- 9 октября. Сейчас Земле нужно 15 месяцев для восстановления всего потребленного человечеством за год (измеряется количество всех земельных и водных ресурсов, необходимых человечеству, а также объемов продуктов его жизнедеятельности, которые вынуждена перерабатывать наша планета). Ученые считают, что современное человечество злоупотребляет тем экологическим кредитом, который ему выдала планета. Это допустимо только на протяжении небольшого срока. Человечество же берет в долг у следующих поколений, подрывая их благополучие.

Важнейшая задача современной философии в контексте концепции устойчивого развития – обоснование новой системы ценностей человеческой цивилизации, переориентация на которую позволит изменить модель взаимодействия природы и человека. Философия природы обосновывает следующие принципы взаимодействия человека и природы:

- процветание любых форм жизни на Земле имеет ценность само по себе и независимо от пользы для человека;

- люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей;

- современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и другого;

- необходимо изменить отношение к природе и обосновать в соответствии с этим стратегические приоритеты в области политики, экономики, образования, учитывающие ценность природы.

Природа перестает быть объектом, она превращается в партнера, подобного человеку, которого необходимо выслушать. Человек, познавая природу, должен не навязывать свой язык, а вступать с ней в диалог. Все отчетливее осознается необходимость преодоления монологического отношения к природе и замены его диалогическим отношением (партнерским, коммуникативным). Новыми принципами отношения к природе должна стать ответственность, разумность и гуманность.

В философии сформулирован ряд концепций, отражающих новые принципы взаимодействия природы и человека: биосферно-ноосферная концепция, концепция коэволюции, концепция этосферы.

Термин биосфера впервые был употреблен в 1804 г. французским ученым Ж.Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Философский смысл понятие биосферы получило у советского ученого В. И. Вернадского. Он стал называть биосферой всю ту среду, в которой существует совокупность населяющих землю организмов. Человек первоначально органично вписывался в биосферу, подобно другим живым организмам, связанным пищевыми цепями. Постепенно человек перешел от охоты и собирательства, то есть потребления готовых природных жизненных средств, к животноводству и земледелию, то есть к трудовой, производственной деятельности. Тем самым человек выделил себя из природы, начал создавать культурную биогеохимическую энергию и изменять природную среду. Поэтому появление человека и его производственной деятельности рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы. Под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой. Ноосфера(с греч. «сфера разума») – это качественно новый этап эволюции биосферы, на котором ее развитие определяется разумом и трудом человека. Развитие цивилизации будет гармонично сочетаться с развитием биосферы, будет обеспечена коэволюция человека и биосферы, то есть их совместное и согласованное развитие.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил советский биолог Н.В.Тимофеев-Ресовский. Концепция коэволюции базируется на принципе, согласно которому человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно измениться и само с учетом объективных требований природы.

В начале ХХ в. французский мыслитель А.Швейцер указал и главное направление изменения человечества – нравственное усовершенствование как индивида, так и общества. По его мнению, базовым принципом культуры должен стать принцип благоговения перед жизнью. Развивая идеи Швейцера, можно говорить о том, что вслед за стадией ноосферы должна последовать стадия этосферы как более высокого этапа в развитии биосферы. Этосфера – это область жизни, основанной на принципе нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек.


Наши рекомендации