Эволюция взглядов на материю
Эволюция взглядов на материю
Основные подходы к пониманию понятия «материя» в философии
1)материалистический (материя есть основа бытия, а все иные бытийские проблемы – дух, об-во – порождение материи)
2)Объективно идеалистический – материя объективно существует как порождение независимого от всего сущего, первичного, идеального (догма идея)
3)Субъективно идеалистический (материя как самостоятельная реальность не существует, она продукт субъективного духа)
4)Позитивистский (материя – ложно, поскольку ее нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного исследования)
Период научной революции в естествознании. Исследование макромира сменяются исследованиями микромира Меняется модель научного видения мира.
Основные свойства материи: способность материи существоват независимо от сознания; Способность определяться человеческим сознанием.
Материи как системы, охватывающей совокупность атрибутов: несотворимости, не уничтожимости, бесконечности, структурности, движения, прост-ва, времени, сознания и др.
Эволюция понятия материи в естественнонаучном материализме
Первый этап. Античная философия.Материя: у Фалеса это была вода, у Анаксимена – воздух, Гераклит был убежден и практически показывал, что "мир, единый из всего не создан никем из богов и некем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем. В этот же период возникла идея о существовании особой группы первоначал: вода, воздух, огонь и земля. Эта идея была обобщена в учении о четырех "корнях" мироздания, а немного позже – в идее Аристотеля о четырех способных к взаимным превращениям стихий. С возникновением органической химии в ХIХ в. произошла перекличка с данными идеями, так как выяснилось, что практически безграничное число органических веществ возникает в результате различных сочетаний четырех химических элементов: углерода, водорода, кислорода и азота.
Второй этап. Новое время.Демокритовская теория дополнилась научными данными, согласно которым материя понималась в Новое время как то, что имеет массу покоя, а в целом материя отождествлялась с веществом (Г. Галилей, И. Ньютон). Особое механическое свойство тел (масса) становится определяющим признаком материи.
Б.Спинозы о том, что природа – причина самой себя.
Лейбниц-он пологал что любая вешь,есть субстанция,следовательно число субстанций бесконечно.
Третий этап. В конце ХIХ в. в естествознании произошли крупнейшие открытия, вошедшие в историю науки под общим названием "новейшая революция в естествознании". Непосредственно она выросла на открытиях Менделеева и Столетова, Герца и Попова.
1895 г. – открытие лучей Рентгена, лучей огромной проникающей силы. Этим открытием было опровергнуто свойство непроницаемости, считавшееся абсолютным свойством материи.
1896 г. – открытие естественной радиоактивности (Х-лучи) А. Беккерелем. Стало ясно, что свойство неделимости, считавшееся также абсолютным свойством материи, является относительным.
Новейшая революция в естествознании состояла прежде всего в крутой ломке старых механистических представлений о материи, ее видах, свойствах, строении, формах движения.
Как физическая реальность материя известна в двух видах: вещество и поле. Оба вида различаются и по содержанию (по массе) и по форме бытия и проявления. Так, вещество существует в пяти основных состояниях: сверхплотном (концентрация ядер), твердом, жидком, газообразном, плазменном. В окружающем нас мире можно выделить три основных типа материальных систем: система неживой природы (материи), живой и социальной. Из биологических и социальных систем нам известны только те, которые существуют на земле.
Материя и движение.
Материя - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.
Движение - важнейший атрибут, способ существования материи.
Во первых движение есть неотьемлемое,необходимое исущественное свойство материи, способ существования метрии. Материя без движения немыслима, как и движение без материи- Энгельс.
Во вторых движение определяется как любое изменение.
В третьих движение есть противоречие, есть единство противоречий.
Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
1)материя существует независимо от сознания (первичность материи по отношению к сознанию)
2)она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости мира).
Движение Включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде Движение. - это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен, и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Движение определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движений. Движение внутренне присуще материи.
Виды движения:
1)хИМ.ДВИЖЕНИЕ-изменение хим.состава элемента 2)биологическое 3)социальное движение
Типы движения: 1)Развитие-необратимое изменение предмета или явления 2)Прогресс-это усложнение структуры 3)Регресс-движение от более усовершенных форм к менее 4)Количество- внешняя определенность предмета и его качества
Пространство и время.
Время и пространство - основные формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос, реальны ли время и пространство или это чистые абстракции, существующие только в сознании человека.
Время это форма бытия и материи которая вырожает длительные существования материальных обьектов.
Пространство-форма бытия и материи которая вырожает протяженность структуры,и рядоположенность материальных обьектов.
Свойство пространства и времени.
1)Обьективность и независимомть от сознания человека 2)неразрывная связь 3) Количественная и неколичественная связь между ними
Пространство трехмерно, время имеет только одно измерение; пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время - последовательность существования сменяющих друг друга явлений.
Время необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему.
Диалектический материализм признает не только внешнюю связь времени и пространства с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью времени и пространства, следовательно, материя, движение, время и пространство неотделимы.
20 Философская, научная ирелигиознаякартины мира.
I. Научная Картина Мира — целостный образ предмета научного исследования. Он создается посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. НКМ исторична, соответствует уровню развития науки в каждую историческую эпоху.
Разновидности: 1) общенаучная — обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке; 2) социальная и естественнонаучная КМ; 3) специальные НКМ (представления о мире с точки зрения отдельных наук.
Специальная НКМ создается на основе представлений: a) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые данной наукой; b) о типологии изучаемых объектах; c) об особенностях их взаимодействия; d) о пространственно-временной организации реальности.
НКМ является особым типом теоретического знания, теоретической моделью исследуемой реальности.
II. В философии дано концентрированное выражение мировоззрения конкретной исторической эпохи.ФКМ можно понимать в двух смыслах. 1)как основа и источник формирования представлений общенаучной и более частных НКМ. 2)как специальная картина мира философии как науки, изучающей вопросы онтологии, гносеологии, логики, философской антропологии, социального устройства, этики, эстетики. Основное понятие — категория бытия. Философы исходили из одного начала (вода, огонь, материя, идея итд.)
III. Обычно религию определяют как мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые определяются верой в существование «иного» мира и существ, разумно творящих все материальные и духовные формы бытия; совокупность ритуалов, обеспечивающих связь чела с потусторонними силами. Религия — специфическая форма культуры. Религия есть также система норм и ценностей, регулирующих общественные отношения. РКМ, как и НКМ объясняет мир с точки зрения современных знаний человека, но основывается не на научном знании, а на признании иной действительности, лежащей за чертой чувственно познаваемой реальности. При этом существует взаимное влияние РКМ, ФКМ и НКМ, так как все они представляют собой мировоззрение конкретной эпохи. РКМ исторична как все иные формы общественного сознания.
В истории европейской цивилизации прослеживается конфронтация религии и науки, которая обусловлена наличием двух различных функций культуры: познавательной и регулятивной.
Относительно будущего РКМ можно сказать: пока НКМ не ответит столь же доступно и эффективно на смысложизненные проблемы, переживаемые каждым, для значительной части вера в Бога останется основой надежды на приобщенность к вечным истинам бытия. Т.о., РКМ является такой же важной частью мировоззрения, как и др КМ.
Отражение свойство материи
На базе этической формы отображения возникает более высокая форма отображение на уровне животной материи.
На уровне животной материи отображение проходит 3 уровня:
1.Раздражимость.
Раздражимость характерно для всех живых организмов. Это есть реакция одноклеточного на воздействие из вне, оно вызывает приспособление одноклеточного существа к окружающей среде, такая реакция характерна для растений.
2.Чувственность.
Чувственность — это способность к ощущениям. С появлением органов чувств и центральной нервной системы появляется способность живых существ к образному отражению мира формируется ………
3.Сознание.
Сознание возникает, как высшая форма отражения. И присуще форм человека.
Итак, сознание – это свойство высокоорган. Материи связанное с личной формой человек может отрицать мир в идеальном образе.
Путь к сознанию лежит через глубины. качества.
Преобразования в отражении, который производит. при переходе от неживой материи к живой и по уровню живой материи от раздражимости к чувственности и от него к сознанию.
Сознание – 1. это высшая форма отражения действительности;
2.это форма человеческого мозга, как особым образом орган. материи;
3.это продукт развития материи.
Специфика сознания проявляется:
1.проявляется абстрактное мышление;
2.предвиденье возможности моделирования будущего;
3.на основе абстрактного мышления появляются возможность творческого освоения мира;
4.специфика сознания, как высшей формы отражения действительности проявляются в том, что отражение на этой ступени носит социально – детерминированный характер.
Сознание и самосознание
Осмысление внешнего мира человеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков, а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать термином самосознание.
Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.
Одним из первых вопрос о самосознании в европейской культуре ставит Сократ, провозглашая свою знаменитую установку «познай самого себя». Однако, самосознание понималось им в форме самопознания. В философии Средневековья проблемы самосознания анализировались в контексте исследования человеческой души и ее способностей. Фундаментальную роль в разработке проблем самосознания сыграла философия Нового времени, и в частности, философия Р. Декарта с его знаменитой формулой cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую»). По мнению Декарта единственное, что реально и непротиворечиво дано человеку – это его собственное «Я», факт его мышления. Самосознание тем самым основывалось на непосредственной данности психического, что означало, что внутреннему взору человека его духовная жизнь открывается такой, какая она есть на самом деле. Важный вклад в разработку идеи самосознания внесла философия И. Канта, который утверждал зависимость познания и самосознания человека от априорных (доопытных) структур человеческого разума. Однако, и у Декарта и у Канта в основе процессов сознания и самосознания играл разум. Разумным было самосознание в философии Гегеля, где оно понималось не только как способность человеческой природы, но как проявление Абсолютного Духа. Позднее в западной философии появились иррационалистические тенденции в трактовке самосознания. Разум перестает рассматриваться в качестве существенной человеческой способности. Мыслители исходят из того, что вместе с разумом, его нормами в деятельность самосознания проникают субъективные пристрастия, стереотипы мышления, предрассудки, социальные мотивы. На место разума встает особое созерцание.
Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Это обеспечивается через осознание человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Самосознание – это всегда осознание определенного количества своих желаний и потребностей.
Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности. Самосознание имеет явные и неявные формы. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности носят название рефлексии. Рефлексия представляет собой не только осознание того, что есть, но и одновременно фактор изменения самого человека. При этом рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте осознаваемой или неосознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности.
Сознание и бессознательное
Сознание - совокупность чувственных и умственных образов, для которых в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что явилось переживающим эти образы. Основой сознания является восприятие. Человек воспринимает мир посредством слуха, зрения и др. чувств. Восприятие - развернутый во времени процесс. Когда этот процесс сворачивается в образ, мы отождествляем его с объективной реальностью - это и есть восприятие. Многие исследователи считают, что образ и есть сознание. Образ представляет собой как бы собранную в одну точку энергию разрозненных столкновений человека с миром, сумму информации разного рода, полученной в ходе взаимодействия с миром. Процесс формирования образа - это процесс выделения себя из окружающего мира. Имея образ, человек различает себя в мире. Выделение своего "Я" из природы, его противопоставление природе - начало сознания.
Самосознание - это процесс, когда "Я" обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире.
Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе в этом отчета, автоматически. Бессознательными могут быть и телесные движения, и работа памяти, воображение. Проблеме бессознательности уделяется большое внимание в современной идеалистической философии и психологии (Фрейд). По мнению Фрейда сознание находится в непримиримой противоположности бессознательности, которая не просто неосознанное или незамечаемое, но нечто, чего человек боится и стыдится. Это - вместилище извечных агрессивных наклонностей, животных влечений человека. В обществе эти эгоистические, антиобщественные наклонности не преодолеваются, а загоняются "в глубь сознания", продолжают существовать в качестве запретных.
Мышление и язык
Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.
Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.
Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.
Язык – это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.
С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями.
Сознание является отражением действительности, а язык – ее обозначением и выражением в мысли.
Но не все выразимо с помощью языка, человеческая душа настолько загадочна, что для ее выражения порой нужна поэзия, музыка или весь арсенал символических средств.
Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных знаковых форм.
Знак – это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.
Знаковые системы – это материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление; реализуются информационные процессы в обществе; реализуются информационные процессы в технике.
В них входит вся сфера психики и сознания: понятийные компоненты; чувственные компоненты; эмоциональные компоненты; волевые побуждения.
Среди неязыковых знаков выделяются:
– знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.);
– знаки-признаки (озноб – симптом болезни, туча – предвестник приближения дождя и т. п.);
– знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.);
– знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность).
Язык — наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.
Язык и сознание происходят из глубокой древности.
Две основных функции языка:
— служить средством общения;
— служить орудием мышления.
Речь — это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.
Язык — это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.
Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.
Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.
Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.
Мышление - это активный процесс овладения знанием и обобщения понятий о действительности, раскрывается на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражении в системе абстракций.
Понятие диалектики
Диалектика-это метод аргументации в философии,а также форма и способ мышления.Диалектика исходит из того,что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. Метафизика ближе обыденному, повседневному,нефилософскому сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический же метод требует глубокой философской, теоретической культуры, постижения
историко-философского опыта.В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
1.Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель –Гераклит).
2.Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII –первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).
3.Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский,Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).
4.Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).
5.Милетская философская школа
Философия началась с Фалеса, который сказал, что все произошло из воды. Он думал,что вода - есть первичная субстанция, а все вокруг происходит из нее, что
Земля покоится на воде.Анаксимандр - гораздо более интересен, чем Фалес ( примерно 6 век до н.э.). Утверждал, что все вещи произошли из единой субстанции, но не из воды.Первосубстанция бесконечна, вечна, временна и объемлет все миры, т.к.Анаксимандр считал наш мир одним из многих. Первосубстанция превращается в
различные субстанции, а те переходят друг в друга. Он считал, что первосубстанция не может быть определенным элементом, иначе он бы поглотил
все остальные. Живые существа возникли из влажного элемента, когда он подвергся выпариванию Солнцем. Человек, как и другие животные, произошел от рыб.
Анаксимен - около 5 века до н.э. Главной субстанцией является воздух. Душа состоит из воздуха. Огонь - разреженный воздух. Сгущаясь, воздух становится
сперва водой, затем землей и, наконец, камнем. Земля по форме подобна круглому столу, а вокруг воздух.
Закон
На протяжении веков люди замечали определенный порядок мироздания, повторяемость явлений. Понятие закона сформировалось на поздней стадии развития человеческого общества, в период становления науки как системы знаний. Закон это устойчивый, регулярный, необходимый тип связи между явлениями, взятый в обобщенной форме относительно условий своего проявления.
Важным признаком закона является необходимость такой связи, что неизбежно проявляется в процессе развития того или иного явления. Если возникает что-то новое, то оно обязательно связано со старым.
Закон - это связь между сущностями, который является: объективным; необходимым; общим; внутренним; существенным; повторительным. Можно выделить три группы законов: частные законы, присущие только определенным формам движения материи (законы механики, химии, биологии и т.д.), общие законы, присущие всем или многим формам движения материи (законы математики, кибернетики, законы сохранения) универсальные законы (законы диалектики ).
Есть также динамические и статистические законы.
Динамические и статистические закономерности
Человеческий разум не безграничен, он в состоянии охватить мыслью лишь бесконечно малую долю событий и вещей, которые существуют в природе. Этого достаточно, чтобы понять законы природы, но не достаточно, чтобы с абсолютной точностью описать хотя бы одну единичную вещь. Ибо существование всякой вещи в той или иной мере зависит от действия всех прочих вещей, т.е. от конкретного состояния бесконечной Вселенной в целом. По этой причине человеческий разум обречен «играть в кости» с матерью-природой, довольствуясь вероятностным знанием о существовании вещей, данных в чувственном опыте.
Имея дело с сущностями вещей, разум получает знание, выражаемое строгими и всеобщими законами, которые иногда называют «динамическими». Относительно же существования предметов чувственного опыта знание такого рода невозможно, поэтому разум может приобрести здесь, в лучшем случае, вероятностные, или «статистические», закономерности.
Динамические закономерности сопряжены с абстрагированием от множества второстепенных и случайных факторов, научные предсказания здесь имеют достоверный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессов обнаруживаются множество случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию, выражаемую статистическими закономерностями. Предсказания таких закономерностей имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием случайностей.
Законы диалектики
Закон - это понятие, выражающее внутренне устойчивые, существенные, общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору.
Законы диалектики универсальны, фиксируют отношения и связи между явлениями как мира в целом, так и отдельными его сторонами и объектами. Существуют три закона диалектики - единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.
Законы и категории диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальными науками. Материалистическая диалектика есть общая теория движения, изменения, развития, связей, обобщающая специальные теории движения, изменения, развития, связей, созданных в физике, биологии, геологии, химии, астрофизике, социологии и ряде других наук.
Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности.
Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т.е. взаимопроникают друг в друга.
Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение.
Каждый предмет обладает двумя главными качествами - сходством и различием. Сходство, или тождественность, означает равенство предмета самому себе, в тот же момент в нем есть что-то, что нарушает его тождественность.
Подход к этому закону по принципу совпадения диалектики, логики и теории познания был направлен против сведения его к сумме примеров к пониманию его как всеобщего закона бытия и мышления.
Объективная всеобщность этого закона - основа его методологических функций в познании. Этот закон определяет также и структуру научной теории как диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры - «Капитал» К. Маркса. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно развивается и разрешается.
Детерминизм и индетерминизм
Детерминизм и индетерминизм Философское учение, согласно которому всякое событие в мире имеет свою причину и совершается согласно вечным законам природы, называется детерминизмом. Применительно к истории человечества детерминизм означает, что все исторические события подчиняются скрытым от человеческого сознания причинам и законам, что существует объективная, независимая от воли людей логика истории. Партию детерминистов в разное время возглавляли Демокрит, Спиноза, Гегель.
Классическое обоснование принципа индетерминизма дал шотландский философ-скептик Дэвид Юм. Он доказывал, что вера в причинную взаимосвязь вещей проистекает из привычки человеческой души увязывать события, регулярно следующие одно за другим во времени и смежные в пространстве, в единый ассоциативный ряд
Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа – этап классического (метафизического, механистического) и постклассического, диалектического по своей сущности детерминизма.
В основе метафизической трактовки детерминизма "лежит" атомистическая концепция Демокрита, отрицающая случайность, принимающая ее за непознанную необходимость. Такой детерминизм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом,
Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и другими философами Нового времени. Опираясь на труды своих предшественников и на основополагающие идеи естествознания И. Ньютона и К. Линнея, французский астроном и математик П. Лаплас в работе "Опыт философии теории вероятностей" (1814) довел идеи механистического детерминизма до логического конца. Он утверждал, что из знания начальных причин можно всегда вывести следствия.
В трудах Лапласа противоречия не было. Он истолковывал субъективистски как случайность, отождествляя ее с незнанием причин, так и вероятность, относя ее к нашему знанию о процессе (объекте), но не к самому процессу (объекту). В действительности же вероятность определяет степень возможности проявления объективного по своей природе случайного явления.
Выяснилось, что многие законы, объясняющие мир, носят статистический характер и не допускают однозначной предсказуемости, являясь законами вероятностными.
Поскольку сама случайность у Эпикура ничем не определяется, то без особых погрешностей можно сказать, что от него прослеживается начало противостоящего детерминизму учения – индетерминизма.
В истории философии известны два вида индетерминизма.
1. Так называемый "объективный" индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее субъективистского истолкования.
2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами существующих реалий (Юм, Кант и другие философы). Это значит, что причина и следствие, подобно иным категориям детерминации, суть лишь априорные, т.е. полученные не из практики формы нашего мышления.
Основные категории
Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Уже античная философия акцентировала внимание на изменчивости всего существующего. Действительность понималась как процесс перехода всякого свойства в противоположное. Первоначально этим термином обозначалось искусство диалога и спора. Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное. Тем не менее он обосновывал диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только так, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное».Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики.
Зрелое научное понимание диалектики создано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике сочетаются законы развития и бытия, и познания, так как они тождественные по своему содержанию и отличаются только по форме.
Материалистическая диалектика не только «онтологическое», но и гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление и познание одинаково в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тенденция, заложено то, чем они станут.
Главной категорией материалистической диалектики является Противоречие. В нем содержится ключ к остальным категориям и принципам диалектического развития: к развитию путем перехода количественных изменений в качественные, к перерыву постепенности, отрицанию исходного момента развития и отрицанию этого отрицания, повторению на высшем уровне некоторых сторон первоначального состояния.
Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом:
1) выступают как начала познания;
2) обусловливают его характер;
3) лежат в основе законов и категорий диалектики;
4) придают знанию системность и целостность;
5) выполняют нормативную функцию в познавательных и практических действиях.
Наиболее авторитетны два принципа диалектики: принцип связи и принцип развития.
Структура научного познания
В понимании структуры научного познания философы разделились на две партии: эмпирики полагают, что в основании науки лежат факты чувственного опыта, а рационалисты утверждают, что научное знание покоится на аксиомах и постулатах. Таким образом, у эмпириков научное знание складывается по образу мозаики из множества отдельных опытных фактов, между которыми ученый ищет причинные связи. У рационалистов наука подобна дереву, вырастающему из немногих корней-аксиом, а факты опыта оказываются чем-то вроде листьев на ее ветвях.
Эмпирики предпочитают индуктивные методы, а рационалисты отдают предпочтение методам дедуктивным. Латинское слово inductio означает «представление, приведение» (здесь: представление множества фактов в какой-либо общей форме; приведение данных опыта к общему знаменателю). Индукция - это обобщение опытных данных. Мы мыслим индуктивно всякий раз, когда, сравнивая разные предметы, приходим к заключению об их сходстве или различии. Дедукция же исходит из общих понятий, на основе которых мышление выносит суждение о тех или иных опытных данных. Эталоном научного знания среди эмпириков считается классическая механика; рационалисты в качестве образца научности рассматривают математику.
Раздел философии, рассматривающий проблемы научного познания, его методы и формы, называется методологией, в которой принята классификация методов на общие, к числу которых относят: методы эмпирических исследований (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.), теоретических исследовании (восхождение от абстрактного к конкретному и др.), эмпирических и теоретических исследований (идеализация, формализация, анализ, синтез и др.) и специальные, определяемые каждой наукой в соответствии со своим предметом познания.
В качестве форм научного познания отмечают: вопрос - это положение, требующее разрешения; проблему, вскрывающую противоречия между наличными, устаревшими знаниями, и недостаточностью новых; гипотезу, заключенную в доказательном предположении разрешения совокупности вопросов и проблем; теорию, систематизирующую знания, полученные в ходе решения вопроса, проблемы и доказательства истинности гипотезы.
Научное и вненаучное знание
Основной формой познавательной деятельности, главным ее «носителем» является наука.
Наука — это форма ду<